Развитие международных экономических отношений в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

В мире уже не осталось ни одной страны, которая бы в какой-то мере не касалась экономических отношений с другими странами. Сейчас такая страна просто не выживет, основываясь на самообеспечении. Наоборот, в настоящее время существует тенденция к интеграции, т.е. взаимодействию между странами посредством международных экономических отношений.

Оглавление

Введение 3

1.Современные экономические отношения 5

1.1Организационные воплощения 6

2. Основные формы международных экономических отношений 9

2.1 Мировой рынок товаров и услуг 9

2.2 Межстрановая кооперация производства 11

2.3 Обмен в области науки и техники 14

2.3 Межстрановая кооперация производства 17

2.4 Международная миграция рабочей силы 20

2.5 Валютно-кредитные отношения 23

Заключение 26

Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 59.03 Кб (Скачать)

     Как целостная система мировой рынок  сложился к концу XIX века одновременно с завершением формирования мирового хозяйства.

     Мировой рынок товаров и услуг имеет  свои особенности. Главное состоит  в том, что сделки по купле-продаже  товаров и услуг совершаются  резидентами различных государств; товары и услуги, перемещаясь от производителя к потребителю, пересекают границы суверенных государств. Последние, реализуя свою внешнеэкономическую (внешнеторговую) политику, с помощью различных  инструментов (таможенных пошлин, количественных ограничений, требований соответствия товаров тем или иным стандартам и т.п.) оказывают существенное влияние  на товарные потоки как с точки  зрения географической направленности, так и отраслевой принадлежности, интенсивности.

     Регулирование движения товаров на мировом рынке  осуществляется не только на уровне отдельных  государств, но и на линии межгосударственных институтов – Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского Союза, Североамериканского Соглашения о  свободной торговле и др.

     Например, основополагающими принципами и  правилами ВТО являются:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования  в торговле на недискриминационной основе;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

     Все страны-члены ВТО (а их насчитывается  более 140) принимают обязательство  по выполнению порядка 20 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения», охватывающих свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

     Конкурентная  борьба на мировом рынке проходит в более разнообразных, чем на рынках отдельных стран, формах и  предполагает использование широкого спектра методов. Неценовая конкуренция  в современных условиях является доминирующей, ценовая конкуренция  характерна для абсолютного меньшинства  товаров. Неценовая конкуренция  предполагает конкурирование товаров  по качественным параметрам, а также  по «пакету услуг», «прилагаемому» к товару.

     Изменение конкурентоспособности товара имеет  ряд последствий, в частности, изменение  структуры и направленности товарных потоков в мировой экономике, а также коррекция роли и «веса» тех или иных стран. Например, в  последние десятилетия в мировом  экспорте значительно укрепились позиции  новых индустриальных стран и  Китая, удельный вес США, напротив, заметно  сократился.1

     Сложность с созданием термина «услуга» привела к поиску нового решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и барьерах на пути торговли услугами. Поэтому  был создан Классификатор видов  деятельности, которые могут рассматриваться  как услуги. Классификационная схема  различных видов услуг была разработана в ходе Уругвайского раунда. Этот Классификатор услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов:

     1. Деловые услуги – 46 групп

     2. Телекоммуникационные услуги –  25 групп

     3. Строительные и инжиниринговые  услуги – 5 групп

     4. Дистрибьюторские услуги – 5 групп

     5. Образование – 5 групп

     6. Финансовые услуги, включая страхование  – 17 групп

     7. Услуги по защите окружающей  среды – 4 группы

     8. Услуги по охране здоровья  и здравоохранения – 4 групп

     9. Туризм – 4 групп

     10. Спорт – 5 групп

     11. Транспортные услуги – 33 групп

     12. Прочие

     В Классификаторе услуг ВТО в качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор услуг  может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней уступок  в сфере услуг.

    2.2 Межстрановая кооперация производства

 

     МСП должна развиваться с учетом общественных связей. Однако для того чтобы повысить эффективность производства, осуществить  реализацию экономических выгод  МСП, добиться осуществления комплексных  экономических целей,  его  следует  дополнить международным кооперированием  производства (МКП).

     Его  объективной  основой  является  растущий  уровень  развития производительных сил, дифференциация производства. МКП  представляет  собой процесс  устойчивых производственных  связей между  самостоятельными предприятиями разных стран. МКП помогает фирмам сократить затраты на производство и обращение, а следовательно, себестоимость выпускаемой ими продукции, снижение издержек производства,  усиление  конкурентоспособности  продукции,  выпускаемой на условиях МКП.

     МКП в ее развитых формах охватывает различные  сферы :

     1. Международное производственно-технологическое  кооперирование. В эту сферу входят:

     – вопросы передачи лицензий и использования  прав собственности;

     – подрядное кооперирование в области  строительных и монтажных работ, модернизации кооперирующихся предприятий;

     –  совершенствование  управления  производством,  стандартизация,  унификация,  сертификация,  распределение  производственных программ.

