Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:46, контрольная работа
Цель исследования – изучить современное размещение отраслей хозяйства ПФО и определить перспективы его развития.
В соответствии с целью перед нами стоит ряд взаимосвязанных задач:
описать особенности экономико-географического положения Приволжского федерального округа
изучить структуру хозяйственного комплекса региона. Особенности размещения отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства.
раскрыть основные проблемы и направления социально-экономического развития региона в условиях рынка.
Введение………………………………………………………………………...…3
Состав и место Приволжского Федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности его экономико-географического положения………………………………………………5
Хозяйственный комплекс региона. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства….14
Основные проблемы и направления развития социально-экономического развития в условиях рынка……………………………26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………
Наиболее развитым является
автомобилестроение, включающее производство
легковых и грузовых автомобилей, автобусов
и троллейбусов. Приволжье - самый
крупный производитель
По объему производства в настоящее время лидирует «АвтоВАЗ» - Волжский автомобильный завод в Тольятти (Самарской области), производящий легковые автомобили. Одним из наиболее крупных производителей является также АО «АвтоГАЗ» с головным предприятием в Нижнем Новгороде, специализирующееся на выпуске легковых и грузовых автомобилей. Третий центр - «АвтоУАЗ» (Ульяновский автомобильный завод) - производитель легковых внедорожников (вездеходов «УАЗ»), грузовых автомобилей малого класса, полноприводных микроавтобусов. Освоен выпуск первого отечественного джипа УАЗ-3160.
Также крупным центром автомобильной промышленности является КамАЗ, представленный группой из девяти специализированных заводов (автомобильным, кузнечным, литейным, колесным, инструментальным) с центром в Набережных Челнах.
В городе Энгельсе Саратовской области производятся троллейбусы, которыми обеспечивается вся Россия, а также транспортные машины и запчасти.
В Самаре расположен авиационный завод (АО «Авиакор»), выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты-носители «Протон», «Энергия», ракетно-космические комплексы «Союз-Прогресс», космические аппараты «Фотон», «Бион», «Ресурс».
Судостроение представлено АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, на котором производятся суда на подводных крыльях, пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Есть судостроительные заводы в Татарстане (г. Зеленодольск), в Перми (ОАО «Судостроительный завод «Кама»), в Навашино и Городце Нижегородской области, в Соликамске (судоремонтное предприятие) и др.
В Приволжье широко развито также точное и сложное машиностроение. Отраслью рыночной специализации является топливная промышленность. Приволжский федеральный округ в сырьевом отношении имеет четко выраженную нефтяную специализацию. Нефтегазодобывающий комплекс Приволжья по масштабам уступает только Западной Сибири. Однако по масштабам нефтепереработки и газопереработки он, безусловно, лидирует. По добыче нефти на первом месте Татарстан и Башкортостан.
Регион занимает первое место в стране по развитию нефтеперерабатывающей промышленности. Нефтеперерабатывающие заводы расположены в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Уфе, Перми, Кстове, узле Стерлитамак-Салават-Ишимбай, Самаре, Сызрани, Новокуйбышевске, Саратове, Орске.
Нефтегазохимический комплекс Поволжья включает всю технологическую цепочку переработки нефти и газа.
Электроэнергетика также является отраслью специализации ПФО. Округ дает около 20% общероссийской выработки электроэнергии. В производстве электроэнергии в Приволжском федеральном округе лидируют тепловые электростанции, наиболее крупными из которых являются Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС.
Химическая промышленность ПФО лидирует в химическом комплексе России, обеспечивая свыше 40% общего объема производства, в том числе 1/5 общероссийского производства серной кислоты, более одной трети - химических волокон и нитей; от 40 до 55% синтетических смол и пластических масс, соды каустической, аммиака, минеральных удобрений, шин всех типоразмеров; 65-70% синтетических каучуков и соды кальцинированной.
Особенность химической промышленности ПФО - ее преимущественное развитие в комплексе с нефтеперерабатывающей промышленностью, повсеместное распространение нефтехимических комбинатов, хотя предприятия нефтехимии могут быть и самостоятельными. Специфика нефтехимической промышленности Приволжья также заключается в ее тесной связи с автомобилестроением, распространении производства синтетического каучука, шин и резинотехнических изделий для данной отрасли.3
Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добычи угля и поваренной соли (Березники), в районе нефтепереработки (используют ее отходы) – Салават, Тольятти. Фосфатные удобрения производятся в Перми, Самаре, Кирово-Чепецке из привозных хибинских апатитов. На производстве азотных удобрений специализируются ОАО «Азот» (г. Березники) и ОАО «Минеральные удобрения» (г. Пермь).
Сложные удобрения производятся
в Мелеузе (Башкортостан), в Саратове.
Содовая промышленность приурочена
к месторождениям поваренной соли,
а также комбинируется с
Металлургический комплекс Приволжья также является отраслью специализации, особенно выделяется цветная металлургия. В черной металлургии ПФО преобладает передельная и малая металлургия.
В цветной металлургии преобладают медная и никелевая промышленность. Медная промышленность представлена фабриками Учалинского горно-обогатительного и Башкортостанского медно-серного комбинатов.
Лесная промышленность Приволжья отличается довольно высоким уровнем развития. Она производит свыше 20 % пиломатериалов от общероссийского объема.
