Русская экономическая мысль в 9-16 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:36, доклад

Краткое описание

Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико–правовой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.

Файлы: 1 файл

Русская экономическая мысль в 9.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Русская экономическая  мысль в 9-16 вв.

  

Экономическая мысль, экономические учения как  наука оформились лишь в эпоху  становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений  определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико–правовой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении. 

Поэтому становление  и развитие отечественных экономических идей целесообразно исследовать в тесной связи с хозяйственно-политическими и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа. 

Так, на развитие русской экономической мысли 9-16 вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство.В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С 6 в. Крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. Широко используют труд челяди (людей, захваченных в период войн, приобретенных в результате покупки или закабаленных). В 9-12 вв. процесс закабаления, закрепощения смердов (крестьян) земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг - «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов – общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к 11 в. Ставшая преобладающей. А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими. 

В 9-11 вв. восточные  славяне объединяются в древнерусское государство - Киевскую Русь. Понятно, что верхи общества, его господствующий класс феодалов нуждались в сильном государстве. Именно оно обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли. 

Русь этого  периода – одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил  сопровождался дальнейшим разделением  труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей. Однако возрастающее имущественное неравенство, тяжелое положение бедного населения приводят к ряду городских восстаний (1068, 1113 гг. и др.). 

Естественно, что  экономическая мысль этого периода  не могла не отражать процесса феодализации государства. Идеологи своего времени  находили оправдания гражданскому и  имущественному неравенству. Так, один из летописцев называет бояр «лучшими людьми», а о народном восстании говорит с ненавистью и осуждением. Даже введение христианства в 988г., в период княжения Владимира Красное Солнышко(980-1015), имело противоречивые последствия. С одной стороны, способствовало распространению грамотности и культуры на Руси, осуждало крайности крепостничества и противилось взиманию высоких ростовщических процентов на ссуды, с другой, призывало холопов и смердов к полному повиновению феодалам. 

Пока еще экономическая  мысль не стала самостоятельной  ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения. 

Складывалось  и законодательство, по которому судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует  упоминание в договоре 911 г. князя  Олега (882-912) с греками «Закона Русского».  

Для  понимания  специфики развития экономической  мысли на самом раннем этапе русской  истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов  служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. 11в., действовавший до 15в. 

«Русская правда» отражала практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени. Фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию. Давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные повинности. Она содержала нормы торговли и защиты интересов русских негоциантов, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля) и пр. 

«Русская правда»  определяла нормы поведения на основе так называемого обычного права, то есть права, возникшего на основе обычаев  народа, важную роль в котором играло самоуправление общины. Например, договор  займа с процентами подписывался при наличии свидетелей, а при отсутствии таковых в случае отказа займодавца от долга достаточно было общественной присяги кредитора для признания его права на возмещение ссуды. Статьи «Русской правды» пронизаны идеями справедливости: например, проводится различие между злостной (в том числе по причине пьянства) и несчастной несостоятельностью. Поэтому не случайно в своде русских законов прочно укрепляется слово «правда». 

«Русская правда»  определяла правила договоров займа, поклажи и хранения товара, выдачи денег для осуществления торговых операций, порядок ограничения и оплаты труда на общественных работах по строительству городских укреплений и башен (договор общины с городниками), сбор вир (натуральных налогов) в пользу чиновников, порядок разрешения споров и штрафы за несоблюдение обязательств. 

Экономическая мысль нашла своеобразное отражение  и в былинах. Они воспевают  труд земледельца, наделяют труженика  лучшими человеческими качествами. 

В начале 12 в.в. Киеве  вспыхнуло народное восстание. В  течение четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. 

На великокняжеский  престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира  Мономаха», а позднее «Устав о  резах» ограничивали размер взимаемых процентов с денег предоставленных в ссуду (20,40 и 50%) 

Во время правления  Ивана III в 1497 г.  был издан Судебник – первый общерусский сборник  законов. Его выход законодательно оформил систему централизованной государственной власти, приказной формы государственного управления. А так же, кроме того, что СУДЕБНИК закреплял право «Юрьева дня», он отразил характер экономической политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения. 

Возникновение централизованного государства, возглавляемого московскими князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую  и политическую жизнь страны. Развернулось широкое торгово-ремесленное градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Налаживались международные торговые связи.  

Экономическая мысль первой половины 16 в. – преддверие реформ 50-х годов — особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина Ивана Семеновича Пересветова. В написанных им произведениях и челобытных царю Ивану IV (Грозному) фактически была изложена программа преобразований, которая фактически была взята царем на вооружение. 

Предложения И.С. Пересветова были направлены на усиление централизованного государства и лично царя. Он выступал за концентрацию всех доходов и податей в казне, отмену системы поместничества и пеевод воевод, судей и служилого дворянства на жалование, государственную регламентацию цен на товары, продаваемые вотчинникам, уничтожение «холопства». 

Созданное Иваном «Горзным» государство сохраняло  заложенные традиции и при его  ближайших преемниках— Федоре Ивановиче(1584-1594) и Борисе Годунове (1598-1605). 

Путь к последующему развитию экономической мысли и новым преобразования 17-начала 18 века был подготовлен. 
 
 
 

Негоциант —  оптовый купец, оптовый посредник, коммерсант, ведущий крупные международные  торговые операции. В широком смысле «негоциант» — синоним «торговца» вообще.

Информация о работе Русская экономическая мысль в 9-16 вв