Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:56, курсовая работа
С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи.
Введение 3
1. Систематизация и теоретическое обобщение понятия «инфраструктура рынка» 4
1.1 Инфраструктура рынка как экономическая категория 5
1.2 Инфраструктура рынка и ее основные элементы: понятие, сущность, функции 9
1.2.1 Сущность инфраструктуры экономической модели рынка и ее место в рыночных отношениях 9
1.2.2 Функции инфраструктуры рынка 10
1.2.3 Элементы инфраструктуры рынка, содержание их деятельности и
роль в рыночной экономике 13
2. Рыночная инфраструктура Республики Беларусь. 18
2.1 Особенности и проблемы формирования рыночной инфраструктуры
в РБ 18
2.2 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за
1995-2009 гг. 24
3. Модель межотраслевого баланса 25
Заключение 32
Список использованной литературы
Следует также отметить, что современный финансовый рынок характеризуется значительной неустойчивостью в поведении цен, обменных курсов, процентных ставок и индексов, что делает высоким риск финансовых потерь. И для снижения данных ценовых рисков наиболее привлекательным является их страхование (хеджирование) с помощью фьючерсов, опционов и других производных ценных бумаг (деривативов). Однако в Беларуси данные инструменты до сих пор не получили должного развития. В большей мере это связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов.
Основными тенденциями функционирования коммерческих банков является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Представляется, что развитие коммерческих банков должно идти в направлении расширения номенклатуры услуг, активного привлечения средств населения, внедрения доверительных (трастовых) операций, предоставления валютных кредитов и гарантий, внедрения факторинговых и лизинговых операций.
Важным фактором в подъеме экономики республики является активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков, в том числе подготовка инвестиций с привлечением иностранного капитала, совместное финансирование крупных проектов.
Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и
телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борьбу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов.
Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определенные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно-правовой формы.[8]
Что касается рынка ценных бумаг, то после принятия в РБ в 1992 г. закона «О ценных бумагах и фондовых биржах»[9] процесс формирования законодательной базы, инфраструктуры рынка ценных бумаг проходил неравномерно. Резкий подъем на первых этапах сменился спадом и последующим оживлением уже на новой качественной основе. Данный закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Закон устанавливает необходимость требовать к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам, создает условия для организации в РБ структур, осуществляющих операции с ценными бумагами.
Следует отметить и то, что с 1 декабря 2000 г. все сделки купли-продажи ценных бумаг ОАО должны совершаться через БВФБ. Это установлено Постановлением Совета министров РБ от 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ».[10]
Для мелких акционеров это усложнит процедуру продажи и покупки акций, и значительные препятствия возникнут для инвесторов, желающих сформировать пакеты акций, скупая акции мелких акционеров – физических лиц. Однако эта мера как раз и вводится для защиты мелких акционеров и менеджеров АО. Они теперь получают информацию о ценах продажи акций, а потенциальные инвесторы получают сведения о ценах, по которым осуществляется покупка.
Следует отметить, что за 2001 г. в наибольшей степени возрос выпуск банковских и государственных ценных бумаг – до 375,6 и 502,4 млрд. BYR соответственно. Снизились только объемы эмиссии муниципальных ценных бумаг и векселей субъектов хозяйствования. Развивался и рынок корпоративных ценных бумаг. За год было зарегистрировано 125 новых ОАО, а общее их количество превысило 1,5 тыс.
Капитализация рынка ценных бумаг, понимаемая как объем их эмиссии в Беларуси, остается на низком уровне, но является, по мнению специалистов Комитета по ценным бумагам, вполне приемлемой для стран с переходной экономикой. Так, в 2001 г. рыночная капитализация в % к ВВП в Беларуси достигла 6 %, в Украине – 5 %, Чехии – 25 %, Венгрии – 34 %, Польше – 21 %, Словакии – 3 % [11]
Из-за неразвитости рынка корпоративных ценных бумаг в 2004 г. продолжало сокращаться количество действующих профессиональных участников рынка. За год количество профучастников сократилось на 19,7 %, и к началу 2001 г. их осталось 114 (из них – 255 банков и 10 специализированных инвестиционных фондов).
В 90-е годы в республике появились различные биржи. 14.08.1991 г. Была зарегистрирована Белорусская агропромышленная биржа. Биржа создана в целях повышения эффективности агропромышленного комплекса РБ, содействия ускоренному развитию рыночных отношений, проведения земельной реформы, а также осуществления торговли различными ресурсами и продукцией, технологиями, контрактами, услугами, товарами народного потребления.
