Рыночная экономика: характерные черты, особенности и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью курсовой работы является изучение рыночной экономики, в частности, ее характерные черты, особенности и механизм функционирования.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности и механизм функционирования рыночной экономики;

- изучить основные модели рыночной экономики;

- проанализировать развитие переходной экономики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Особенности и механизм функционирования рыночной экономики 5
1.1 Сущность и характерные черты рыночной экономики 5
1.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики; кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике 7
1.3 Механизм, основные принципы функционирования рыночной экономики 11
Глава 2 Основные модели рыночной экономики 17
2.1 Американская модель 17
2.2 Европейская модель 17
2.3 Японская модель рыночной экономики 17
Глава 3 Развитие переходной экономики Республики Беларусь 23
3.1 Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь 23
3.2 Перспективы развития белорусской экономики 29
Заключение 32
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

ЭТ - Рыночная экономика - ИПП.doc

— 1.06 Мб (Скачать)
 

Примечание  – Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад 

     Что касается общей социально-экономической  картины Республики Беларусь за январь – сентябрь 2009 года, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными в таблице №3. 

Таблица 3.3 – Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь (за январь-сентябрь 2009 г.)

Показатели Январь-сентябрь 
2009 г.
Январь-сентябрь 
2009 г.  
в % к  
январю-сентябрю 
2008 г.
Сентябрь 2009 г.  
в % к
Справочно 
январь-сентябрь 
2008 г.  в % к 
январю-сентябрю 
2007 г.
сентябрю 
2008 г.
августу 
2009 г.
Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб. 99978,6 99,7 х х 110,9
Продукция промышленности, млрд. руб. 90615,8 95,5 96,3 100,4 113,4
Производство  потребительских товаров, млрд. руб. 20924,1 99,4 99,5 111,6 113,1
продовольственных 11083,8 105,2 104,2 116,5 113,4
непродовольственных 8482,2 92,6 93,7 107,2 112,9
Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб. 31043,5 114,5 103,9 121,5 123,0
в том числе строительно-монтажные работы 15151,4 124,1 127,2 145,1 121,7
Ввод  в эксплуатацию жилья  
за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м  
общей площади
4521,1 115,3 118,0 в 3,2р. 110,4
в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях 1812,2 115,4 112,3 207,6 103,1
в сельских населенных пунктах 1231,0 103,4 89,1 191,0 99,6
Продукция сельского хозяйства 
в хозяйствах всех категорий, 
млрд. руб.
22220,6 102,4 х х 106,5
в сельскохозяйственных организациях1) х 107,1 х х 110,9
в хозяйствах населения х 94,2 х х 99,9
Производство  продукции сельского хозяйства в 
сельскохозяйственных организациях2), тыс. т
         
намолочено  зерна в перво-начально оприходованном весе (на 01.10.) 8496,3 96,6 х х 127,6
картофель (на 01.10.) 594,2 106,8 х х 89,0
овощи открытого грунта (на 01.10.) 96,4 109,0 х х 105,7
сахарная  свекла (на 01.10.) 1257,2 108,4 х х 116,7
реализация  скота и птицы на убой (в живом  весе) 851,5 112,6 112,4 108,3 105,2
производство  молока 4368,1 108,5 109,3 88,8 108,7
производство яиц, млн. шт. 1693,6 104,2 109,9 100,2 105,5
Перевезено  грузов транспортом, млн. т 177,6 94,1 102,0 98,3 110,0
Грузооборот транспорта,  
млн. ткм
38734,7 87,5 96,8 97,0 107,9
Розничный товарооборот,  
млрд. руб.
40317,7 102,6 102,3 97,5 120,0
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного периода), тыс. человек 42,2 106,1 106,1 94,7 85,6
в % к  экономически активному населению 0,9        
Индекс  потребительских цен х 107,93) 111,7 100,3 109,43)
Индекс  цен производителей промышленной продукции х 108,73) 110,0 100,6 115,13)
в том числе продукции производственно-технического назначения х 110,33) 110,7 100,6 116,73)
 

Примечание  – Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад

     В целом картина довольна стабильна  по отношению к 2008 году, однако есть различия между ожидаемым результатом  и результатом, который оказался на практике. Ниже приводится диаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов: 

 

     Диаграмма 3.1 – Изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 гг. 

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [12]

     3.2 Перспективы развития белорусской экономики

 
 

     Анализ  эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

     Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных  теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

     В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001-2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

     Беларусь  завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции  социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

     Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

     Согласно  прогнозу международных организаций  ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986-2000 годах до 3,7 процента в 2001-2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

     Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально  использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

     Таким образом, анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

  1. наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  2. относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
  3. слабая инновационная активность;
  4. дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
  5. недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

     Учитывая, что в реальном секторе экономики  в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека. 

Таблица 3.4 – Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Объем внешней торговли РБ 21504 30265 32687 42085 52968 71952
экспорт товаров 11558 16491 16708 22351 28693 39381
импорт  товаров -1612 -2717 -729 -2617 -4418 -6810
сальдо 13484 19201 18202 23121 30237 40317
со  странами СНГ 5435 7318 7060 8609 11221 14360
экспорт товаров 8049 11883 11142 14512 19016 25957
импорт  товаров -2614 -4565 -4082 -5903 -7795 -11597
сальдо 8020 11064 14485 18964 22731 31635
со  странами вне СНГ 4511 6456 8919 11125 13054 18211
экспорт товаров 3509 4608 5566 7839 9677 13424
сальдо 1002 1848 3353 3286 3377 4787
 

Примечание –  Источник: официальный интернет-портал Президента РБ

     Для улучшения социально-экономической  ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

  1. рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  2. работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
  3. благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;
  4. опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
  5. внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  6. осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  7. повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  8. инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  9. расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
  10. национальную безопасность страны.

     Для реализации поставленных задач главные  усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

  1. всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
  2. инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
  3. наращивание экспортного потенциала страны;
  4. развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
  5. развитие малых и средних городов;
  6. жилищное строительство.

 

      Заключение

Информация о работе Рыночная экономика: характерные черты, особенности и механизм функционирования