Рынок, его структура и функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы автор ставит– показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Оглавление

Введение 2
1. Эволюция рынка 4
2. Сущность рынка труда, его типология и структура 7
2.1. Определение рынка труда 7
2.2. Типология и структура рынка труда 8
2.3. Рынок труда и заработная плата 11
2.4. Особенности товара «труд» 12
3. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России 14
3.1. Механизм саморегулирования рынка труда 14
3.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России 16
3.3. Правовое регулирование рынка труда 18
3.4. Динамика безработицы 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

микроэкономика курсач.docx

— 64.09 Кб (Скачать)

3.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России 

    «Чем  меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» - так  говорил Адам Смит. Согласно его  трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением  к прибыли.

    Но  в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

    В долгосрочном плане при реализации экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом  объективных ограничений и проблем. Некоторые из них обусловлены  демографическими процессами, в частности, старением населения. Начавшееся в  начале 90-х годов сокращение общей  численности населения продолжится. В то же время до 2005-2006 гг. продолжится  рост численности населения в  трудоспособном возрасте, что усилит давление на рынок труда, обостряя проблему безработицы, при том, что экономика  не будет испытывать нехватки трудовых ресурсов. Вместе с тем появление  кадров нового поколения, менталитет и  образование которых уже ориентированы  на рыночные условия, обострит конкуренцию  на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, занятых в производстве. Это особенно важно с учетом миграционного  оттока квалифицированных кадров.

    Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная  часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения  и целенаправленные меры хозяйственной  политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут  зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

    Преодолением  негативных тенденций в экономике  можно существенно содействовать  улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если же скорейшие  меры по нормализации экономического роста не будут приняты, возникнет  угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства.

    Для решения всех этих задач государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке  труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические  связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует  также учитывать, что возможности  государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает  роли государства как гаранта  занятости, оно должно стимулировать  активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

    Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

  • появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
  • привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
  • обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

 Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать  разрыв между реалиями рынка труда  и иллюзиями сохраняющегося и  поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности  нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы – повысить гибкость рынка труда и мобильность  рабочей силы, одновременно обеспечив  реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра  для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры:

  • повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника;
  • на уровне предприятий и организаций изменить содержание и роль коллективных трудовых соглашений с участием профсоюзов;
  • реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве;
  • принять более реалистичные процедуры массовых увольнений.

    Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения  на основе экономического роста, но и  развитие законодательства, и соответственное  изменение общественного отношения  к данным проблемам. 

3.3. Правовое регулирование рынка труда 

    Изменение экономической ситуации в РФ, широкое  развитие негосударственного сектора  экономики, утрата государством функции  основного работодателя, признание  многообразия форм собственности –  всё это потребовало изменения  действующего законодательства о труде. В России правовой каркас рынка труда, где основным регулятором выступал бы конкурентный механизм, а не прямой административный контроль, сформировался  в поздние перестроечные и  первые пореформенные годы, когда  была принята серия основополагающих законодательных актов (таких как Закон о занятости (1991), Закон о коллективных договорах (1992) и др.) и внесен ряд принципиальных изменений в Кодекс законов о труде, которые установили новые "правила игры" в трудовых отношениях. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

    Условия трудовых отношений, возникающих в  процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного  человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных  норм позволяет сделать вывод  о равной защите прав на трудовую (в  рамках трудового договора) и предпринимательскую  деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать  равноправие, взаимный учет прав и интересов  сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении  с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять  этому работники могут,  лишь объединившись  в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип  равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное  регулирование, содержащее механизмы  защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

    Формирующееся в условиях экономической свободы  и конкуренции трудовое право  РФ не может игнорировать опыт регулирования  трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных  работников и работодателей в  принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались  ранее другими странами и разработать  специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

    Скорее  всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе  с тем особенностью современной  государственной политики России является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь  фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего  работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более  тесное участие работодателей и  профсоюзов в принятии социально-экономических  решений и определении условий  труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

    С учетом изложенного к основным принципам  регулирования трудовых отношений  можно отнести следующие:

  • признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
  • учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
  • учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  • установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

    В заключение следует отметить, что  само по себе наличие должным образом  подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может  просто не применяться, и не действовать  эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием  законодательных актов, а с простым  неисполнением закона). Условия реального  исполнения законов о труде, их действенности  требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что  гарантированные государством права  работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий. 
 

3.4. Динамика безработицы 

    Старт российских реформ сопровождался ожиданиями "обвального" роста открытой безработицы. Катастрофические предсказания делались как экспертами правительства, так  и его критиками, которые исходили из неизбежности резкого сокращения занятости и появления гигантской армии "лишних людей", причем нередко  предстоящая безработица прогнозировалась на уровне 25--50%. Однако реальное развитие российского рынка труда опровергло эти мрачные прогнозы. Уровень  открытой безработицы, установившийся в российской экономике, оказался весьма умеренным - намного ниже, чем в большинстве стран ЦВЕ.

    В российской статистике, как и в  статистике многих других стран, используются два способа измерения безработицы. Первый - по регистрациям в службах занятости, второй -- по результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется по критериям Международной организации труда (МОТ). Соответственно рассчитываются и публикуются два показателя -- регистрируемой и общей (или "мотовской") безработицы. Возможные расхождения между ними объясняются тем, что, во-первых, часть безработных предпочитает вести поиск работы, не вставая на учет в государственных службах занятости, и что, во-вторых, лица, имеющие работу или же представляющие экономически неактивное население, нередко регистрируются в качестве безработных ради получения пособий. В межстрановых сопоставлениях принято использовать показатели безработицы, базирующиеся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они проводятся по единой методологии и свободны от искажающего влияния административной практики регистрации безработных, складывающейся в различных странах. [В дореформенный период статистика безработицы находилась в России в зачаточном состоянии. Учет безработных службами занятости ведется с середины 1991 г. Позже, с конца 1992 г., стали проводиться выборочные обследования рабочей силы, позволяющие оценивать общую, или "мотовскую", безработицу. Из-за недостаточности финансовых средств они осуществлялись один-два раза в год (с 1999 г. планируется переход на ежеквартальные обследования). В промежутках между ними общий уровень безработицы корректируется исходя из динамики регистрируемой безработицы.]

Информация о работе Рынок, его структура и функционирование