Проблемы вступления РФ в ВТО на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Всемирная торговая организация (ВТО) – преемница действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), призванного регулировать мировую торговлю чрез механизм сдерживания односторонних действий.
Актуальность данной темы заключается в том, что Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо, стремиться им, стать.

Оглавление

Введение...........................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты ВТО…………………………………………………5
1.1 История создания ВТО……………………………………………………………..5
1.2 Принципы ВТО……………………………………………………………………..8
1.3 Структура и функции……………………………………………………………..10
1.4 Цели и задачи ВТО………………………………………………………………..13
Глава 2 Россия и ВТО………………………………………………………………....14
2.1 Проблемы вступления России в ВТО…………………………………………....14
2.2 Выгоды при вступлении России в ВТО……………………………………….....21
2.3 Угрозы и риски вступления России в ВТО…………………………………...…25
2.4 Отраслевые особенности после вступления России в ВТО………………...….30
Заключение……………………………………………………………………..……...34
Список литературы……………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая по мировой экономике.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

Функции ВТО:

1. Административная работа, связанная  с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют  ВТО, и их имплементацией.

2. Наблюдение за состоянием мировой  торговли и предоставление консультаций  по вопросам управления в области  международной торговли.

3. Выполнение роли форума для  многосторонних торговых переговоров.

4. Обеспечение механизмов примирения  для урегулирования торговых  споров.

5. Наблюдение за торговой политикой  государств.

6. Сотрудничество с другими международными  учреждениями, влияющими на определение  глобальной торговой политики.

    1. Цели и задачи ВТО

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО.

Участие в ВТО дает стране множество  преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения  к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

1. Получение лучших в  сравнении с существующими и  недискриминационных условий для  доступа российской продукции  на иностранные рынки;

2. Доступ к международному  механизму разрешения торговых  споров;

3. Создание благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

4. Расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности,  в банковской сфере;

5. Создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок;

6. Участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов;

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

 

Глава 2. Россия и  ВТО

2.1 Проблемы вступления  России в ВТО

 

Ход переговоров по присоединению России наглядно свидетельствует о том, что участники Рабочей группы предъявляют нам весьма жесткие требования. Заявления о политической поддержке присоединения России к ВТО, сделанные ведущими членами этой организации, никоим образом не свидетельствуют об их отказе от стремления добиться значительных преимуществ для собственных производителей и экспортеров, резко расширить свое присутствие на российском рыночном пространстве. Их основные задачи – получение свободного доступа к дешевым сырьевым ресурсам России и продвижение своих товаров и услуг на ее потенциально емкий рынок.

Согласно принятому ВТО  регламенту, переговоры о присоединении  нашей страны ведутся по четырем  направлениям. Это:

  1. тарифные переговоры, т. е. доступ на рынок товаров;
  2. доступ на рынок услуг;
  3. государственная поддержка сельского хозяйства;
  4. системные вопросы присоединения.

При этом следует подчеркнуть, что российская сторона до сих  пор была озабочена главным образом  приведением отечественного законодательства в соответствие с нормами и  правилами ВТО, тогда как основополагающие системные вопросы, связанные с  поддержкой российских производителей и превышением конкурентоспособности продукции, с общими условиями хозяйствования, а также с запрашиваемыми нашими партнерами в этих областях односторонними уступками, практически не рассматривались, хотя их значение для экономики страны трудно переоценить.

Имеющаяся информация о ходе переговоров по системным вопросам присоединения России к ВТО позволяет  выстроить следующий перечень основных требований наших партнеров по переговорам, структурировав эти требования с использованием соответствующих принятых в этой организации категорий.

Применительно к общим  обязательствам члена ВТО партнеры по переговорам требуют привести российское законодательство и правоприменительную  практику в соответствие с нормами  организации. Конкретно они предлагаю  России принять на себя обязательства, которые можно классифицировать так.

  1. «Стандартные» обязательства общего порядка, вытекающие из Соглашения об учреждении ВТО и основанных положений ГАТТ-94. Они содержат, во-первых, тот императив, что положения соглашений ВТО (в том числе Протокол о присоединении) применяются единообразно на всей таможенной территории РФ, включая регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы со специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов.

