Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:33, реферат
Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.
Введение……………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. ПРОМЫШЛЕННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Структурная политика в современной России ………………………5 стр.
Промышленная политика в современной России …………………..17 стр.
Заключение ……………………………………………………………….24 стр.
Список используемой литературы …………………………………….25 стр.
Существует много определений понятия «структурные сдвиги». Структура экономики представляет собой строение экономической системы, которая образуется взаимосвязями между ее элементами. Структурный сдвиг в экономике можно рассматривать как качественное изменение в экономической системе, состоящее в замене существовавших ранее взаимосвязей между ее составными частями новыми. Структурные сдвиги обусловлены неравномерностью развития различных элементов экономической системы и свидетельствуют об изменении в потребностях субъектов хозяйственной жизни и в размещении экономических ресурсов.
Структурные сдвиги в национальной экономической системе могут быть экзогенными и эндогенными. В современном мировом хозяйстве процессы интеграции и глобализации хозяйственной деятельности вызывают усиление взаимосвязи, взаимодействия, взаимопроникновения структурных сдвигов. По временной продолжительности, скорости, интенсивности и масштабам структурные сдвиги могут иметь эволюционный или революционный характер. Сформировавшаяся в процессе эволюционных или революционных сдвигов структура национальной экономики определяет ее устойчивость, безопасность, эффективность и местов мировом хозяйстве.
Очевидно, что последние 20 лет российская экономика функционировала за счет прежних достижений советского периода. Это относится прежде всего к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, а также (что удивительно) к разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. Высокотехнологичный комплекс экономики (совокупность авиационного, радиотехнического, средств связи, электронного, ракетно-космического секторов, обеспечивающих инновационную направленность развития экономики) продолжает деградировать. Его мощности используются на 15–20%. Доля российской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет менее 1% (в то время как на долю США приходится 36%, Японии – 30%).
Согласно известным в экономической науке представлениям, структурный кризис возникает в том случае, когда старая структура не может удовлетворить новые потребности и функционирование новых технологий. Влияние старой структуры на возникающую новую структуру проявляется в замедлении темпа роста, возникновении различных диспропорций, снижении эффективности видов деятельности. Преодоление структурного кризиса происходит, если старая структура начинает уступать место новой структуре экономики – формам организации и методам регулирования. Проявления структурного кризиса обычно охватывают промежуток времени в 7–10 лет, т. е. превышают размер одного цикла средней продолжительности.
Однако современные обстоятельства, связанные с трансформацией экономических систем (причем не только стран бывшего социалистического лагеря, но и капиталистических стран Европы, инициировавших интеграционные процессы, связанные с институциональной, политико-правовой, экономико-организационной перестройкой их уклада жизни), порождают кризис структуры в коротком периоде, вызванный намеренными действиями правительств данных стран, решающих конкретные задачи преобразований.
Процесс формирования структурной политики в рамках стратегического планирования осуществляется поэтапно в определенной последовательности:
1) целеполагание;
2) диагностика (выявление и анализ) факторов;
3) формирование стратегических альтернатив;
4) обоснование выбора
5) установление приоритетов;
6) выбор приемлемой стратегии;
7) определение путей и средств реализации стратегии;
8) разработка программы
9) формирование системы управления осуществлением мероприятий;
10) формирование механизма реализации программных мероприятий;
11) формирование системы мониторинга реализации мероприятий и достигнутых результатов;
12) разработка процедур
13) разработка плана конкретных действий для правительственных структур и органов государственного управления по вертикали .
В литературе последних лет рассматриваются два основных варианта стратегии развития российской экономики – энергосырьевой и инновационный.
В первом варианте предусматривается первоочередная реализация конкурентных преимуществ страны, связанных с добычей, переработкой и экспортом углеводородов и развитием энергетики. Во втором варианте – формирование мощного слоя конкурентоспособных производств в обрабатывающих секторах.
Большинство исследователей отдают предпочтение инновационному варианту как в наибольшей мере отвечающему требованиям максимальной реализации стратегических интересов России.
На взгляд автора, наилучшие шансы в условиях глобальной конкуренции Россия может получить, лишь развивая одновременно и сырьевую, и инновационную экономику. Кстати, инновации востребованы и в сырьевом комплексе, эффективность которого, как ни странно, в последние годы также сокращалась. Конкретные пропорции между ними необходимо целенаправленно регулировать в процессе стратегического планирования структурных сдвигов с учетом долгосрочных национальных интересов. Решения относительно неприоритетных видов экономической деятельности принимаются с учетом их роли в поддержании жизнедеятельности и безопасности общества.
