Рыночный спрос и его эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Рынок - косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Оглавление

.Введение…………………………………………………………...2
2.Рынок и закон спроса…………………………………………......4
2.1.Рыночное равновесие…………………………………………...7
3.Неценовые изменения в спросе………………………………......8
3.1.Эффект дохода и эффект замены………………………………10
3.2.Эффект дохода и эффект замены по Дж.Хиксу……………….11
3.3. Эффект дохода и эффект замены по Е.Слуцкому………….....12
3.4.Парадокс Гиффена……………………………………………….12
3.5. Эффект присоединения к большинству………………………..13
3.6. Эффект сноба…………………………………………………....14
3.7. Эффект Веблена………………………………………………...15
3.8.Цена-показатель качества……………………………………....16
4.Рыночный спрос на ресурсы……………………………………...16
5.Ценовая эластичность…………………………………………......17
5.1.Эластичный спрос……………………………………………….18
5.2.Неэластичный спрос……………………………………………18
5.3.Единичная эластичность……………………………………….19
5.4.Совершенно эластичный спрос………………………………..20
5.5. Совершенно неэластичный спрос…………………………….21
5.6.Изменение эластичности спроса по цене……………………..23
5.7.Факторы,влияющие на ценовую эластичность спроса………23
5.8.Перекрестная эластичность……………………………………25
5.9.Точечная эластичность…………………………………………26
6.Заключение……………………………………………………….27
7.Список,использованной литературы…

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.docx

— 160.48 Кб (Скачать)
Содержание………………………………………………………....1

1.Введение…………………………………………………………...2

2.Рынок и закон  спроса…………………………………………......4

2.1.Рыночное равновесие…………………………………………...7

3.Неценовые изменения  в спросе………………………………......8

3.1.Эффект дохода  и эффект замены………………………………10

3.2.Эффект дохода  и эффект замены по Дж.Хиксу……………….11

3.3. Эффект дохода  и эффект замены по Е.Слуцкому………….....12

3.4.Парадокс Гиффена……………………………………………….12

3.5. Эффект присоединения  к большинству………………………..13

3.6. Эффект сноба…………………………………………………....14

3.7. Эффект Веблена………………………………………………...15

3.8.Цена-показатель  качества……………………………………....16

4.Рыночный спрос  на ресурсы……………………………………...16

5.Ценовая эластичность…………………………………………......17

5.1.Эластичный  спрос……………………………………………….18

5.2.Неэластичный  спрос……………………………………………18

5.3.Единичная  эластичность……………………………………….19

5.4.Совершенно  эластичный спрос………………………………..20

5.5. Совершенно  неэластичный спрос…………………………….21

5.6.Изменение  эластичности спроса по цене……………………..23

5.7.Факторы,влияющие на ценовую эластичность спроса………23

5.8.Перекрестная  эластичность……………………………………25

5.9.Точечная эластичность…………………………………………26

6.Заключение……………………………………………………….27

7.Список,использованной литературы…………………………….28 
 
 
 
 
 

1.Введение.

   Есть  области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к  таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем  ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика   изучает 

"homo ecoonomics" - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.

   Экономическая наука призвана определять, как максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных  для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики.

   Но  у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным  человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного  воздействию традиций, национального  менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет, поэтому, национальную специфику.

   Наука формируется примерно так же, как  растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного  пункта для анализа здесь берется  хозяйство предпринимателя и  фермера. Микроэкономика изучает отношения  между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует  законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской  деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.

   Рынок - косвенное, опосредованная взаимосвязь  между производителями и потребителями  продукции в форме купли-продажи  товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

   Рынок - основа рыночной экономики.

   В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному  звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся  необходимая обществу продукция, оказываются  различные услуги. На предприятии  сосредоточены наиболее квалифицированные  кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется эффективное  управление - менеджмент.

   Все это  требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики  выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом.

