Развитие банковской системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Слово "банк" происходит от итальянского "banco", означающее "стол". Такие столы – banco устанавливались на многолюдных, шумных площадях, где происходила оживленная торговля товарами. В Древнем Риме, особенно в период империи, рынок-торжище представлял собой просторную площадь (как правило, часть сложно комплекса – форума, или главной городской площади), специально предназначенную для рынка и являющуюся одновременно центром политической жизни города.

Файлы: 1 файл

МАТЕРИАЛ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Развитие внутреннего валютного рынка в 1999 году во многом определялось достигнутыми позитивными сдвигами в динамике важнейших макроэкономических показателей и текущей валютной политики Нацбанка, в частности был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге, что вызвало снижение курса тенге к доллару США на 64,6 процента. Также важным нововведением в этом году стало начало торгов по Евро и становление евросегмента валютного рынка.

Введенный с 1997 года механизм экспортно-импортного контроля, в основном, создал систему взаимодействия банков и таможенных органов по оформлению паспортов сделок и по предоставлению банками отчетности в таможенные органы и Нацбанк. Тем самым определенно возросла роль банков второго уровня, как агентов валютного контроля, в осуществлении экспортно-импортного валютного контроля. Указанный механизм определял порядок информационного обмена между основными его участниками.

Нацбанк выступал на валютном рынке в роли, как продавца, так и покупателя иностранной валюты, однако операции по покупке иностранной валюты превалировали над продажами, что способствовало пополнению золотовалютных резервов.

Неотъемлемой частью валютного рынка являлся рынок наличной иностранной валюты, представленный сетью обменных пунктов банков и юридических лиц. Функционирование этого сегмента позволило подавить «черный рынок» и у населения появилась возможность легального и удобного обмена валют, без риска приобретения фальшивых денег.

Разветвленная сеть обменных пунктов на территории республики создает конкурентную среду и способствует расширению валютного рынка. Так, с 1993 года количество обменных пунктов возросло с 334 до 2465 на конец 2000 года. Для упорядочения операций на валютном рынке и недопущения бесконтрольного оттока иностранной валюты из страны национальная валюта — тенге, была включена в понятие валютная ценность.

Широкое развитие и разнообразие услуг, предоставляемых банками своим клиентам посредством платежных карт, привело к необходимости регулирования сферы кредитования банками второго уровня своих клиентов-нерезидентов через платежные карты на срок более 120 дней, что нашло отражение в соответствующих нормативных документах.

Расширен перечень оснований для приобретения иностранной валюты юридическими лицами-резидентами на внутреннем валютном рынке и исключено ограничение для юридических лиц-нерезидентов на покупку иностранной валюты только на средства в тенге, полученные в результате проведения текущих валютных операций.

 

 

2.2 Платежная система

 

Эффективность функционирования банковской системы и финансовых рынков прямо зависит от уровня действующей в стране платежной системы. Основными критериями платежной системы, оптимально отвечающей потребностям экономики, являются оперативность и скорость проведения платежей, степень автоматизации и надежность системы расчетов, а также уровень рисков при проведении расчетных операций.

Поскольку система безналичных расчетов Казахстана, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком бывшего Советского Союза, не удовлетворяла требованиям рыночной экономики, Нацбанк в 1994 году начал проведение ее реформы. Основными ее целями являлись ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на тот период срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, векселей, платежных карт).

Одним из важнейших моментов в развитии платежной системы республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР системы крупных платежей (СКП), обрабатывающей электронные платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе.

Важным мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в Нацбанке, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских счетов позволила Нацбанку оперативно осуществлять функции расчетного банка, повысить эффективность, контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом.

В области обеспечения функционирования платежных систем будут предприняты дальнейшие меры по обеспечению эффективного и надежного функционирования платежных систем, осуществлению надзора и контроля за обеспечением их стабильного функционирования, развитию новых вид платежных инструментов, реализации Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек.

Общие требования к функционированию национальной системы платежных карточек предусмотрены разработанным Национальным Банком Республики Казахстан в 2004 году проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности государственных органов, осуществляющих регулирование финансового рынка».

В 2005 году особое внимание будет уделено внедрению национальной платежной карточки, которая призвана стать эффективным платежным инструментом для осуществления безналичных платежей в сфере розничной торговли внутри страны и многофункциональной карточкой для размещения на ней различных платежных и неплатежных «приложений».

Вместе с тем, будет продолжена работа по созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек и расширению сети приема платежных карточек в торговых (обслуживающих) организациях.

В области содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на предстоящие три года будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики.

В рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС и СНГ, Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение работ по организации общей платежной системы и другим направлениям интеграции финансовых рынков.

Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан намерен активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской Организации Сотрудничества и Центрально- Азиатского Сотрудничества.

 

 

3. Перспективы развития банковской системы РК в условиях достижения финансовой стабильности

 

3.1 Проблемы развития банковской системы РК под воздействием последствий мирового финансового кризиса

 

За два прошедших года мы видели, что сложные взаимоотношения между кредитными, рыночными и финансовыми рисками ключевых игроков финансовых рынков могут иметь далеко идущие последствия, в особенности тогда, когда падает уровень доверия инвесторов.

Хотя страны избежали худшего, впереди еще трудные задачи. Все участники мировой финансовой системы должны совместно трудиться для закрепления достигнутого и продвижения вперед, к устойчивому экономическому восстановлению, а также к построению новой финансовой структуры регулирования, которая бы отражала уроки кризиса и предотвращала повторение событий двух прошедших лет.