В марте 1993 г. восемнадцатью банками РБ была утверждена Межбанковская валютная биржа как ЗАО. Основной целью ее создания была организация рыночного механизма котировки национальной денежной единицы. В апреле 1996 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 09.04.96 № 139 ЗАО «МВБ» было преобразовано в государственное учреждение «МВБ» и передано в ведение Национального Банка РБ.[12]
В соответствии с Указом Президента РБ от 20.07.98, вместо валютных и фондовых бирж в Беларуси была создана единая Белорусская валютно-фондовая биржа в форме акционерного общества открытого типа. Она получила право биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами почти всех видов. Это был "неравный брак", потому что Международная валютная биржа в то время была активно работающей структурой, получала значительный доход, а Белорусская валютно-фондовая биржа имела только долги. В течение 1999 г. новая биржа практически полностью подготовилась к торговле акциями и другими ценными бумагами. Была создана секция фондового рынка, в которую к середине 2000 г. вошли 29 банков (включая НБ и иностранный банк "Москва-Минск") и 19 небанковских организаций.[13]
Следует отметить, что государство практически не предпринимает меры по развитию рыночной инфраструктуры. Исключение составляет только развитие рынка государственных ценных бумаг, призванного восполнять дефицит государственного бюджета. Вместо формирования рыночной инфраструктуры принимаются меры по административному воздействию на экономику. В частности, осуществлены меры по ограничению импорта и регулированию цен.[14]
Таким образом, попытки усилить роль государства в аккумулировании финансовых ресурсов серьезных результатов не могут дать. Перспективы усиления государственного регулирования других сторон экономической жизни в республике также не могут быть признаны удовлетворительными. Они, в конечном счете, лишь оттягивают возможность принятия реальных мер по выводу экономик из кризиса. А целенаправленное и эффективное формирование разнообразных институтов рынка требует создания законодательных и правовых основ функционирования, продуманной системы поддержки предпринимательства, последовательного проведения в жизнь экономических реформ.
Итак, положительное воздействие биржевой деятельности, на рынок товаров пока еще крайне слабо. Одной из причин этого является то, что процесс создания биржевой сети шел стихийно, без надлежащей подготовки кадров, без государственного контроля, как это принято в развитых странах.
Создание благоприятных налоговых и организационных условий для деятельности бирж позволит им активно участвовать в формировании рыночных отношений.
2.2 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за 1995-2009 гг.
Таблица 1 – Основные макроэкономические показатели РБ 1995-2009 гг. (в % к предыдущему году)
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Валовой внутренний продукт | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 105,8 | 104,7 | 105,0 | 107,0 | 111,4 | 109,4 | 110,0 | 108,6 | 110,0 | 100,2 |
Продукция промышленности | 88 | 104 | 119 | 112 | 110 | 108 | 106 | 105 | 107 | 116 | 111 | 111 | 109 | 111 | 97,2 |
Продукция сельского хозяйства | 95 | 102 | 95 | 99,3 | 92 | 109 | 102 | 100,7 | 107 | 113 | 102 | 106 | 104 | 109 | 101,3 |
Инвестиции в основной капитал | 69 | 95 | 120 | 125 | 92 | 102 | 97 | 106 | 121 | 121 | 120 | 132 | 1116 | 123 | 108,6 |
Перевозки грузов | 75 | 87 | 109 | 105 | 95 | 91 | 98 | 109 | 110 | 107 | 109 | 109 | 106 | 111 | 95,1 |
Розничный товарооборот | 77 | 131 | 118 | 126 | 111 | 112 | 128 | 112 | 110 | 112 | 120 | 117 | 115 | 119 | 103,0 |
Индексы цен производителей промышленной продукции | 561 | 133 | 188 | 172 | 456 | 286 | 172 | 140 | 138 | 124 | 112 | 108 | 116,3 | 114 | 114,5 |
Индексы потребительских цен | 809 | 153 | 164 | 173 | 394 | 269 | 161 | 143 | 128 | 118 | 110 | 107 | 108 | 115 | 113,0 |
Экспорт в страны Содружества | 205 | 124 | 143 | 96 | 70 | 121 | 102 | 98 | 124 | 135 | 96 | 122 | 130 | 128 | 65,01 |
Экспорт в другие страны | 172 | 106 | 102 | 99,3 | 120 | 128 | 101 | 123 | 124 | 143 | 138 | 125 | 118 | 142 | 65,6 |
Импорт из стран Содружества | 176 | 124 | 127 | 95 | 77 | 142 | 95 | 109 | 128 | 148 | 94 | 130 | 131 | 137 | 70,2 |
Импорт из других стран | 194 | 126 | 121 | 104 | 80 | 108 | 97 | 112 | 125 | 131 | 121 | 141 | 123 | 139 | 77,03 |
3. Модель межотраслевого баланса
Межотраслевой анализ базируется на использовании статистических таблиц, называемых "межотраслевыми". Таблица межотраслевого баланса описывает потоки товаров и услуг между всеми секторами народного хозяйства в течение фиксированного периода времени (как правило, 1 год). Таблицу межотраслевого баланса, выраженную в стоимостных показателях, можно интерпретировать как систему национальных счетов.