     2.Торгово-экономические   процессы,  связанные  с   реализацией кооперированной   продукции,  а именно взаимосвязанной   продукции между кооперантами  и третьими лицами в странах-партнерах. 

     3. Послепродажное обслуживание техники. 

     Выделяют  три основных метода, которые используются при налаживании кооперационных связей:

     1) осуществление совместных программ;

     2) специализация в договорном порядке; 

     3) создание совместных предприятий. 

     Осуществление  совместных  программ,  в  свою  очередь,  реализуется  в  двух  основных формах:  подрядном  производственном  кооперировании и совместном производстве.

     Подрядное  производственное  кооперирование  предполагает  выполнение определенной работы исполнителем по поручению  заказа.

     Подрядное соглашение между двумя сторонами  обусловливается сроками,  объемами, качеством  исполнения  и др. Договорная  специализация предполагает разграничение  производственных программ между участниками  производственного  кооперирования.  Договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование производства и прямую конкуренцию между собой на рынке.

     Совместное  производство –  это  так  называемая  интегрированная кооперация, получившая широкое распространение в мире. При такой организационной форме  объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных согласованных  целей.2

     Формирование  в мире новой системы производства, специализации и кооперации на основе контрактации, аутсорсинга, кластеров. Последние 20-30 лет в мире идет процесс  формирования новой системы специализации и кооперации производства на основе контрактации, что отражается на структуре мировой торговли. Сегодня 40% мировой торговли – это обмен деталями и комплектующими внутри ТНК. Процесс специализации и кооперации, вышедший за пределы отдельных стран и регионов, стал базисом глобализации. Без включения в нее сегодня немыслимо эффективное производство.

     Международная специализация и разделение труда, мировая торговля существовали еще  в древнем мире. Но лишь в последние 20-30 лет заговорили о глобализации, контрактации, аутсорсинге, как о  новых явлениях, ставших основой развития ряда стран мира. Новое качество давно известные процессы получили в результате бурного развития, прежде всего, технологий, логистики, средств связи и транспорта. Благодаря новым технологиям, передача информации и сигналов управления, движение финансовых потоков стали практически мгновенными, а транспортировка товаров – дешевой и быстрой. Сегодня таможенная очистка корабля с тысячами контейнеров на борту занимает в Австралии или Сингапуре лишь полчаса.

     Новые условия чрезвычайно расширили  возможности контрактации и придали  ей новое качество. Продуктовая специализация отдельных фирм заменяется теперь не только специализацией подетальной. На аутсорсинг выносятся уже и отдельные производственные операции

     Аутсорсинг, субконтрактация, кластеры, малый бизнес. Термины старые, содержание новое. Слова  «аутсорсинг», «контрактор», «субконтрактор», широко вошли в современный деловой язык. В действительности же ничего нового они не обозначают. Контрактор (субконтрактор) – это все тот же подрядчик (субподрядчик), а «аутсорсинг» – это передача сторонним организациям исполнения каких-либо функций или изготовления изделий, которые до этого производились на данном предприятии.

     Однако  сегодня понятия «аутсорсинг», «контрактация», «субконтрактация», а также понятия  «малый бизнес», «кластер» расширили свое содержание и отражают бурное развитие специализации и кооперации производства, которые в последние десятилетия вышли за пределы отдельных стран, и составляют основу процессов глобализации.

     Глобализация  экономики, охватившая преимущественно развитые страны мира, ведет к существенному снижению издержек производства товаров и услуг. В борьбе за существование фирмы вынуждены изыскивать любые пути сокращения затрат. Поэтому они все больше практикуют передачу непрофильных видов деятельности другим специализированным фирмам, открывают в Азии новые филиалы, где расходы на производство ниже, чем в США и Европе. Именно необходимость сокращения затрат занимает первое место в рейтингах причин обращения западных компаний к сторонним организациям.

     Мировые компании переходят на аутсорсинг, для того чтобы повысить эффективность своей деятельности и расширить свои возможности3

    2.3 Обмен в области  науки и техники

 

     Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

     Различают следующие основные пути передачи технологий.

     Обмен технологиями осуществляется на некоммерческой и коммерческой основе.

     На  некоммерческой основе:

  • специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;
  • конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;
  • международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

     Между сторонами не возникают денежные обязательства. К технологическому обмену в некоммерческих формах относятся: научно-технические публикации; компьютерные базы данных, технические стандарты, справочники; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями  и встречи ученых; миграция специалистов; обучение студентов и аспирантов; деятельность международных организаций  по сотрудничеству в области науки  и техники и др. На коммерческой основе:

  • продажа воплощенных технологий;
  • прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;
  • продажа патентных и «ноу-хау» лицензий;
  • совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;
  • координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;
  • лизинг;
  • инжиниринг;
  • консалтинг;
  • портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

Информация о работе Развитие международных экономических отношений в современных условиях