Роль фондового рынка в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:42, реферат

Краткое описание

Современный этап развития фондового рынка начался уже после развала СССР и связан с проводимыми экономическими реформами. Фондовый рынок является непременным элементом любой рыночной системы. России пришлось создавать свой фондовый рынок фактически «с нуля». Поэтому на сегодняшний день самым важным, пожалуй, является тот факт, что в России действует рынок ценных бумаг с развитой инфраструктурой, технологически оборудованной на современном уровне и почти ни в чем не уступающей в этом смысле зарубежным аналогам.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры 4
1.1 Сущность и появление бирж 4
1.2 Структура фондового рынка 7
Первичный и вторичный рынок 8
1.4 Регулирование фондового рынка 15

Глава 2. Российский фондовый рынок 21
Фондовый рынок как часть мировой финансовой системы 21
Влияние фондового рынка на экономическое развитие страны 23
Помехи развития фондового рынка в России 24

Заключение 26

Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Реферат Роман Мешков Фондовый рынок.docx

— 205.35 Кб (Скачать)

Проанализировав состояние фондовых рынков в развитых странах, можно  заметить, что хотя основой фондового  рынка служит первичный рынок, и  именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития, его  объём в развитых капиталистических  странах в настоящее время  относительно не велик.

В некоторых странах соотношение  между собственным и заёмным  капиталом устанавливается законом. Однако, независимо от наличия закона, в каждой стране имеется чёткое представление  о предельных размерах заёмных средств. Переход за эту грань сопряжён со значительным риском для компании в целом и её акционеров. В этой ситуации корпорация регулирует структуру  своего капитала путём эмиссии новых  акций, замещая ими свои долговые обязательства.

Таким образом, эмиссия новых акций  на современном этапе развития фондового  рынка в развитых странах очень незначительна и не всегда связана с мобилизацией свободных денежных ресурсов для финансирования экономики. Это означает, что в развитых странах происходит не только уменьшение масштабов первичного фондового рынка, но параллельно идёт снижение его роли регулятора инвестиций и экономики в целом.

В России фондовый рынок находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создание новых акционерных структур, которые остро нуждаются в средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством, первичный рынок является основным сегментом рынка ценных бумаг.

Однако, в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции, общей  неустойчивости, первичный рынок  России не выполняет сегодня функций  регулирования экономики.

Размещение ценных бумаг на первичном  рынке осуществляется в двух формах:

  • путем прямого обращения к инвесторам;
  • через посредников.

Независимо от формы размещения ценных бумаг – путём прямого  обращения к инвесторам или через  посредника – подготовка нового выпуска включает ряд этапов.

 

Рис. 4. Этапы подготовки нового выпуска ценных бумаг

 

Первичный рынок предполагает обязательное существование вторичного рынка. Более того, по моему мнению, существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически не возможно.

Вторичный рынок – рынок, на котором  осуществляется обращение ценных бумаг  в форме перепродажи ранее  выпущенных и в других формах. Основными  участниками рынка являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к постоянной купле-продажи  ценных бумаг. Купить подешевле и  продать подороже – основной мотив  их деятельности.

Вторичный рынок обязательно несёт  в себе элемент спекуляции. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое имеет всегда имеет одно направление – от мелких собственников  к крупным.

Миграция капитала осуществляется в виде перелива его к месту  необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей, предприятий, где  имеется его излишек.

Таким образом, вторичный рынок  в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной жизни. В итоге  функционирование вторичного рынка  обеспечивает постоянную структурную  перестройку экономики в целях  повышения её рыночной эффективности  и выступает столь же необходимым  для существования фондового  рынка, как и первичный рынок.

Однако роль вторичного рынка этим не ограничивается. Вторичный рынок  обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность их реализации по приемлемому  курсу и тем самым создает  благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность  в любой момент превратить ценные бумаги в форму наличных денег  представляет собой обязательное условие  инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного капитала – временно свободные  денежные капиталы и средства, которые  могут быть использованы только в  соответствии с основными принципами кредита.

Возможность перепродажи – важнейший  фактор, учитываемый инвестором при  покупке ценных бумаг на первичном  рынке. Функцией вторичного рынка становится сбалансированность фондового рынка  и обеспечение ликвидности. Ликвидный  рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Ликвидность рынка тем больше, чем больше число участников продажи и возможность оперативной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг.

Существуют две организационные  разновидности вторичных рынков: организованный – биржевой и неорганизованный – внебиржевой. В свою очередь  и тот и другой принимают разнообразные  формы организации.

Наиболее простой формой организации  фондовой торговли выступает стихийный  рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения  на те или иные ценные бумаги и заключают  сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке  зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться  даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент.

Внебиржевой оборот возникает как  альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемых для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций.

Торговлю на внебиржевом обороте  ведут специалисты: брокерские и  дилерские компании, часто совмещающие  свои функции. Во внебиржевом обороте  отсутствует единый физический центр  для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через  телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой  оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующим на бирже.

Традиционной формой вторичного рынка  выступает фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок  ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов  финансового рынка, обслуживающий  движение денежных капиталов.

Роль фондовой биржи в экономике  страны определяется, прежде всего, степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.

 

 

Рис. 5 Основные функции фондовой биржи.

 

    1. Регулирование фондового рынка

 

Регулирования фондового рынка – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним  и внутренним. Внутреннее регулирование  – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным  нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным  документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений  и ее работников. Внешнее регулирование  – это подчиненность деятельности данной организации нормативным  актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Процесс регулирования на фондовом рынке  включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Государство на фондовом рынке выступает в  качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование фондового рынка  – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

 

Рис. 6. Основные функции фондовой биржи

 

Рис. 7. Формы государственного управления рынка

 

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
  • регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирование профессиональной деятельности;
  • обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через  находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Существуют  две концепции регулирования  государством фондового рынка:

Первая  концепция – регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример – Франция.

Вторая  концепция – максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример – Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость  регулирования колеблются между  этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить  что, структура государственных  органов, регулирующих рынок, зависит  от модели рынка, принятой в той или  иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством  часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям и т.д.).Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.

Информация о работе Роль фондового рынка в развитии современной экономики