Таблица 2 – Межотраслевой баланс, выраженный в стоимостных показателях
В межотраслевом балансе для страны или региона, осуществляющих торговлю с зарубежными странами, экспорт может быть представлен положительными, а импорт отрицательными - компонентами конечного спроса.
Строки приведенной таблицы показывают распределение выпуска каждого вида продукции каждая строка характеризуется следующим балансом:
Выпуск данного вида продукции = Промежуточный спрос + Конечный спрос
что математически может быть записано как:
(1)
Промежуточный спрос есть часть общего спроса, представляющая собой закупки данного вида продукции отраслями 1, 2, 3 и так далее в качестве исходных материалов, то есть в качестве промежуточных продуктов. Напротив, конечный спрос - это продукт, направленный в область конечного использования, то есть он распределяется в непромышленные секторы экономики. Сюда включается личное потребление населения, расходы на содержание государственного аппарата, просвещение, здравоохранение и так далее.
Столбцы таблицы показывают структуру затрат (input) или структуру используемых ресурсов, необходимых для каждой отрасли. Для столбцов устанавливается следующий баланс:
Расходы отрасли = Промежуточные затраты + Добавленная стоимость
что в математической записи выглядит так:
(2)
Промежуточные затраты представляют собой исходные материалы, закупленные отраслью у секторов 1, 2, 3 и так далее. Добавленная стоимость есть факторные затраты отрасли, то есть вновь созданная стоимость, распадающаяся на доход работающих по найму (заработную плату) и предпринимательский доход (прибыль).
Для строк и столбцов таблицы межотраслевого баланса имеют место следующие тождества:
Выпуск отрасли = Расходы отрасли
Общая сумма конечного спроса = Общая сумма добавленной стоимости,
которые математически записываются так:
(3)
(4)
Теперь рассмотрим схему баланса с точки зрения его крупных составных частей. Выделяют несколько блоков с различным экономическим содержанием – квадранты баланса.
В первом квадранте:
содержатся межотраслевые потоки средств производства (промежуточные затраты, производственный сектор). По форме это квадратная матрица. Данные этого квадранта играют решающую роль в анализе структуры материальных затрат отраслей, пропорций и производственных связей между отраслями, потоков в системе материального снабжения.
Во втором квадранте:
представлена конечная продукция всех отраслей материального производства. В развернутой схеме баланса конечная продукция каждой отрасли показана дифференцировано по направлениям использования: на личное потребление населения, общественное потребление (органы управления, просвещения, науки и так далее), на накопление и другое. Второй квадрант характеризует отраслевую материальную структуру национального дохода, его распределение на фонд накопления и фонд потребления.
Третий квадрант:
также характеризует национальный доход, но со стороны его стоимостного состава. Элементы третьего квадранта – это стоимостный эквивалент конечного продукта, в зарубежной литературе эти элементы называют первичными затратами. В развернутой схеме баланса этот квадрант содержит различные виды доходов работников материального производства. Данные третьего квадранта необходимы для анализа соотношений между вновь созданной и перенесенной стоимостью, между величиной необходимого и прибавочного продукта в целом по материальному производству и в отраслевом разрезе.
Отметим, что общие итоги второго и третьего квадранта равны:
(5)
Таким образом, в межотраслевом балансе соблюдается важнейший принцип единства материально-вещественного и стоимостного состава национального дохода.
Четвертый квадрант:
отражает конечное распределение и использование национального дохода. В результате перераспределения первично созданного национального дохода образуются конечные доходы населения, предприятий, государства. Их величиной определяется доля участия населения, государственных и иных предприятий и учреждений в потреблении и накоплении всей массы конечной продукции. Данные этого квадранта важны для отражения в межотраслевой модели баланса доходов и расходов населения, источников финансирования капиталовложений, для анализа общей структуры конечных доходов по группам потребителей.