Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:36, реферат
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
Введение
1.История возникновения купечества
2.Центры торговли в 16 веке
3.Внутрення и внешняя торговля
4.Торговля на внешнем рынке
Заключение
Содержание
Введение
1.История возникновения купечества
2.Центры торговли в 16 веке
3.Внутрення и внешняя торговля
4.Торговля на внешнем рынке
Заключение
Введение
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
Кратко состояние торговли в России 16 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха, и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новгороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Эта ярмарка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных."
1. История возникновения купечества
Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы. В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Севера - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушением.
2. Центры торговли в 16 веке
Города
Постоянно углублявшийся
процесс отделения ремесла от
сельского хозяйства обусловил
в 16 - первой половине 17 века рост и развитие
городов. Города являлись центрами ремесленной,
торговой и административной деятельности
значительных по радиусу районов. Для
16 века выявлено 210 названий городских
ремесел (в Новгороде - 293). В составе
городских ремесленников
Ремесленники Москвы и других крупных городских центров 16 века работали не только по заказу, но и на рынок, Они изготовляли свои произведения на дому, а затем приносили для продажи сидевшим в рядах торговцам. В городах торговля производилась местными жителями в лавках, а приезжими торговцами - в гостиных дворах, которые имелись во всяком более или менее значительном городе. Приезжавшие из ближайших сел крестьяне торговали на площади, обычно один-два раза в неделю. Лавки в подавляющей своей массе принадлежали постоянным жителям города и распределялись между посадскими, ратными людьми и людьми, зависимыми от детей боярских и духовенства, пропорционально числу представителей в городе каждой из этих категорий. В 16 веке одно лицо чаще всего владело тремя лавками, в Пскове и Казани отдельные лица имели по 10 и более лавок. Лавки были небольшими по размеру, располагались рядами. В межобластной торговле большую роль играли привилегированные торговцы - гости, а также монастырские купчины из Соловецкого, Волоколамского, Троице-Сергиева монастырей, ведших крупную торговлю солью и хлебом. С ростом экономического влияния торгово-посадских кругов торговые привилегии монастырей постепенно начинают сужаться. Крупные торговые люди, гости принимали большее участие во внешнеторговых операциях и меньшее - в торговле на местных рынках. Вместе с тем они были и своеобразными великокняжескими агентами по торговым делам. Многие из них становились крупными землевладельцами, занимали видное место в правительственном аппарате. В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город. Вместе с тем еще во второй половине 16 века торговля по традиции велась также в Кремле. Бывали торги и в других частях города. Н.М. Карамзин так описывал торговлю в Москве: "Гостиный двор (там же, где и ныне, на площади, у Кремля), обнесенный каменной стеною, прельщал глаза не красотою лавок, но богатством товаров, азиатских и европейских. Зимою хлеб, мясо, дрова, лес, сено обыкновенно продавались на Москве-реке, в лавках и шалашах."
Во второй половине 16 века купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством для выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети 16 века эти купцы были объединены в три общерусские привилегированные корпорации - гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). Особое положение по своему экономическому могуществу занимали торговые люди Строгановы. Дворы в городах имели и "торговые иноземцы" (иностранные купцы). Наиболее ранний перечень гостей как представителей особой сословной прослойки дан в акте земского собора 1566 года, который называет 12 гостей. В 1650 году их стало вдвое больше - 24. С конца 16 века чин гостя стал представляться особой жалованной грамотой. Крупное купечество сосредотачивалось в Москве. После московского пожара 1571 года правительство свело всех "лучших людей" других городов в Москву, обескровив провинциальные посады. В конце 16-17 веков купечество превратилось в сословную группу, сочетавшую занятие торговлей с выполнением функции налоговых сборщиков на условиях откупа. Связь с государственным аппаратом способствовала обогащению одних и экономическому упадку и разорению других, ибо откупщики несли материальную ответственность за сбор установленной суммы налогов. Имущественная дифференциация в группах гостей, членов гостиной и суконной сотен была тем сильнее, чем выше было сословное положение и состоятельность группы в целом. Тяглое население большого города делилось на сотни (иногда полусотни) и слободы. Часто сотни были не только территориально - административными единицами, но и организациями, объединявшими близкие по характеру деятельности группы ремесленников и торговцев. Москва была главным центром не только внутри русского рынка, но и обмена с иностранцами. Царя не без основания называли первым купцом страны. Царская казна заключала сделки с иностранными купцами на большие суммы денег и имела право отбора лучших товаров. В Москве жили крупнейшие русские купцы, обладавшие значительными капиталами. Наконец, в Москве были более, чем в других местах, обострены классовые и социальные противоречия, что нашло, в частности, выражение в московском восстании 1648 года.