   Изучение  спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально  реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все  это предопределяет выживание и  успешную работу предприятия. Сейчас для  любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для  своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время  многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как спрос.

   Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие  у покупателя возможности удовлетворять  ту же потребность иным близким по назначению товаром.

   Анализ  процессов, происходящих на потребительском  рынке, представляет практический интерес  для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.

   Цель  настоящей работы - раскрыть экономическое  содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться  какие факторы влияют на изменения  в спросе.

   Задачи  курсовой работы - нам нужно узнать, что такое спрос, и какова его  экономическая сущность. Познакомиться  с понятием "закон спроса" и  пронаблюдать факторы его формирующие. Изучить эластичность спроса, и какие  эффекты в ходе формирования рыночного спроса возникают. 
 

   2.Рынок и закон спроса.

Рынок — это  инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей

(предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Состояние рынка  определяется соотношением величины спроса и предложения.

   Спрос - это желание и способность покупать экономические блага. Он показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по альтернативным ценам. Обратная связь между ценой блага и величиной потребительского спроса на это благо отражает закон спроса. Существует обратная зависимость между ценой блага и величиной спроса, которая может быть выражена как в табличной, так и в графической форме. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос-спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный спрос  на товар - это то количество товара, которое может быть куплено определенной группой потребителей в указанном  районе, в заданный отрезок времени, в одной и той же рыночной среде  в рамках конкретной маркетинговой  программы. Рыночный спрос представляет собой суммарный спрос всех покупателей  данного продукта по данной цене. Рыночный спрос имеет функциональную природу. На него оказывают влияние многие факторы. Среди них: демографические, общеэкономические, социально-культурные, психологические, а также различные  мероприятия, проводимые по программе  маркетинга.

Предложение —  совокупность товаров, предложенных продавцами (производителями). Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма. Соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Закон спроса относится к количеству товара, которое готовы приобрести покупатели. Экономисты утверждают, что существует предсказуемая обратная взаимосвязь между ценой товара и его количеством,   на   которое предъявляется спрос. 
Закон спроса предполагает, что количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, возрастает со снижением цен на него при равных прочих факторах, определяющих решение о покупке. И напротив, тот же закон предсказывает падение спроса на продукт при росте цены, опять-таки при равных прочих факторах. Графически закон спроса выражается наклонной понижающейся линией, кривой спроса, отражающей зависимость между ценой и требуемым количеством товара. Эту обратную зависимость между ценой и объемом спроса можно вывести
математически и графически, опираясь на некоторые аксиомы экономической науки, но одновременно существует и объяснение, к которому можно прийти и интуитивно. При более высоких ценах спрос падает, поскольку для приобретения товара в этом случае приходится отказываться от большего объема возможностей, чем пришлось бы, будь цены ниже. А среди этих возможностей обычно присутствует и приобретение продукта-заменителя.

Существование закона спроса подтверждают некоторые  факты: 

1. Обычно люди  действительно покупают данного  продукта больше по низкой  цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают                    “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения. 

2. В любой  данный период времени каждый  покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей  единицы продукта. Поскольку потребление  подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности  — то есть принципа, согласно  которому последующая единица  данного продукта приносит все  меньше и меньше удовлетворения, — потребители

покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. 

3. На несколько  более высоком уровне анализа  закон спроса можно объяснить  эффектами дохода и замещения.  Эффект дохода указывает на  то, что при более низкой цене, человек может позволить себе  купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении  каких-либо альтернативных товаров.  То есть, снижение цены продукта  увеличивает покупательную способность  денежного дохода потребителя,  а поэтому он в состоянии  купить большее количество данного  продукта, чем прежде. Более высокая  цена приводит к противоположному  результату. Эффект замещения выражается  в том, что при более низкой  цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене. 

Зависимость между величиной спроса и ценой, описанная законом спроса, согласно которому между ценой ( ) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.