Во-вторых, Россия должна обеспечить участникам внешнеэкономической деятельности право апеллировать к независимым  трибуналам и органам (в соответствии со статьей Х ГАТТ-94).

В-третьих, в плане обеспечения  транспарентности Россия обязана оперативно публиковать все законы и меры регулирования, описанные в статье Х ГАТТ-94, а также предоставить все предусмотренные нормами ВТО первоначальные нотификации к моменту присоединения.

В-четвертых, с этого момента  необходимо отменить меры нетарифного  регулирования импорта (как противоречащие требованиям ВТО).

В-пятых, с момента присоединения  надлежит предоставить нерезидентам национальный налоговый режим (в соответствии со статьей № ГАТТ-94):

  1. акцизы на импорт и экспорт из стран СНГ должны быть эквивалентны акцизам на экспорт и импорт других стран;
  2. принцип взимания НДС в стране назначения должен распространяться и на страны СНГ, включая Белоруссию, в том числе в отношении экспорта газа и нефти.
  3. «Стандартные» обязательства по обеспечению выполнения норм многосторонних соглашений ВТО. По большинству последних – о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и др. – от России требуют выполнения с момента присоединения вытекающих из них обязательств в полном объеме и без предоставления какого-либо переходного периода. Равным образом от нас требуют привести в соответствие с нормами ВТО методы оценки таможенной стоимости.
  4. «Специфические» обязательства, направленные на приведение торгово-экономического режима в соответствие с нормами многосторонних соглашений ВТО. Во-первых, с момента присоединения Россия не должна применять нынешние и вводить новые меры господдержки, являющиеся, согласно третьей статье Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, (ССКМ), субсидиями, в том числе запрещенными (речь идет об отмене не только федеральных, но и региональных субсидий).

Во-вторых, в случае введения режима пред отгрузочной инспекции  данная мера должна носить временный  характер; Россия обязана гарантировать, что этот режим будет соответствовать  нормам ВТО (в частности, соглашениям  по пред отгрузочной инспекции, импортному лицензированию, таможенной оценке, техническим  барьерам в торговле, санитарным и  фитосанитарным мерам).

В-третьих, в области таможенного  регулирования и таможенных процедур от нас требуют:

  1. с момента присоединения не применять к импортируемым товарам какие-либо сборы и пошлины, кроме обычных таможенных, а также фиксировать все сборы за таможенное оформление и обработку грузов;
  2. обеспечить соответствие правил таможенной оценки требованиям Соглашения по таможенной оценке, а также решениям ВТО по учету процентных ставок в таможенной оценке программных носителей для оборудования по обработке информации.

В-четвертых, Россия обязывается  применять законы и нормативные  акты, регулирующие деятельность государственных  торговых и иных предприятий, наделенных специальными или эксклюзивными  привилегиями (связанными с госзаказом, закупками для федеральных госнужд, с выполнением межправительственных соглашений по поставкам, и т. п.), в соответствии с требованиями ВТО (включая статью 17 ГАТТ-94).

В-пятых, России придется предложить другим сторонам либо привести «соглашения  о добровольном ограничении экспорта»  в соответствие с требованиями ВТО, либо прекратить их действие с момента  присоединения.

В-шестых, с этого момента  наша страна должна следовать нормам ВТО (включая требования статьи 24 ГАТТ-94) в отношении своего участия в  торговых соглашениях, зонах свободной  торговли и таможенных союзах.

В-седьмых, нам предстоит  отменить норму о локальном компоненте в законодательстве, касающемся соглашений о разделе продукции (как противоречащую требованиям статьи 3 ГАТТ-94).

В-восьмых, нужно будет  привести порядок лицензирования алкоголя и фармацевтической продукции в  соответствие с положениями Соглашения по импорту лицензированию.

