Распределение доходов и их неравенство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

цель исследования – распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования;
- исследовать основные направления государственной политики доходов;
- неравномерное распределение доходов;
- распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.

Оглавление

Введение
Сущность доходов, источники их формирования и формы
Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения
Практикум
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом теория (2).docx

— 293.48 Кб (Скачать)

       Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов.

     Если мы разделим все население страны на 5 частей (квинтилей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов (рис.1).

     Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения - 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения - 100%» всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис.1 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE).Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов. На рис. 2 приведены различные кривые Лоренца для России на 1997 г., отражающие распределение доходов от собственности, предпринимательских доходов, доходов от труда (заработная плата) и т. д. 

     

 

      Как отмечалось ранее, больше всего приближается к линии абсолютного равенства кривая Лоренца, отражающая распределение доходов с учетом трансфертных выплат, а далее всего от нее находится кривая, демонстрирующая распределение доходов от собственности.

     Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини (G), или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. Мы можем его рассчитать как отношение площади фигуры, находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначим ее буквой Т), к площади треугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства: 

       

     где величина G изменяется от нуля до единицы, т. е. 

     0 < G <1 

     Следует обратить внимание на то, что коэффициент Джини может для различных видов доходов и их субъектов. Индекс можно рассчитывать по величине заработной платы, по доходу от предпринимательской деятельности, по величине ВВП (ВНП) на душу населения, валовому доходу домашнего хозяйства и др.

     Но почему существует неравенство в доходах? Различные экономисты называют множество причин и факторов, но одними из самых важнейших являются:

     Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

     Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных субъектов.

     В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

     В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

     В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

     Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.

     Коэффициент Джини рассчитывается на основе методики кривой Лоренца как отношение площадей области М и треугольника OeF5. Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.

     Для расчета кривой Лоренца и коэффициента Джини по стране необходима общенациональная система учета доходов всех семей. В России такая система только создается, поэтому семейные доходы пока что оцениваются на основе выборочного анализа бюджетов семей. 

     

     Рис. Кривые Лоренца для России в 1994 г. и в 1998 г 

     Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1993 и 1998 гг. 

     
    Группы населения (по 20 % от общего числа)
    Доля в общем объеме доходов населения, %
    1993 г. 1998 г.
    Низшая

    Вторая

    Третья

    Четвертая

    Высшая

    5,8

    11,1

    16,7

    24,8

    41,6

    6,2

    10,5

    14,9

    21,0

    47,4

    Коэффициент Джини 0,260 0,379
 

 

      3. Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения 

     Страна, в которой доход каждого медленно растет, может быть очень счастлива; страна, в которой доход растет очень быстро, но одновременно увеличивается неравенство доходов, идет навстречу своей гибели.

     Л. Столерю 

     Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

     За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. Более трети россиян в настоящее время имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами.

     О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2009 года

     Всего в январе-феврале 2009 года в федеральный бюджет поступило 480,6 млрд. рублей администрируемых ФНС России доходов, что на 13,5% меньше, чем в январе-феврале 2008 года, что обусловлено снижением поступлений налога на прибыль и НДПИ.

 

 

     Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). 

 

     Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2009 года составили 28,0 млрд. рублей. По сравнению с январем-февралем 2008 года поступления снизились на 43,7 млрд. рублей, или в 2,6 раза. Отрицательная динамика связана со сроком уплаты налога 28 февраля, приходящимся на выходной день. В результате платежи по налогу на прибыль поступили в бюджет в начале марта т.г.

     Кроме того, снизились поступления по налогоплательщикам, уплачивающим налог ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, в связи с понижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-феврале 2009 года составили 66,6 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2008 года выросли на 2,1 млрд. рублей, или на 3,2%.

     Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе феврале 2009 года составили 251,5 млрд. рублей и по сравнению с январем февралем 2008 года выросли в 1,8 раза.

     Рост поступлений связан с переходом в 2008 году на квартальную уплату налога, в результате чего в январе 2008 года уплата НДС производилась по результатам хозяйственной деятельности одного месяца - декабря 2007 года, в феврале и марте уплата налога не производилась.

     В I квартале 2009 года, уплата производится по результатам хозяйственной деятельности в целом за IV квартал 2008 года, ежемесячно равными долями в размере 1/3 квартальной суммы. Таким образом, в январе-феврале 2009 года поступил НДС в размере 2/3 от суммы, причитающейся к уплате за IV квартал 2008 года.

     Кроме того, некоторыми налогоплательщиками, сумма НДС, причитающаяся к уплате в марте 2009 года, была досрочно уплачена в январе-феврале 2009 года.

     Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-феврале 2009 года 3,8 млрд. рублей, что на 35,4% меньше, чем в январе-феврале 2008 года.

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-феврале 2009 года 10,8 млрд. рублей и снизились относительно января-февраля 2008 года в 1,9 раза.

     Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2009 года составили 0,3 млрд. рублей, что в 1,6 раза меньше, чем в январе-феврале 2008 года.

     В федеральный бюджет в январе-феврале 2009 года мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 11,0 млрд. рублей, что на 8,7% больше поступлений января-февраля 2008 года.

     Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-феврале 2009 года поступило в федеральный бюджет 113,3 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 95,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 15,6 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 1,2 млрд. рублей.

Информация о работе Распределение доходов и их неравенство