Qd=f(P)<0

 
 
Если функция  спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

Qd=a-bP,   

где Qd - величина спроса; 
- цена товара; 
a и b - постоянные коэффициенты.   

Обратную зависимость  между ценой продукта и величиной  спроса можно изобразить в виде графика на рис.1, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной 
— это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная.

Каждая точка  графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил  купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения  цены и величины спроса в своих пределах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.  

 
 
 
 

Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится  с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса уменьшится с 40 до 15 штук.

 
Рис.1 
Кривая спроса
 
 

    Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

  1. для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;
  2. для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.

Кривая спроса и таблица на рис.2 дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость — обратная.

Рис.2

3.Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие- ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем  спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ  на изменения спроса и предложения. 

4.Неценовые изменения в спросе.

Рассматривая  категорию «спрос», мы акцентировали  внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние  на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и  т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В  частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

   В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

   Если  кривая D0 на рис.3 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса.

   Рис.3

   

   

   Наиболее  существенное воздействие на поведение  покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.

   1. Вкусы  и предпочтения потребителей» которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

   2. Уровень  доходов населения. Увеличение  дохода потребителей приводит  к тому, что они предъявляют  спрос на большее 
количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет 
и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения 
вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.
 

   3. Цены  на другие товары могут  повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары.

   Взаимозаменяемые  товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с  Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость.

    Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар. 

   4. Ожидания  потребителей. Если покупатели ожидают  изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

   5. Эффект  отложенного спроса связан с  существованием циклических колебаний  спроса во времени — годовые,  квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.

   4.1.Эффект дохода и эффект замещения.

Необходимо учитывать  два относительно самостоятельных  эффекта, влияющих на выбор потребителя  при изменении цен:

Эффект  дохода

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины  покупатель может предъявить возросший  спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар  вынужден будет снизить спрос  при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель  в силу эффекта дохода приобретает  больше относительно дешевых товаров-заменителей  и меньше – дорогих.

Эффект  замещения

Указывает на то, что при изменении соотношения  цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром  другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины  может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении  цены одного из товаров потребительской  корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали  Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

4.2.Эффект дохода и эффект замещения по Дж.Хиксу

 
Рис.4

Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней  находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода. 

4.3.Эффект дохода и эффект замещения по Е.Слуцкому

Первоначальная  бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень полезности U1 в точке  А . При снижении цены товара Х новая  бюджетная линия (3) позволит переместить  рациональный потребительский выбор  в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С – показывает эффект роста реального дохода. 

Рис.5

 
 

4.4.Парадокс Гиффена.

Самый известный  парадокс в экономической теории - "парадокс Гиффена". Английский экономист прошлого века Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться. Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена" Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса".

Таким образом "парадокс Гиффена" рассматривается как исключение из закона. Есть несколько очень логичных интерпретаций этого явления в более сложной постановке, в том числе и с помощью инструментария математического моделирования, когда рассматривается общая система взаимосвязей товаров, цен, объемов и доходов. При этом приходится делать ряд допущений о замкнутости системы, о характере доходов и т.п. К тому же известно, что открытое Гиффеном явление вовсе не является исключением из совокупности всех экономических наблюдений, именно поэтому теоретики и говорят о "товарах Гиффена", а не об одном товаре. 

              4.5.Эффект присоединения к большинству.  

              Он  побуждает потребителя покупать то, что покупают все.

Большая доля этого  эффекта вызывается таким социальным понятием как мода. Человек стремится  приобрести тот товар, который в  данный момент приобретает большинство  других покупателей, чтобы чувствовать  себя наравне с ними, выдержать  общий стиль.В случае проявления эффекта подражания линия индивидуального спроса сдвигается вправо по мере увеличения рыночного спроса. На рис. 6 эта ситуация примет следующий вид:                             

            

  Рис.6

  Кривая  спроса в случае наличия эффекта  «подражания большинству»

  Здесь линия  спроса потребителя с учетом эффекта  «подражания» занимает положение dn.