Развитие торговых сел
Причиной появления торгово-
2. Внутренняя и внешняя торговля
Внутренний рынок
Процесс производства и углубление общественного разделения труда привели на рубеже 15-16 веков к усилению развития товарно-денежных отношений. Увеличение товарности сельского хозяйства в известной мере стимулировалось и ростом денежных налогов, ради уплаты которых крестьянам приходилось продавать не только излишки, но и часть необходимого продукта. Рост налогов уже в конце 40-х годов 16 века привел к резкому увеличению количества товарного хлеба, что вызвало бурное оживление местных рынков. Вся выгода от высоких хлебных цен доставалось не крестьянству в целом, а лишь небольшой его зажиточной верхушке, имевшей хлебные запасы и деньги для скупки хлеба по дешевым ценам в урожайные годы. Производство товарного хлеба в России 16 века было настолько ограниченным, что зерно почти не поступало на внешний рынок. Из городского купечества в 16 веке выделились скупщики сельскохозяйственных продуктов, приобретавшие товар у крестьян мелкими партиями. Так, скупка льна для продажи за границу производилась пудами, полу пудами. Продажа продуктов животноводства осуществлялась по преимуществу крестьянами, И в этой сфере действовали скупщики, без участия которых было бы невозможно осуществлять сбыт продуктов животноводства иностранным купцам. Очень важную роль в развитии внутреннего рынка играла торговля солью, рыбой, медом. Наиболее крупными продавцами соли в 16 веке являлись монастыри, имевшие жалованные грамоты на беспошлинный провоз и продажу соли. Торговали солью и представители других категорий населения. Крупная торговля солью способствовала установлению связей между отдаленными рынками и процессу образования всероссийского рынка. В 16 - первой половине 17 века происходит постепенное увеличение объема ремесленной продукции, предназначавшейся для вольного сбыта, возрастает роль скупщика. Некоторые ремесленники выступают одновременно и в роли продавцов своих изделий. Характерным является сочетание работы на заказ с работой на рынок. Показателем интенсивного развития мелкого товарного производства и торговли в городах служит рост количества торговых помещений, из которых местами крупной торговли являлись чаще всего лавки, местами мелочной торговли - скамьи, шалаша и т.п. Хотя "свод" богатейших торговых людей в Москву в 70-х годах 16 века нанес урон развитию местной торговли, он все же не прервал этот процесс в целом. Политические потрясения, которые испытал в 16 веке Новгород, также не смогли приостановить расширения в нем торговой деятельности посадских людей. Число лавок в Новгороде увеличилось с 700 в начале 16 века до 850 на рубеже 16 - 17 веков. В Пскове, по данным 80-х годов 16 века, было около 1250 лавок, амбаров и т.п. помещений. В Москве только в Китай-городе насчитывалось 1368 торговых мест. В тот же период их было в Нижнем Новгороде 574, в Туле - 386, в Суздале - 236. Общий подъем внутренней торговли в 16 веке нашел отражение в росте цен и увеличении доходов таможен. За 16 век цены на сельскохозяйственные продукты возросли в 3-4 раза, на изделия ремесла - вдвое. Обороты внутренней торговли на городских рынках росли, доходы таможен увеличивались. Так, доход нижегородской таможни вырос с 12183 рублей в 1615 году до 33335 рублей в 1645 году, т.е. почти втрое за 30 лет. Однако развитие внутренней торговли замедлялось воздействием феодальных отношений, недостаточно был развит кредит. Ссуды давались под большие проценты (обычно 20 %). Торговые операции и проезд облагались многочисленными пошлинами. Все торговцы делились на местных, иногородних и "иноземцев", под которыми в таможенных грамотах подразумевались жители не Московской, а других русских земель и зарубежья. В наименьшем размере пошлины взимались с местных, в наибольшем - с "иноземцев".
Деньги
В России ходили серебряные и медные деньги: московские, тверские, псковские, новгородские; серебряных считалось 200 в рубле (который стоил два червонца), а медных пул 1200 в гривне. Новгородские деньги имели почти двойную цену: их было только 140 в рубле. На сих монетах изображался Великий князь, сидящий в кресле, и другой человек, склоняющий перед ним голову; на псковских бык в венце; на московских старых св. Георгий, или всадник, и цветок, а новые, ценою в половину менее старых, представляли одну надпись. Золотые деньги ходили только иностранные: венгерские червонцы, римские гульдены и ливонские монеты, коих цена переменялась. Всякий серебряник бил и выпускал монету: правительство наблюдало, чтобы сии денежники не обманывали в весе и чистоте металла. Государь не запрещал вывозить монету из России, однако ж хотел, чтобы мы единственно менялись товарами с иноземцами, а не покупали их на деньги. - Вместо нынешнего ста, обыкновенным торговым счетом было сорок и девяносто; говорили: сорок, два сорока, или девяносто, два девяноста, и проч.
Ярмарки
Отдельные ярмарки существовали
в России уже в 16 веке. В отдельных
городах и при крупных
Внешняя торговля с Западом
В 16 - первой половине 17 века Российское государство вело торговлю со многими европейскими странами. Торговые связи с ганзейскими городами, Скандинавией, Прибалтикой, Великим княжеством Литовским и др. Были дополнены в середине 16 века торговлей с Англией и Голландией, с 80-х годов 16 века - с Францией, Торговля велась через балтийские порты (Невель, Рига, Нарва), Смоленск, со второй половины 16 века - также через устье Двины и мурманское побережье. Особое значение приобрел Архангельск, построенный в 80-х годах 16 века в устье Двины и ставший основным портом для торговли с Англией и Голландией. Связи с этими странами играли первенствующую роль в русско-западноевропейской торговле. Посредническая торговля, особенно при участии голландцев, способствовала товарообмену с Испанией и другими странами, с которыми не было прямых регулярных торговых отношений. В Англии для торговли с Россией и Персией была основана специальная торговая компания, получившая в 1555 году учредительную королевскую грамоту; она сразу же стала известна под неофициальным названием Русской или Московской компании. Во второй половине 16 века и позднее эта компания пыталась монополизировать русский внешний рынок, Особенно острую борьбу с англичанами вели голландские купцы.