Проблемы повышения эффективности социально-экономического развития Республики Башкортоста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:36, задача

Краткое описание

Башкортостан располагает мощным производственным, интеллектуальным, природным потенциалом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования экономической системы республики, динамичного развития всех отраслей ее народного хозяйства, повышения благосостояния граждан.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Башкортостан в современных условиях являются:
— ориентация отраслей народного хозяйства республики на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производств;
— преодоление сырьевой направленности экономики Башкортостана, активное вовлечение природного и сельскохозяйственного сырья в углубленную промышленную переработку в целях получения высококачественной, конкурентоспособной продукции; совершенствование структуры хозяйственного комплекса республики на основе устранения сложившихся меж- и внутриотраслевых диспропорций, связанных с сырьевой направленностью экономики.

Файлы: 1 файл

Проблемы повышения эффективности социально-экономического развития Республики Башкортостан.docx

— 18.94 Кб (Скачать)

Проблемы повышения  эффективности социально-экономического развития Республики Башкортостан

Башкортостан располагает  мощным производственным, интеллектуальным, природным потенциалом, необходимым  для обеспечения эффективного функционирования экономической системы республики, динамичного развития всех отраслей ее народного хозяйства, повышения  благосостояния граждан. 
Приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Башкортостан в современных условиях являются: 
— ориентация отраслей народного хозяйства республики на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производств; 
— преодоление сырьевой направленности экономики Башкортостана, активное вовлечение природного и сельскохозяйственного сырья в углубленную промышленную переработку в целях получения высококачественной, конкурентоспособной продукции; совершенствование структуры хозяйственного комплекса республики на основе устранения сложившихся меж- и внутриотраслевых диспропорций, связанных с сырьевой направленностью экономики; 
— укрепление позиций экономики республики на внешних и внутренних рынках на основе расширения производства изделий, соответствующих международным стандартам создания новых технологичных и наукоемких производств, способных выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию на внешних и внутренних рынках; совершенствование структуры экспорта и импорта на основе развития экспортно-ориентированных производств; 
— ведение эффективной внешнеэкономической деятельности и повышение ее влияния на стимулирование развития экономики республики; активное привлечение инвестиций, развитие совместной деятельности для производства конкурентоспособной продукции; расширение рынков сбыта продукции на основе обеспечения условий продвижения товаров на внешние рынки; развитие форм и структуры рыночных отношений, взаимовыгодного экономического сотрудничества республики с регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья и т.д. 
В последние годы усилилось внимание к решению комплексных отраслевых и территориальных проблем Башкортостана. Однако, в течение длительного периода не только в практическом плане, но и в теоретическом отношении оставались недостаточно разработанными вопросы эффективного решения отраслевых и региональных проблем. Результатом этого являются сложившиеся территориальные и отраслевые диспропорции, депрессивность экономического положения отдельных регионов и целого ряда районов при перенасыщенности промышленностью и экологической перегрузке в других регионах и районах. 
Сложившиеся территориальные, внутри- и межотраслевые диспропорции в народном хозяйстве Республики Башкортостан существенно снижают эффективность функционирования экономики в целом, препятствуют ее прогрессивной стабилизации и устойчивому росту, нормальному функционированию всего хозяйственного комплекса республики. Преимущественно сырьевая направленность хозяйства в отстающих и депрессивных регионах республики обрекает их экономику на неустойчивое функционирование с неблагоприятными последствиями для финансового положения предприятий и обеспеченности их бюджетными средствами. 
Экономические структуры государственного управления Башкортостана должны уделять больше внимания обеспечению эффективного сочетания территориального и отраслевого принципов управления экономикой, в целях выравнивания социально-экономического развития регионов настойчиво внедрять системный подход к решению этой актуальной проблемы. 
Деятельность и усилия государственных органов Республики Башкортостан на современном этапе должны быть направлены:  
— на совершенствование форм экономической и социально-политической деятельности в республике, обеспечение ее динамичного развития как демократического государства с развитой экономикой; дальнейшее социально-экономическое и государственно-правовое развитие Башкортостана на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации; 
— на обеспечение комплексного социально-экономического развития республики и ее регионов; на ликвидацию сложившихся территориальных меж- и внутриотраслевых диспропорций, сокращение различий и постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; на обеспечение ускоренного развития отстающих и депрессивных городов и районов; 
— на осуществление комплекса мер по выводу экономики республики из кризиса, обеспечение нормального функционирования ее хозяйственного комплекса; развитие качественных изменений в ведущих отраслях промышленности как предпосылки для подъема производства и устойчивого экономического роста; 
— на развитие межрегиональных и внутриреспубликанских экономических связей и отношений, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и других форм взаимодействия с регионами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья и т.д. 
Основной задачей в аграрной сфере экономики Республики Башкортостан является создание условий для устойчивого роста отраслей АПК, достижения продовольственного самообеспечения республики по основным продуктам питания. Необходимо ускорить внедрение в агропромышленное производство Башкортостана новейших достижений научно-технического прогресса, в том числе импорт передовых агробиотехнологий; сокращение сложившихся ранее глубоких различий в уровне социально-экономического развития сельского хозяйства регионов республики путем поэтапного создания условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы развития отраслей АПК, роста мобилизации внутренних резервов повышения эффективности производства. 
Следует разработать приоритетные направления развития агропромышленного комплекса в регионах Республики Башкортостан, определить основные параметры развития его отраслей на основе использования возможностей диверсификации производства и демонополизации местных товарных рынков за счет собственного производства, сочетания крупных, средних и малых предприятий и производств, увеличения доли конкурентоспособной продукции продовольственного комплекса. 