  В данном случае изменение цены увеличивает  объем спроса индивидуального потребителя  с q0 до q1, а эффект подражания – с q1 до q'. 

4.6.Эффект сноба.  

Эффект сноба  представляет собой обратный, по отношению  к предыдущему, эффект.

Здесь потребитель  стремится отличиться от большинства, быть особенным, оригинальным, выделиться из « толпы ». Покупатель-сноб никогда  не купит то, что покупают все. Поэтому  в данном случае тоже можно сказать, что выбор отдельного потребителя  зависит от выбора остальных потребителей. Только зависимость эта обратная.В случае проявления эффекта «сноба» линия спроса ндивидуального потребителя смещается влево, что приведет к сокращению потребления им товара массового спроса. Этим эффект снобизма напоминает парадокс Гиффена, что на рис. 7 имеет следующий вид:

                   
 
 

  Рис.7   Кривая спроса в случае наличия эффекта «сноба» 
 

             

  Снижение  цены с P0 до P1 сначала побудит потребителя-сноба увеличить потребление товара с q0 до q1 но при значительном росте рыночного спроса на товар он может сократить закупки до q'. При этом dc – линия его спроса.

4.7.Эффект Веблена.  

Эффект Веблена назван по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена (1857-1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для широких масс так или иначе ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Если бы это было так, то цены престижных товаров могли бы расти бесконечно. Однако, как показала практика конца 70≈начала 80-хгг., повышение цен на такие товары, как ювелирные изделия, ковры, хрусталь, привело не к увеличению, а к снижению объема спроса на них. Хотя престижность таких товаров с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается в связи со все меньшей их доступностью для широких кругов покупателей.

Ограничивать  престижный спрос лишь дорогостоящими товарами нельзя. Элемент престижа, ориентации на повышение, демонстрацию или, наоборот, маскировку своего социального статуса (действительного, мнимого или желаемого) играет важную роль в формировании индивидуальных вкусов и предпочтений, а вслед за тем и спроса во всех тех случаях, когда информация о приобретении, наличии или потреблении того или иного товара легко доступна тем, чьим мнением и оценкой дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель. Поэтому престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими-то другими, неценовыми средствами. Согласно современным взглядам, потребность выделиться из мира, ощутить и продемонстрировать свою власть над" природой, вещами и людьми является одной из базовых, универсальных потребностей человека. Поэтому выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.   

4.8.Цена - показатель качества.

Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого  ему товара. В этом случае он склонен  принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что  высокая цена свидетельствует о  высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального  улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, результатом чего является сдвиг линии спроса вверх и вправо, а не движение вдоль неизменной линии спроса. 

5.Рыночный спрос на ресурсы .

Рыночный спрос  на ресурсы – сумма спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующими данный ресурс в производственном процессе. Спрос на ресурс в отрасли зависит от спроса на готовую продукцию данной отрасли. А значит кривая отраслевого спроса на ресурс определяется тем обстоятельством, приведет ли изменение цены на ресурс к изменению цены готовой продукции. В отрасли возможны 2 ситуации:

1) цена готовой  продукции не изменяется. Тогда  кривая отраслевого спроса равна  сумме спросов на ресурс всех  входящих в отрасль фирм.

2) Если в результате  снижения цены ресурса цена  на готовую продукцию снизится, то отраслевой спрос будет меньше суммы спроса всех входящих в отрасль фирм, так как снижение издержек приведет к увеличению отраслевого предложения, что в свою очередь снизит равновесную цену. Спрос отрасли на ресурс при этом менее эластичен, чем спрос отдельной фирмы.

Спрос на ресурс в экономике можно получить, суммируя спрос на данный ресурс со стороны  всех отраслей, его использующих.

