Роль и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

При денежном обращении реализация товара может вовсе не совпадать с одновременной покупкой со стороны продавца: она может совершаться в другое время, в ином месте, с иным торговым партнером. Деньги, став посредником между продавцом и покупателем, расширили рамки торговых сделок, делают более ёмким рынок и придают ему большую динамичность. Недаром А. Смит сравнивал деньги с шоссейными дорогами, которые облегчают передвижение населения и товаров и ускоряют тем самым экономическое развитие. Ведь чем быстрее продается товар, тем скорее производитель, получив доход от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует свое дело. А это будет означать рост ВВП. Поэтому необходимо в экономическом анализе учитывать деньги, выясняя причины их применения обществом, а также ту роль, которую они играют в уровне выпуска продукции, общем уровне цен и темпах инфляции.

Деньги - важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков.

Оглавление

Введение.

1.Функции денег.
2.Колличественная теория денег:
2.1 Абстрактная терия

2.2 Монетная теория

2.3 Количественная теория

3. Сеньораж. Монетизация дефицита.

4. Валютная система Российской Федерации.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ OpenDocument.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Первым, кто выдвинул идею о зависимости  уровня цен от количества благородных  металлов, был французский экономист  Ж. Баден. В своем трактате "Ответ на парадоксы где Мальструа" он приходил к выводу: что высокие цены хотя и предопределяются многими причинами, тем не менее основной среди них является увеличение количества золота и серебра.

    Другие  экономисты XVI-XVII ст. (Б. Даванзотти, Дж. Монтарини, Д. Локк), разрабатывая эту  идею Ж. Бадена, постепенно превратили ее в прямолинейный и механический вариант количественной теории, который ограничивался двумя их восходящими постулатами: причиной роста цен является рост массы денег в обороте, а мера роста цен определяется мерой роста массы денег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Сеньораж. Монетизация дефицита.

     В случае монетизации дефицита нередко  возникает сеньораж - доход государства  от печатания денег. Сеньораж возникает  на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального  ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

     В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

     Правительства особенно часто прибегают к этому  средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

     В целях сохранения хозяйственной  и социальной, стабильности правительства  развитых стран всемерно избегают неоправданной  эмиссии денег. Для этого в  систему рыночной экономики встроен  специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

     Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

     Если  отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефицита нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

     Проблема  увеличения налоговых поступлений  в государственный бюджет выходит  за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается  в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.

     Если  дефицит госбюджета финансируется  с помощью выпуска государственных  займов, то увеличивается средняя  рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

     Долговое  финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

     В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

     Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику  страны.

     Во-первых, в определенных ситуациях правительство  прибегает к принудительному  размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

     Во-вторых, если правительство даже и создает  достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.

     Государственные займы на рынке ссудных капиталов  способствуют удорожанию кредита - росту  учетной ставки.

     Ни  один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет  абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.  

4. Валютная система Российской Федерации. 

Валютная  система Российской Федерации. В  настоящее время в России действует  режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения  на валютных биржах страны, прежде всего  на ММВБ. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным банком России по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах Российской Федерации - Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Важнейшим значением в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

    Валютные  ценности - это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платёжные документы, чеки, векселя, аккредитивы) и другие фондовые ценности (акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте), а также драгоценные металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий.

    Операции  в иностранной валюте и с ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

    К текущим валютным операциям относятся:

    -переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчётов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также осуществление расчётов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    -получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

    -переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

    -переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

    В валютные операции, связанные с движением  капитала, входят:

    прямые  инвестиции - вложения в уставный капитал  предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие  в управлении предприятием;

    портфельные инвестиции - приобретение ценных бумаг;

    переводы  в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая  землю и её недра, относимое по законодательству страны его местонахождения  к недвижимому имуществу, а также  иные права на недвижимость;

    предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;

    предоставление  и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

    Валютные операции в России осуществляют только уполномоченные коммерческие банки, т. е. банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка России (Банка России, ЦБ) на проведение валютных операций.

    Существуют  три вида валютных лицензий: внутренние, расширенные и генеральные. Наибольшие права предоставляет генеральная валютная лицензия.

    На  проведение операций с золотом требуется  также специальная лицензия ЦБ.

    Валютные  ценности могут находиться в собственности  как резидентов, так и нерезидентов.

    Покупка и продажа иностранной валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделки купли-продажи иностранной  валюты могут осуществляться непосредственно  между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки не допускаются.

    Валютное  регулирование осуществляет Центральный  банк России. Он устанавливает порядок  обязательного перевода, вывоза и  пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам; выдаёт валютные лицензии; проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны - ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.

    Валютный  контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк России, а также Правительство РФ.

    Агентами  валютного контроля выступают организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции  валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчётны соответствующим органам валютного контроля.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Заключение. 

   Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.

    Денежное  обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без  этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных  денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.

    С традициями радикализма укрепить доверие  экономических субъектов и всего  населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и  является главной задачей денежной политики в России.

Информация о работе Роль и функции денег