В условиях нарастания финансового кризиса в Республике Башкортостан актуальными становятся проблемы расширения сети малых предприятий на селе, создания в составе агроформирований цехов небольшой мощности по переработке сельскохозяйственной продукции на местах ее производства, по выпуску строительных материалов, товаров производственно-технического назначения и народного потребления из местных сырьевых ресурсов, по оказанию населению услуг через сети малого бизнеса. Необходимо расширить накопленный в республике опыт реконструкции имеющихся мощностей ремонтно-обслуживающих предприятий на выпуск конкурентоспособных несложных машин и оборудования для села. 
Необходимо усилить экономическую интеграцию сельских товаропроизводителей с перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, обеспечить им равные условия и эквивалентный обмен результатами труда на всех стадиях агропромышленного производства. Для этого следует передать контрольный пакет акций ранее приватизированных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и обслуживающих структур сельским товаропроизводителям и распределить полученную прибыль между участниками агропромышленного производства пропорционально количеству акций. Развитие интеграционных процессов представляется целесообразным завершить формированием кооперативной системы, объединяющей продовольственные корпорации при активном участии в них финансово-кредитных структур и государственных органов (агрокомбинаты, финансово-агропромышленные группы и т.п.). 
Реформирование убыточных государственных сельскохозяйственных предприятий (совхозов) необходимо осуществить дифференцированно с учетом региональных особенностей формирования и развития разных форм собственности. В частности, в уральском, северо-восточном и северном регионах Республики Башкортостан сельскохозяйственные предприятия формировались в основном на базе государственной формы собственности на средства производства. В этих регионах данная форма собственности получила дальнейшее развитие в периоды освоения целинных и залежных земель и принудительного преобразования колхозов в совхозы в 60-70-х годах. 
Совхозы Башкортостана отличаются крупными размерами землепользования, низкой трудо- и фондооснащенностью, монокультурой, сырьевой ориентацией производства, большой отдаленностью от крупных городов и промышленных центров, низким уровнем доходности. Они были созданы на основе объединения 4-6 небольших колхозов. В результате этого на их территории перестали существовать малые населенные пункты. Управлять совхозами в настоящее время трудно. Социально-экономическое положение работников в них значительно хуже, они в социальном отношении менее защищены, чем на рядом расположенных предприятиях с кооперативной формой собственности. 
Представляется целесообразным преобразование крупных трудноуправляемых государственных сельхозпредприятий уральского, северо-восточного и северного регионов Республики Башкортостан в предприятия с кооперативной, коллективно-паевой и иной формой собственности на диверсификационной основе с развитой сетью промышленно-перерабатывающих и подсобно-вспомогательных производств. Размеры преобразуемых агропромышленных структур должны способствовать укреплению хозрасчетных отношений, осуществлению расширенного воспроизводства, обеспечению социальной защищенности работников. Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики для изучения опыта следует провести на базе одного из совхозов республики эксперимент по реорганизации его в колхозы или другие кооперативные предприятия. 
В условиях ограниченности централизованных финансовых ресурсов государства на строительство в отстающих и депрессивных регионах современных крупных перерабатывающих предприятий наиболее результативным путем и способом выхода экономики этих регионов из кризисного состояния является организация в них малых и средних предприятий разных форм собственности по переработке местного природного и сельскохозяйственного сырья и полупродуктов с использованием всех источников инвестиций. Эта большая организационная деятельность нуждается в экономическом и правовом обеспечении со стороны государства. 
Реализацию известного требования по “формированию правовой базы защиты интересов районов и городов” необходимо дополнить правовым обеспечением комплексного развития регионов республики путем преодоления односторонней сырьевой направленности хозяйства отстающих и депрессивных регионов, являющейся основной причиной слабости финансовой базы и их дотационности. Известно, что дополнительные доходы в результате производства, включая определенную форму ренты, более всего реализуются в цене конечной продукции. 
Необходимо обеспечить эффективное использование экономических и правовых механизмов регулирования экономических отношений для того, чтобы реализация этих задач стала объектом внимания и реальной заботы не только государства, но и всех хозяйственных звеньев — кредитно-финансовых структур, производственных объединений, акционерных компаний и др. Способы и средства достижения этой цели одновременно являются одним из основных путей выхода из современного экономического и финансового кризиса и, в конечном счете, создания благоприятных внешних и внутренних условий для стабильной работы отраслей и предприятий. 
В этих целях необходимо: 
— расширение мотивации деятельности предприятий и организаций, обусловливающейся не только собственно производственными и корпоративными целями и ориентацией на рыночные отношения, но и принятием необходимой доли ответственности за обеспечение нормального функционирования всей экономической системы республики; 
— последовательное осуществление мер на уровне всех первичных звеньев производства по разрешению платежного кризиса, преодолению его остроты; своевременное выполнение платежей и зачетов взаимной задолженности между предприятиями по поставкам продукции, расчетов по обязательствам перед бюджетом; 
— развитие интеграции отраслей перерабатывающей промышленности и АПК, повышение уровня партнерских и договорных отношений, соблюдение договорной дисциплины; участие в расширении межрегиональной кооперации и внешнеэкономических связей; 
— сдерживание роста цен со стороны естественных монополий, стимулирование активной деятельности производителей, занятых на последующих стадиях обработки сырья и полупродуктов и выпускающих готовые изделия; 
— расширение рынков сбыта на основе повышения качества и конкурентоспособности продукции, развития маркетинговой деятельности; 
— сдерживание каналов перетока наличных денег в теневой сектор и др. Эти рычаги не в полной мере используются из-за недостаточной разработанности правовых механизмов их реализации, статуса, прав и обязанностей хозяйствующих субъектов.

М.Исянбаев


Информация о работе Проблемы повышения эффективности социально-экономического развития Республики Башкортоста