Неценовые факторы  спроса на ресурс:

1) Изменение  спроса на готовую продукцию,  в производстве которой используется  данный ресурс;

2) Цены на  другие ресурсы. Если другой  ресурс является заменителем  данного и цена его снижается,  то при прочих равных условиях  снижается спрос на данный  ресурс. Если же два ресурса  дополняют друг друга, то снижение  цены одного из них повысит  спрос на другой.

3) Изменение  в технологии производства. Если  новая технология способствует  экономии всех видов ресурсов  и снижению их потребления,  то затраты всех ресурсов на  единицу выпускаемой продукции  сокращаются.

Сокращение ресурсоемкости производства компенсируется расширением  выпуска продукции. В этой ситуации общий объем требуемых ресурсов увеличивается.

6.Ценовая эластичность.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. 
 

6.1.Эластичный спрос.

Спрос эластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на 25% величина спроса повысится на 40%, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене. 

Рис.8  График кривой спроса,  когда спрос эластичен
 
 
 

    
 
 
 
 

    График  показывает, что при цене 6 р. объем  спроса равен 3 единицам товара. Когда цена снизилась до 4р., объем  спроса вырос до 6 единиц. Площадь  прямоугольника P1D1Q1О показывает величину дохода, когда цена равна 6р., а площадь прямоугольника P2D2Q2O— доход, когда цена равна 4р. В первом случае площадь прямоугольника меньше, чем во втором. 
 

6.2.Неэластичный спрос.

Спрос неэластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене. 

 

Рис.9 График кривой спроса, когда спрос неэластичен
 
 
 
 
 

На рис.9 имеем пример неэластичного спроса, так как снижение цены в 2 раза привело к незначительному увеличению спроса — всего на 1/3, поэтому общий доход производителей уменьшился с 18 до 12 p.

Снижение цены с 6р. до 3 р. привело к тому, что  объем спроса вырос с 3 до 

 
 
 

4 единиц товара. Снижение цены привело к падению  дохода от продажи товара, т.  е. площадь P1D1Q1О>P2D2Q2О. 

6.3.Единичная эластичность.

Особый случай представляет собой единичная эластичность спроса. Она предполагает, что повышение  цены товара на 1% ведет к тому, что  величина спроса на него снижается  на 1%. Следовательно, единичная эластичность подразумевает, что любое изменение  цены товара или услуги сопровождается обратно пропорциональным изменением величины спроса на данный товар (услугу).

Кривая спроса при единичной эластичности представляет собой гиперболу рис.10

График показывает, что понижение цены в 2 раза ведет  к увеличению объема спроса в 2 раза. Площади прямоугольников равны, т. е. выручка от продажи товаров  остается неизменной при любой цене.

 
Рис.10 График кривой спроса  при единичной эластичности
 
 
 
 

Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода, или выручки от продажи  товара, которую можно подсчитать, умножив цену одной единицы товара на количество реализованных товаров:

Y=PxQ

где Y — доход, или выручка от продажи товаров; Р — цена единицы товара; Q — количество проданного товара.

Если спрос  на товар эластичен, как в рассмотренном  случае с велосипедами, то можно  составить следующую схему:

если Р растет, то Q уменьшается; в большей степени, чем растет цена, или если Р понижается; , то Q возрастает в большей степени, чем падает цена.

6.4.Совершенно эластичный спрос.

При совершенно эластичном спросе при данной установившейся цене можно продать определенное количество товара в каком-то диапазоне  спроса (например, от 0 до Qn ). В этом диапазоне потребители готовы покупать любое количество товара по цене Р1.Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше P1.

В качестве примера  можно рассмотреть рынок сельскохозяйственной продукции, на котором много продавцов  и покупателей и каждый продает  и покупает небольшую долю однородной продукции. Допустим, на этом рынке  продается пшеница. По установившейся рыночной цене предлагается к продаже  большое количество пшеницы. Но стоит  кому-то из продавцов лишь незначительно  повысить цену, как объем его продаж сведется к нулю, так как все  покупатели станут приобретать такую  же по качеству пшеницу у его конкурентов  по установившейся цене. Поэтому спрос на пшеницу отдельного продавца будет совершенно эластичен.