Важные виды деятельности, например производство медицинских препаратов и техники, требуют государственной поддержки в масштабах всего отраслевого комплекса. Поддержка производств, не имеющих важного значения с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и национальной безопасности, осуществляется избирательно с учетом состояния имеющегося потенциала, наличия инновационных заделов, конкурентоспособности и др. При этом государственная помощь должна носить целевой характер – создание импортозамещающих или экспортных мощностей, освоение новых продуктов, технологий и рынков. В случае нецелесообразности сохранения производства помощь государства должна быть нацелена на минимизацию социальных издержек.
Если эта задача заключается в развитии производств, поставляющих на внутренний и внешний рынки продукты с высокой добавленной стоимостью, причем производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то для решения такой задачи потребуются не только инновации, но и воссоздание отдельных видов производств и секторов хозяйства. Современные технологии невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и производства специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т. д. Однако отечественная электронная промышленность за период с 1990 г. практически деградировала.
Если будет принято решение воссоздавать эти производства, то встанет вопрос: за счет каких ресурсов? Если брать ресурсы из сырьевого комплекса и направлять их на решение указанных задач, то потребуется компенсация потерь дохода, часть которого придется тратить на замещение выходящих из строя фондов в сырьевых секторах. Можно попытаться увеличить добычу в сырьевых секторах, с тем чтобы дополнительный доход направить через банковскую систему на развитие инновационных производств.
Однако насколько возможно это осуществить при значительном износе фондов в сырьевых секторах? Таким образом, управление экономической структурой упирается в проблему распределения и использования ресурсов, а также определения той структуры, которая будет признана необходимой и желательной, которую следует спроектировать и в направлении которой двигаться.
Проблема воздействия управленческими инструментами на отраслевую структуру экономики должна стать центральной при планировании экономической политики. Понятие оптимальной структуры или кардинальной оптимизации структуры относится к воспроизводству режима наиболее благоприятного развития экономической системы в целом. Причем задача оптимизации может предполагать наличие нескольких критериев (целевых функций) и накладываемых ограничений, например на общую величину используемых ресурсов (в том числе финансовых), ожидаемый доход и величину экологического ущерба.
Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.
Задачи промышленной политики:
Виды промышленной политики:
Вертикальная или горизонтальная Мягкая или жесткая
Объекты:
Крупные компании Малый и средний бизнес
Приоритеты:
Отрасли Рынки Технологии |
Отдельные инструменты:
Бюджетные, Налоговые, Таможенные, Кредитно-денежные (ЦБ), Управление государственной собственностью, Отраслевое регулирование, Техническое регулирование, Регулирование интеллектуальной собственности, Саморегулирование |
Перераспределение:
Через бюджет Через бизнес Через инвесторов
Рента (выгоды):
От процесса формирования и реализации промполитики От результатов промполитики |
Период |
Приоритеты в государственной политике |
Характерные черты промышленной политики |
Отношение к промышленной политике |
50-е - 60-е годы |
Индустриализация, импортозамещение, защита зарождающихся отраслей, управление госсектором |
Жесткая, вертикальная политика, компенсация провалов рынка, высокий уровень селективности |
Быстрый рост популярности промышленной политики в различных странах |
70-е – 90-е годы |
Торговая либерализация, приватизация, привлечение прямых иностранных инвестиций, laissez-faire |
Ограниченность применения, отказ от жестких инструментов (защита рынков, поддержка национальных чемпионов) в пользу более мягких (условия для перетока капитала) |
Провалы государства, искажения в бизнес-среде, захват, рентоориентированное поведение, глобализация, сильные сомнения |
2000-2009 годы |
Реиндустриализация, устойчивое инновационное развитие, совершенствование национальных инновационных систем |
Мягкая, горизонтальная политика, компенсация системных провалов и содействие восприимчивости к знаниям, обеспечение выгод в динамике, обеспечение демонстрационных эффектов, самораскрытие |
Провалы и рынка, и государства, экология, фактор Китая и Индии, фактор отсталости, влияние эволюционной теории роста, переосмысление |
2010 - |
Защита национальных секторов, обеспечение занятости, поиск новых источников устойчивого роста |
Технологическая промышленная политика, кластерная промышленная политика, стимулирование связей между агентами, поддержка партнерств, накопление критических изменений, конструирование секторальной политики, дружественной к конкуренции и инновациям и улучшающей качество роста |
Кризис идеологии Вашингтонского консенсуса, новый посткризисный реализм, усиление и уточнение роли государства, поиск новых моделей промышленной политики, эксперименты |
Информация о работе Промышленная и структурная политика в современной России