Промышленность строительных материалов развита повсеместно (это так же отрасль, дополняющая комплекс Приволжья). По производству цемента выделяются Вольск (Саратовская область), Жигулевск (Самарская область), Новоульяновск и Сенгилей (Ульяновская область).
Среди отраслей легкой промышленности Приволжья особо выделяются льняная (Нижний Новгород, Димитровград), шерстяная (Ульяновск и Пенза), кожевенная и кожевенно-обувная (Ульяновск, Богородск, Киров и др.), меховая и овчинно-шубная (Казань, Слободской и др.), ковровая (Димитровград).
Агропромышленный комплекс ПФО играет большую роль в межрегиональном территориальном разделении труда.
Основной отраслью животноводства является мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Вблизи городов скотоводство имеет молочно-мясное направление.
Ведущая отрасль пищевой промышленности Приволжья, имеющая общероссийское значение - мукомольная, особенно развита эта отрасль в Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, а также в Нижегородской и Кировской областях.
3. Основные
проблемы и направления
Регион благодаря своему
выгодному транспортно-географи
Территория Приволжского федерального округа, особенно побережье Волги и ее притоков, перенасыщена предприятиями нефтехимического комплекса. Дальнейшая концентрация этих отраслей в регионе может привести к необратимой деградации экологической системы Волги.
На территории
Приволжья реализуется
Программа предусматривает мероприятия по созданию экономического механизма экологического оздоровления региона, внедрению малоотходных и безотходных технологий, техническому перевооружению действующих производств, созданию санитарно-защитных зон и многие другие.
Главная цель программы — коренное изменение состояния окружающей среды на Волге и ее притоках, восстановление природных комплексов бассейна.
Основным направлением развития и размещения отраслей промышленности в Приволжском регионе должно стать не создание новых производств, а модернизация и техническое перевооружение уже созданных, углубление глубины переработки исходного сырья, ориентация на вывоз из региона конечной продукции, а не полуфабрикатов.
Ключевыми задачами экономического развития региона в перспективе являются:
В перспективе регион будет входить в число лидеров по темпам экономического роста. Исключительно велика его роль в решении проблем укрепления федеративных отношений, интеграции межрегиональных экономических связей и формировании стабильных межэтнических отношений.4
Сегодня реальными точками роста могут быть только наукоемкие, сложные производства, которые развивают технологическую культуру. В первую очередь — сложное машиностроение, авиационное и космическое. На химических и нефтехимических предприятиях ПФО сосредоточено от 40 до 60% российского производства синтетических смол и пластических масс, продукции пластпереработки, соды каустической, минеральных удобрений, аммиака, метанола, капролактама, пропилена, бутадиена, бензола, шин для грузовых и легковых автомобилей, формовых и неформовых резинотехнических изделий; в округе сосредоточено свыше 60% производства кальцинированной соды, синтетических каучуков, фенола, этилена и др. Таким образом, в Поволжском федеральном округе сосредоточены все российские производители основной продукции химического комплекса.
АвтоВАЗ в 2007 году сумел преодолеть затяжной кризис сбыта и нарастить (в абсолютных цифрах) объем продаж в России. За 11 месяцев 2007 года внутри страны было продано более 600 тыс. автомобилей Lada, по итогам года цифра должна вырасти до 660 тыс. (против 625 тыс. за весь прошлый год). Что же касается легкового сегмента, то нижегородский завод постепенно снижает объемы выпуска старушки «Волги», в ближайшем будущем планируя заменить ее новой разработкой ГАЗ Siber на платформе Chrysler Sebring.
Татарстанский производитель грузовой техники КамАЗ остается наиболее успешным и конкурентоспособным на мировом рынке российским автопроизводителем. На 2008 год завод запланировал выпуск 65 тыс. автомобилей (вместе с модернизированными), объем предполагаемой выручки составит 127,8 млрд рублей.
Тактика, которой придерживается в прочем не только автопром ПФО – кооперация иностранных и отечественных производителей.
Нефтепроводы и газопроводы Приволжского федерального округа также играют важную роль в экономике России, обеспечивая не только потребности региона, но и являясь важным звеном на пути нефти из Западной Сибири в западные регионы России и на экспорт.
Главная проблема нефтехимической отрасли ПФО в том, что у основных сырьевых и перерабатывающих предприятий разные собственники, что зачастую порождает конфликты между ними, которые могут привести к тому, что благоприятные возможности для реализации многообещающих планов будут утрачены.
Огромным потенциалом
обладает транспортная отрасли Приволжского
федерального округа, как воздушный транспорт в силу развитости
авиационной промышленности региона.
Одной из тенденций последних нескольких
лет является то, что сильно возросла доля
сверхтяжелых грузовых автомобилей в
составе транспортного потока, что приводит
к негативным последствиям в сфере эксплуатации
дорог округа.
Как и во многих регионах
России, строительный комплекс ПФО
переживает сейчас бурный рост, это
касается как жилищного строительства,
так и строительства
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что регион имеет огромные перспективы к развитию.
Приволжский Федеральный округ – один из ведущих в стране по уровню индустриального развития. В то же время это и один из основных аграрных регионов страны.
Приволжский федеральный округ в сырьевом отношении имеет достаточно чётко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике региона наибольший удельный вес в добыче минеральных ресурсов принадлежит добыче нефти и газа. Также округ является одним из ведущих в стране по уровню индустриального развития и одним из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции.
Регион благодаря своему
выгодному транспортно-