6.5.Совершенно неэластичный спрос

Другой крайний  случай характеризует противоположную  ситуацию — совершенно неэластичный спрос. Совершенно неэластичный спрос  означает, что объем спроса на товар  остается неизменным при любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении.

Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. Например, для больных  сахарным диабетом жизненно необходимы ежедневные инъекции инсулина, без  них больные могут погибнуть. Поэтому они вынуждены покупать лекарство по любой цене. То же самое  делают люди, страдающие пристрастием к наркотикам. Они могут пойти  на тяжкие преступления, чтобы достать  денег для приобретения нужной им дозы наркотика. В рассмотренных  примерах кривая спроса будет стремиться к вертикальной линии, идущей параллельно  оси цен.

График совершенно эластичного спроса представляет собой  прямую линию, параллельную оси абсцисс. График совершенно неэластичного спроса представляет собой линию, параллельную оси ординат. 
 
 

 
 
 
 
Рис.11. 
Графики совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Цены в рыночной экономике — это своего рода сигнал, на который ориентируются производители  товаров и услуг, когда принимают  решения о том, сколько производить  продукции, куда вложить свой капитал, на какой доход от производства и  продажи товара можно рассчитывать. На этот своеобразный сигнал ориентируются  и потребители, когда принимают  решения, какие товары и в каких  количествах им можно купить, чтобы  удовлетворить свои потребности. Ценовой  ориентир играет исключительно важную роль в поведении, как производителей, так и потребителей товаров и  услуг, как фирм, так и домашних хозяйств.

Поэтому чтобы  понять, как действует рыночный механизм, необходимо выяснить, как определяется уровень цены, от чего он зависит  и под влиянием каких факторов изменяется. 
 
 
 
 
 

Зависимость изменения цен  и дохода от типа эластичности.

Тип эластичности Изменение цены Изменение дохода Взаимное  изменение цен  и доходов
Спрос эластичный Рост  
Снижение
Снижение 
Рост
Противоположное
Спрос неэластичный Рост  
Снижение
Рост  
Снижение
Одинаковое
Единичная эластичность спроса Рост  
Снижение
Без изменения Изменение цены не влияет на доход
 

Рис.12 
 
 

6.6.Измерение эластичности спроса по цене.

До сих пор, говоря об эластичности спроса, мы констатировали лишь сам факт эластичности или неэластичности спроса на тот или иной товар. Но на практике часто необходимо достаточно точно знать, чему равна степень  ценовой эластичности спроса, более  того — уметь ее измерить. Для  этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса и соотнести  его с процентным изменением цены:

где Ерd— коэффициент ценовой эластичности спроса; Q — прирост величины спроса; Р — прирост цены.

Приведенная формула  показывает, что коэффициент эластичности зависит не только от соотношения  приростов цены и объема спроса, но и от фактического значения Р и Q. Следовательно, коэффициент ценовой эластичности будет различным для разных точек кривой спроса.

           6.7.Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

Почему спрос  на одни товары эластичен, а на другие неэластичен? Объясняется это действием  целого ряда факторов.

1. Наличие заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем более эластичным оказывается спрос на него. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйственное мыло станет относительно дешевле, и хозяйки станут покупать больше мыла и меньше порошка. Спрос на стиральный порошок окажется эластичным.

Еще более эластичным спрос окажется в том случае, если цена будет изменяться на какой-то определенный, конкретный сорт порошка. Например, если порошок « Тайд » подорожает, а цены на « Ариэль », «ОМО», «Новый лоск» и другие не изменятся, подавляющее большинство хозяек предпочтут« Тайду » другие сорта, которые теперь окажутся дешевле. Спрос на « Тайд » резко снизится.