Что касается «льгот» по общим обязательствам ВТО (выполнение которых для присоединяющейся страны может быть отложено, т. е. осуществлено в течение переходного периода  или обусловлено определенными  требованиями), то Россия может попытаться добиться согласия на введение переходного  периода по каким-либо многосторонним соглашениям ВТО или на определенные изъятия из их требований на этот период. При этом важно иметь в виду: из запросов наших вопросов на данном этапе переговоров следует, что по собственной воле никаких льгот нам предоставлять никто не собирается.

Применительно к дополнительным обязательствам (т. е. выходящим за рамки  общих обязательств ВТО, вытекающих из текстов многосторонних соглашений) наши партнеры по переговорам выдвигают  к России следующие основные требования:

  1. установить к моменту присоединения все экспортные пошлины на уровне 5% таможенной стоимости товаров;
  2. отменить практику двойного (в смысле различий внутренних и мировых цен) ценообразования на газ и электроэнергию, а также минимизировать роль государства в установлении цен на энергоносители, электроэнергию, перевозки, и т. п. (эти цены должны определяться исключительно коммерческими условиями);
  3. в конкретно определенные сроки устранить все ограничения на иностранные инвестиции, особенно в отношении авиационной промышленности, энергетики, а также оборота алкогольной продукции (в том числе устранить законодательные нормы, запрещающие иностранные инвестиции в импорт, разлив и распространение спиртных напитков крепостью свыше 12 градусов и в производство спиртных напитков;
  4. либерализовать нынешний режим валютного регулирования, сохраняющий обязательную продажу валютной выручки, депозиты под импорт и другие ограничения свободы операций с валютой;
  5. ликвидировать практику установления фиксированных цен (в том числе на водку) как противоречащую требованиям статьи 7 ГАТТ-94;
  6. дать обязательство отменить количественные ограничения на импорт и экспорт (включая неавтоматическое лицензирование) в торговле драгоценными металлами и камнями, этиловым спортом, алкогольными напитками и продукцией фармацевтики.

В плане иных обязательств вступающей страны Россию вынуждают  присоединиться к соглашениям ВТО  с ограниченным кругом участников; речь идет, прежде всего, о Соглашении по торговле гражданской авиационной  техникой (СТГА), Соглашении о правительственных  закупках (СПЗ) и «секторальных инициативах». Причем ряд членов Рабочей группы (в первую очередь США и страны ЕС) требуют нашего присоединения  к СТГА без изъятий и переходного  периода.

В качестве обязательств периода  присоединения от России требуют:

  1. представления данных, необходимых органам ВТО для оценки выполнения новым членом условий присоединения;
  2. обеспечения транспарентности приватизационного процесса (в том числе подготовки ежегодных докладов о его ходе) и других направлений экономической реформы.

В области «добровольных» ограничений члена ВТО от нашего государства требуют не применять  меры по защите своего рынка до тех  пор, пока мы не сделаем соответствующие  механизмы адекватными Антидемпинговому кодексу, ССКМ и Соглашению по защитным мерам. Кроме того, Россию вынуждают  принять обязательство, позволяющее  подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой и в течение  длительного переходного периода  продолжать в отношении нее практику интенсивных антидемпинговых и  компенсационных расследований. Одновременно выдвигается условие нераспространения, нанес действия статей 27-29 ССКМ, предусматривающих ряд льгот для стран с переходной экономикой и возможность сохранения действующих на момент присоединения программ промышленной поддержки.

Поскольку переговоры по системным  вопросам находятся в начальной  стадии, пока не представляется возможным  оценить, какие дополнительные обязательства  членов ВТО по отношению к России могут быть приняты (обычно такого рода обязательства касаются процедур и  сроков отмены различного рода торговых ограничений). Трудно оценить также  вероятность задействования какими-либо членами организации против России вышеупомянутого права на отказ от использования в двухсторонних отношениях с присоединяющейся страной норм ВТО. Однако поскольку прецеденты применения статьи 13 оглашения об учреждении ВТО известны, подобная угроза существует, и к такому повороту событий надо быть готовыми.

Чего добиваются от нас

Плюсы: Страну завалят дешевым мясом из США, на эту продукцию постепенно будут снижаться цены.

Снизится стоимость услуг  страховщиков, улучшится качество обслуживания россиян.

Информация о работе Проблемы вступления РФ в ВТО на современном этапе