Ревизия и контроль хранения и расходования денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.

Файлы: 1 файл

Ревизия.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 при установлении  нарушений порядка работы с денежной наличностью в обязательном порядке направлять материалы проверок налоговым органам для применения мер воздействия;        

 провести  работу по установлению лимитов  остатка касс обслуживаемой клиентуры.

Проанализировав мероприятия Банка России по организации контроля за денежным обращением, можно сделать вывод, что эффективность данного контроля возрастает за счет активизации использования такого инструмента регулирования, как ответственность руководителей и организаций за несоблюдение установленных ЦБ РФ правил хранения, учета и обращения денежных средств. Юридическая ответственность за несоблюдение норм налично-денежного обращения может быть различной:        

 дисциплинарной — регулируется  Кодексом законов о труде РФ (ст. 33, 121, 122, 135);        

 административной — регулируется  Кодексом РСФСР об административных  правонарушениях (ст. 146.5); Налоговым  кодексом РФ (ст. 120); федеральными  законами «О Центральном банке ...» (ст. 75); «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (ст. 7);        

 уголовной — регулируется  Уголовным кодексом РФ (ст. 174, 186, 187).

К различным видам нарушений  нормативных актов, регулирующих налично-денежное обращение, применяются указанные меры ответственности как отдельно, так и комплексно в разнообразном сочетании. Рассмотрим некоторые из них.

Например, в случае несоблюдения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации налично-денежного обращения (прежде всего невыполнения контрольных функций по организации денежного обращения — осуществления проверок кассовой дисциплины клиентов) к ним применяются меры административного характера, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке ...», в частности:        

 требование от кредитной  организации устранения выявленных  нарушений;        

 взыскание штрафа в размере  до одной десятой процента  от размера минимального уставного капитала, а в случае неисполнения предписаний размер штрафа увеличивается до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;        

 ограничение проведения отдельных  банковских операций на срок до шести месяцев.

В случае обнаружения проверяющими банками нарушений кассовой дисциплины предприятиями-клиентами при условии  неоповещения об этих нарушениях налоговых  органов меры ответственности за обнаруженные нарушения могут  ограничиться дисциплинарными взысканиями (ст. 135 Кодекса законов о труде РФ: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение) и возмещением материального ущерба (ст. 121, 122 Кодекса законов о труде РФ) лицами, допустившими нарушения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Если же о систематических нарушениях организациями правил ведения кассовых операций, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, сообщается налоговым органам, то они могут квалифицироваться по ст. 120 Налогового кодекса РФ как «грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения», под которым понимается «отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика».

За грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения ст. 120 Налогового кодекса РФ предусмотрено взыскание штрафа:        

 если эти деяния совершены  в течение одного налогового  периода — в размере 5 тыс.  руб.;        

 если эти деяния совершены  в течение более одного налогового  периода — в размере 15 тыс.  руб.;        

 если эти деяния повлекли  занижение налоговой базы —  в размере 10% от суммы неуплаченного  налога, но не менее 15 тыс. руб.

Еще более строгие меры ответственности  предусмотрены действующим законодательством  за расчеты юридических лиц с  населением без применения контрольно-кассовых машин. При обнаружении налоговыми органами таких фактов юридические лица могут быть оштрафованы в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», а именно:        

 за расчеты без применения  контрольно-кассовых машин —  в размере, предусмотренном ст. 146.5 Кодекса РСФСР об административных  правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных  размеров оплаты труда;        

 за использование неисправной  контрольно-кассовой машины — в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;        

 за осуществление торговых  операций (оказание услуг) после  приостановления деятельности предприятия  в порядке, установленном ст. 6 федерального закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», — в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;        

 за невыдачу чека лицом,  обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной — в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20% от стоимости покупки (услуги).

К наиболее серьезным и тяжким преступлениям, совершаемым в сфере денежного  обращения, во всех странах относят:         

 изготовление или сбыт поддельных  денег или ценных бумаг;        

 изготовление или сбыт поддельных  кредитных либо расчетных карт  и иных платежных документов;        

 легализация (отмывание) денежных  средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

Ответственность юридических или  физических лиц, совершивших данные преступления в Российской Федерации, устанавливается Уголовным кодексом РФ (ст. 174, 186, 187).

Так, в соответствии со ст. 186 Уголовного кодекса РФ «изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой». Если же данные преступные деяния совершены в крупном размере либо лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег, то срок наказания лишением свободы возрастает «до двенадцати лет с конфискацией имущества». За аналогичные преступления, совершенные организованной преступной группой, срок наказания лишением свободы увеличивается до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Чуть менее строгие наказания, чем за фальшивомонетничество, предусмотрены  УК РФ за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и  иных платежных документов (ст. 187) —  «лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев». Если подделка и сбыт пластиковых карт, платежных документов осуществлялись организованной преступной группой, то срок наказания лишением свободы возрастает «до семи лет с конфискацией имущества».

Весьма актуальным для настоящей  российской действительности в сфере  экономических преступлений, связанных  непосредственно или косвенно со сферой денежного обращения, стал такой вид преступлений, как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Меры ответственности за совершение данных преступлений предусмотрены ст. 174 УК РФ. Наиболее известным примером легализации денежных средств, приобретенных путем хищения из российской банковской системы, стало рассмотренное ранее в этой главе дело о «чеченском авизо».

За совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, ст. 174 УК РФ предусматривает следующие виды наказания:        

 штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты  труда или в размере заработной  платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового;         

 лишение свободы на срок  от четырех до восьми лет  с конфискацией имущества или  без таковой, если данные преступления  были совершены неоднократно  или группой лиц по предварительному  сговору, либо лицом с использованием  своего служебного положения;        

 лишение свободы на срок  от семи до десяти лет с  конфискацией имущества или без  таковой, если «отмывание денег»  совершалось организованной преступной  группой или в крупном размере.

Таким образом, можно отметить, что  органы государственной власти и управления обладают достаточным набором нормативных инструментов и методов воздействия на субъекты российской экономики в целях обеспечения эффективного и безопасного денежного обращения в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования российского денежного обращения в настоящее время заключаются лишь в регулярном, своевременном и адекватном применении на практике методов контроля и мер ответственности ко всем без исключения юридическим и физическим лицам.

 

 

 Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля денежных средств  
Изучение и оценка системы внутрихозяйственного контроля денежных средств в общем случае включают следующие направления:  
• проверку наличия соответствующих организационно-распорядительных документов;  
• изучение состояния и порядка использования контрольно-кассовой техники с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям;  
• проверку обеспечения необходимых условий хранения денежных средств в кассе и в процессе их доставки из филиала банка;  
• становление соблюдения сроков проведения внезапных инвентаризаций кассы;  
• проверка своевременности обработки и отражения в учете выписок банка;  
• установление обеспечения сохранности кассовых и банковских документов и защиты соответствующих программных средств от несанкционированного доступа. 
Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля денежных средств целесообразно начинать с изучения штатного расписания организации, приказов об увольнении и назначении кассира и бухгалтера, ведущего учет операций с денежными средствами. Это необходимо для того, чтобы выявить лиц, занимавших указанные должности в проверяемом периоде. При этом следует учитывать, что в организации, где штатным расписанием не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника (с его согласия). С ним обязательно должен заключаться договор о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. Важно определить, какие должностные лица организации имеют право первой и второй подписи банковских документов.  
Затем проверяется наличие должностных инструкций кассира и бухгалтера, а также приказа о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии; уточняются, предусмотрена ли передача обязанностей по ведению кассовых операций в случае вынужденной замены (отпуска, болезни и т.д.) кассира; изучаются имеющиеся договоры о банковском обслуживании и формируется список банковских счетов организации по их видам.  
Значимым моментом является проверка исправности кассовых суммирующих аппаратов (КСА), с помощью которых осуществляется прием наличных денежных средств от покупателей. При этом обращается внимание на наличие пломбы, свидетельствующей об отсутствии фактов самовольного вскрытия данных аппаратов, а также голографической наклейки, удостоверяющей регистрацию в налоговой инспекции. Следует определить, включена ли КСА организации в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.  
Особое внимание проверяющий должен уделить изучению условий сохранности денежных средств и денежных документов в кассе: изолировано ли помещение кассы; хранятся ли денежные средства и ценные бумаги в несгораемом сейфе или металлическом ящике, опечатываются ли они; у кого находятся дубликаты ключей от сейфа; как обеспечивается сохранность денежных средств, полученных в банке; имеется ли сигнализация на случай пожара или проникновения в помещение кассы посторонних лиц и т.д.  
За сохранность денежных средств в процессе их доставки из филиала банка отвечают назначенные руководством организации работники, осуществляющие данную доставку. Инкассация выручки в филиал банка может проводиться с привлечением специализированной организации либо сотрудников банка. В этом случае следует проверить наличие соответствующих договоров.  
Далее проверяющий устанавливает, проводится ли комиссией внезапная инвентаризация кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, находящихся в кассе. Инвентаризация кассы может проводиться в сроки, установленные руководителем организации (подразделения), но не реже одного раза в квартал. Следует обратить внимание на правильность составления актов инвентаризации, обоснованность решения руководителя о регулировании выявленных излишков (недостач).  
По результатам изучения состояния внутрихозяйственного контроля денежных средств проверяющий делает вывод об отношении администрации к ведению бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, обеспечению сохранности денежных средств, своевременного и полного отражения их движения в учете и отчетности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011 г, 465 с.

2. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Экономика: Учебно-практич. Пособие. – СПб.: Издательский Торговый Дол «Герда», 2009 г , 345 с.

3.  Н.П. Гайфулина "Контроль и ревизия", учебная программа курса, 2008, 380 с.

4. Крамаровский Л. М. Ревизия и контроль. - М.: Финансы и статистика, 2009, 225 с. 

5. Криницкий Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2010.

6. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.С. Ревизия и контроль: Учебное пособие. / Под ред. М.В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. 560с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 


 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

Дисциплина: Контроль и ревизия

 

Тема: Ревизия и контроль хранения и расходования денежных средств

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 3 курса

 

Факультета Экономического

 

Специальность: бухгалтерский учет,анализ и аудит

 

Даниленко Е.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 


Информация о работе Ревизия и контроль хранения и расходования денежных средств