Если же заменителей  товару нет, спрос на него будет неэластичным. Сколько бы ни дорожал проезд в метро, число поездок почти не сократится, так как подавляющее число жителей Москвы, Петербурга и других городов, где существует метрополитен, не может приобрести себе автомобиль или ходить на работу пешком, а наземные виды общественного транспорта во многих случаях не смогут служить равноценной заменой метро из-за несоответствия их маршрутов потребностям пассажиров и низкой скорости. Поэтому спрос на услуги метро неэластичен по цене.

2.Степень необходимости данного товара для потребителя . Чем более необходим товар, тем ниже степень эластичности спроса на него. Скажем, бензин для автомобилистов является , товаром первой необходимости. Если цена на бензин повысится, владельцы автомобилей не смогут отказаться от его покупки, некоторые из них ограничат эксплуатацию своего автомобиля, но это приведет лишь к незначительному сокращению покупок бензина, и ничтожно малое число владельцев машин решатся продать автомобиль. Поэтому спрос на бензин неэластичен.

С другой стороны, существует ряд товаров, относящихся  для рядового покупателя к разряду  предметов роскоши: изделия из драгоценных  металлов, дорогие импортные гарнитуры  мебели, меха и т. п. Для людей со средними доходами спрос на эти товары будет эластичным относительно цены. Но для людей с высокими доходами подобные товары являются предметами престижа, и случается так, что  при повышении их цены объем спроса не только не сокращается, но и может  возрасти.

3. Степень эластичности  спроса на товар зависит и  от того, какую долю в бюджете потребителя составляют расходы, связанные с покупкой этого товара.

Мыло, зубная щетка  и зубная паста сравнительно недороги, расходы, связанные с покупкой этих предметов, составляют незначительную долю в доходах среднего россиянина, поэтому повышение цен на них  не отразится существенным образом  на бюджете его семьи. Следовательно, спрос на эти товары неэластичен.

С другой стороны, стоимость автомобиля, мебели достаточно высока, доля ее в бюджете потребителя  значительна, поэтому спрос на эти  товары эластичен по цене.

4.Фактор времени также оказывает влияние на эластичность спроса. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как люди постепенно находят заменители подорожавшему товару, а порой и меняют свои привычки и пристрастия в потреблении. Так, при значительном увеличении арендной платы за жилье в краткосрочном периоде объем спроса не изменится, но постепенно определенная часть людей подыщет себе более скромное жилье, меньшего размера. 
 
 

6.8.Перекрестная эластичность.

Перекрестная  эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении  цены на другое благо при прочих равных условиях.

Различают три  вида перекрестной эластичности спроса по цене:

  • положительная;
  • отрицательная;
  • нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение  цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой  цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится  к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Важным фактором, обусловливающем перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность  к замещению друг друга в потреблении.

Знание перекрестной эластичности спроса по цене может  использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный  газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8%.

Мера взаимозаменяемости благ выражается в величине показателя перекрестной эластичности спроса по цене. Если незначительный прирост  цены одного блага вызывает большой  прирост спроса на другое благо, то они являются близкими заменителями. Если незначительный рост цены одного блага вызывает большое сокращение спроса на другое благо, то они являются близкими дополняющими благами. 

6.9.Точечная эластичность.

Точечная эластичность - эластичность, измеренная в одной  точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.

Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения  к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность отражает реакцию  спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов  и других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Заключение. 

Рыночный процесс  состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком  акте участвует продавец, на стороне  которого выступает предложение  товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение  являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и  служат связующим механизмом между  производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые  и неценовые факторы, которые  должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо  также отметить, что спрос выступает  одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.Список использованной литературы.

1. М. Сажина. Рынки  ресурсов (материалы к лекции). Российский  экономический журнал № 4, 1994 год. 
2. Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994 год. 
3. Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год. 
4. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год. 
5. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 1992 год. 
6. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 год. 
7. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год. 
8. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

Информация о работе Рыночный спрос и его эластичность