Мировой экономический кризис заставил правительства разных стран разрабатывать антикризисные программы. И хотя каждая страна идет своим путем и решения разные правительства принимают независимо друг от друга, как ни странно, основные «антикризисные» меры можно отнести к одному из трех типов экономического стимулирования.

Представители стран Евросоюза на саммите в Брюсселе в марте 2009 года договорились о принятии общеевропейской программы по оживлению экономической ситуации, которая предусматривает 5 млрд евро инвестиций.

Их основная идея - стабилизация финансовой системы и, как и в США, преодоление так называемого кризиса доверия. Для поддержания своих экономик и минимизации последствий кризиса каждая страна – член Евросоюза на национальном уровне разработала свой план антикризисных мер. Далее представлены планы ведущих стран ЕС.

Рост ВВП обычно сопровождается ростом потребления электроэнергии. Если на коротком отрезке времени мы видим рост ВВП и падение потребления электроэнергии, это говорит о резком изменении структуры экономики в сторону менее энергозатратных отраслей и более трудозатратных. Например, остановка фабрик, производящих товары широкого потребления на экспорт и разворачивание масштабного строительства дорог, жилья и т.д. И третий путь стимулирования внутреннего спроса — повышение доходов «бюджетников». В Китае запланировано за два года увеличить пенсии на 10%.

Проводя работу по лицензированию банковских организаций АФН РК добилось следующих результатов (рисунок 11).

 

Рисунок 11. Динамика выдачи и отзыва лицензий БВУ

 

Правительством РК, Национальным Банком РК и Агентством был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на поддержку отечественной экономики и стабилизации финансового сектора.

Однако данные меры недостаточны в условиях негативных тенденций в реальном секторе экономики страны и глобальных кризисных явлениях.

Наблюдавшийся в докризисный период рост экономики, а вместе с ним улучшение благосостояния населения, в частности, характеризующееся увеличением доходов, активное развитие строительной индустрии, увеличение спроса на жилье вызвали увеличение спроса на кредитные ресурсы со стороны населения. Избыток свободных денежных средств, доступность кредитных ресурсов и отсутствие достаточных возможностей для инвестирования, и как следствие спекулятивные настроения на рынке недвижимости, привели к высокому росту цен на нем, и его перегреву. Кроме того, снижение цен на нефть и металлы, также негативно сказалось на экономике Казахстана, ориентированной на экспорт сырья.

Так, можно сделать вывод, что одним из ключевых факторов обеспечения стабильного и полноценного функционирования банковской системы является наличие развитого и устойчивого реального сектора экономики с диверсифицированной структурой.

 

 

3.2 Пути совершенствования преодоления кризисных процессов в банковской системе Республики Казахстан

 

Мировой экономический кризис заставил правительства разных стран разрабатывать антикризисные программы. И хотя каждая страна идет своим путем и решения разные правительства принимают независимо друг от друга, как ни странно, основные «антикризисные» меры можно отнести к одному из трех типов экономического стимулирования.

1.Государственные инвестиции в создание и обновление инфраструктуры. Сюда входит ремонт и строительство дорог и жилья, обустройство школ и тому подобное.

Предполагается, что госзаказ обеспечит производителям спрос на их продукцию, а населению – рабочие места, что и подтолкнет экономику к выходу из кризиса.

2. Стимулирование потребительского спроса за счет субсидий, налоговых льгот, снижения базовой процентной ставки, что влечет снижение процентных ставок по кредитам (что должно подтолкнуть людей делать больше покупок) и по банковским депозитам (что делает менее привлекательным хранение денег, и, соответственно, более привлекательной их трату). Идея состоит в том, что чем больше люди будут тратить денег на потребление, и чем меньше сберегать, тем больше денег будет возвращаться в экономику в виде прибыли, зарплат и пр. Предполагается, что это подтолкнет экономику к росту.

3. «Неотложная помощь» финансовым институтам и некоторым другим «избранным» корпорациям, отличающимся большими размерами и управленческой запущенностью (последнее и сделало их первыми жертвами кризиса, дошедшими фактически до банкротства).

Кроме того, улучшена оценка достаточности собственного капитала банков посредством введения нового коэффициента к1-2, определяемого как отношение основного капитала банка (капитала первого уровня) к активам, взвешенным по степени риска. В условиях, когда доходы банков достаточны только для покрытия формируемых ими провизии и не способны обеспечить необходимый рост капитализации, введение данного коэффициента фактически связывает акционерный капитал и риски банков. Другими словами, в кризисной ситуации не доходы, а уставный капитал банков способен адекватно покрывать рост банковских рисков. В настоящее время, данный коэффициент по банкам должен составлять не менее 0,06, а с 1 июля 2011 года не менее 0,09.

В период развития кризиса (2007-2008 годы) банкиры часто заявляли, что быстрый рост активов несет в себе определенные риски, но он же является источником роста для казахстанской экономики. Похоже, теперь регуляторы готовы пойти на снижение темпов роста в пользу повышения устойчивости финансовых институтов.

АФН и Нацбанк озаботились и высоким уровнем рыночной концентрации в финансовом секторе. В первую очередь среди банков. «На данный момент индекс Херфиндаля-Хиршмана, используемый для оценки рыночной концентрации, составляет почти 1 500 и характеризует казахстанский рынок банковских услуг как концентрированный при среднем уровне по 15 европейским странам, равном 953», - отмечают в АФН.

Главная трудность в работе микрокредитных организаций на сегодняшний день - недостаток финансирования и, как следствие, неспособность удовлетворить спрос на микрокредитование в экономике, который, по оценкам экспертов, достигает сотен миллионов долларов. Очевидно, с введением новых норм регулирования жизнь МКО осложнится, а недостаток микрокредитов станет более ощутим.

Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан