Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:36, задача
Башкортостан располагает мощным производственным, интеллектуальным, природным потенциалом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования экономической системы республики, динамичного развития всех отраслей ее народного хозяйства, повышения благосостояния граждан.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Башкортостан в современных условиях являются:
— ориентация отраслей народного хозяйства республики на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производств;
— преодоление сырьевой направленности экономики Башкортостана, активное вовлечение природного и сельскохозяйственного сырья в углубленную промышленную переработку в целях получения высококачественной, конкурентоспособной продукции; совершенствование структуры хозяйственного комплекса республики на основе устранения сложившихся меж- и внутриотраслевых диспропорций, связанных с сырьевой направленностью экономики.
Проблемы повышения
эффективности социально-
Башкортостан располагает
мощным производственным, интеллектуальным,
природным потенциалом, необходимым
для обеспечения эффективного функционирования
экономической системы
Приоритетными направлениями социально-экономического
развития Республики Башкортостан в современных
условиях являются:
— ориентация отраслей народного хозяйства
республики на современные наукоемкие
технологии, преодоление высокой материало-,
энерго- и фондоемкости производств;
— преодоление сырьевой направленности
экономики Башкортостана, активное вовлечение
природного и сельскохозяйственного сырья
в углубленную промышленную переработку
в целях получения высококачественной,
конкурентоспособной продукции; совершенствование
структуры хозяйственного комплекса республики
на основе устранения сложившихся меж-
и внутриотраслевых диспропорций, связанных
с сырьевой направленностью экономики;
— укрепление позиций экономики республики
на внешних и внутренних рынках на основе
расширения производства изделий, соответствующих
международным стандартам создания новых
технологичных и наукоемких производств,
способных выпускать качественную, конкурентоспособную
продукцию на внешних и внутренних рынках;
совершенствование структуры экспорта
и импорта на основе развития экспортно-ориентированных
производств;
— ведение эффективной внешнеэкономической
деятельности и повышение ее влияния на
стимулирование развития экономики республики;
активное привлечение инвестиций, развитие
совместной деятельности для производства
конкурентоспособной продукции; расширение
рынков сбыта продукции на основе обеспечения
условий продвижения товаров на внешние
рынки; развитие форм и структуры рыночных
отношений, взаимовыгодного экономического
сотрудничества республики с регионами
Российской Федерации, со странами ближнего
и дальнего зарубежья и т.д.
В последние годы усилилось внимание к
решению комплексных отраслевых и территориальных
проблем Башкортостана. Однако, в течение
длительного периода не только в практическом
плане, но и в теоретическом отношении
оставались недостаточно разработанными
вопросы эффективного решения отраслевых
и региональных проблем. Результатом этого
являются сложившиеся территориальные
и отраслевые диспропорции, депрессивность
экономического положения отдельных регионов
и целого ряда районов при перенасыщенности
промышленностью и экологической перегрузке
в других регионах и районах.
Сложившиеся территориальные, внутри-
и межотраслевые диспропорции в народном
хозяйстве Республики Башкортостан существенно
снижают эффективность функционирования
экономики в целом, препятствуют ее прогрессивной
стабилизации и устойчивому росту, нормальному
функционированию всего хозяйственного
комплекса республики. Преимущественно
сырьевая направленность хозяйства в
отстающих и депрессивных регионах республики
обрекает их экономику на неустойчивое
функционирование с неблагоприятными
последствиями для финансового положения
предприятий и обеспеченности их бюджетными
средствами.
Экономические структуры государственного
управления Башкортостана должны уделять
больше внимания обеспечению эффективного
сочетания территориального и отраслевого
принципов управления экономикой, в целях
выравнивания социально-экономического
развития регионов настойчиво внедрять
системный подход к решению этой актуальной
проблемы.
Деятельность и усилия государственных
органов Республики Башкортостан на современном
этапе должны быть направлены:
— на совершенствование форм экономической
и социально-политической деятельности
в республике, обеспечение ее динамичного
развития как демократического государства
с развитой экономикой; дальнейшее социально-экономическое
и государственно-правовое развитие Башкортостана
на основе углубления федерализма в составе
Российской Федерации;
— на обеспечение комплексного социально-экономического
развития республики и ее регионов; на
ликвидацию сложившихся территориальных
меж- и внутриотраслевых диспропорций,
сокращение различий и постепенное выравнивание
уровней социально-экономического развития
регионов; на обеспечение ускоренного
развития отстающих и депрессивных городов
и районов;
— на осуществление комплекса мер по выводу
экономики республики из кризиса, обеспечение
нормального функционирования ее хозяйственного
комплекса; развитие качественных изменений
в ведущих отраслях промышленности как
предпосылки для подъема производства
и устойчивого экономического роста;
— на развитие межрегиональных и внутриреспубликанских
экономических связей и отношений, взаимовыгодного
торгово-экономического сотрудничества
и других форм взаимодействия с регионами
России, государствами ближнего и дальнего
зарубежья и т.д.
Основной задачей в аграрной сфере экономики
Республики Башкортостан является создание
условий для устойчивого роста отраслей
АПК, достижения продовольственного самообеспечения
республики по основным продуктам питания.
Необходимо ускорить внедрение в агропромышленное
производство Башкортостана новейших
достижений научно-технического прогресса,
в том числе импорт передовых агробиотехнологий;
сокращение сложившихся ранее глубоких
различий в уровне социально-экономического
развития сельского хозяйства регионов
республики путем поэтапного создания
условий для укрепления в них собственной
производственно-экономической базы развития
отраслей АПК, роста мобилизации внутренних
резервов повышения эффективности производства.
Следует разработать приоритетные направления
развития агропромышленного комплекса
в регионах Республики Башкортостан, определить
основные параметры развития его отраслей
на основе использования возможностей
диверсификации производства и демонополизации
местных товарных рынков за счет собственного
производства, сочетания крупных, средних
и малых предприятий и производств, увеличения
доли конкурентоспособной продукции продовольственного
комплекса.
В условиях нарастания финансового кризиса
в Республике Башкортостан актуальными
становятся проблемы расширения сети
малых предприятий на селе, создания в
составе агроформирований цехов небольшой
мощности по переработке сельскохозяйственной
продукции на местах ее производства,
по выпуску строительных материалов, товаров
производственно-технического назначения
и народного потребления из местных сырьевых
ресурсов, по оказанию населению услуг
через сети малого бизнеса. Необходимо
расширить накопленный в республике опыт
реконструкции имеющихся мощностей ремонтно-обслуживающих
предприятий на выпуск конкурентоспособных
несложных машин и оборудования для села.
Необходимо усилить экономическую интеграцию
сельских товаропроизводителей с перерабатывающими
и обслуживающими предприятиями, обеспечить
им равные условия и эквивалентный обмен
результатами труда на всех стадиях агропромышленного
производства. Для этого следует передать
контрольный пакет акций ранее приватизированных
предприятий по переработке сельскохозяйственного
сырья и обслуживающих структур сельским
товаропроизводителям и распределить
полученную прибыль между участниками
агропромышленного производства пропорционально
количеству акций. Развитие интеграционных
процессов представляется целесообразным
завершить формированием кооперативной
системы, объединяющей продовольственные
корпорации при активном участии в них
финансово-кредитных структур и государственных
органов (агрокомбинаты, финансово-агропромышленные
группы и т.п.).
Реформирование убыточных государственных
сельскохозяйственных предприятий (совхозов)
необходимо осуществить дифференцированно
с учетом региональных особенностей формирования
и развития разных форм собственности.
В частности, в уральском, северо-восточном
и северном регионах Республики Башкортостан
сельскохозяйственные предприятия формировались
в основном на базе государственной формы
собственности на средства производства.
В этих регионах данная форма собственности
получила дальнейшее развитие в периоды
освоения целинных и залежных земель и
принудительного преобразования колхозов
в совхозы в 60-70-х годах.
Совхозы Башкортостана отличаются крупными
размерами землепользования, низкой трудо-
и фондооснащенностью, монокультурой,
сырьевой ориентацией производства, большой
отдаленностью от крупных городов и промышленных
центров, низким уровнем доходности. Они
были созданы на основе объединения 4-6
небольших колхозов. В результате этого
на их территории перестали существовать
малые населенные пункты. Управлять совхозами
в настоящее время трудно. Социально-экономическое
положение работников в них значительно
хуже, они в социальном отношении менее
защищены, чем на рядом расположенных
предприятиях с кооперативной формой
собственности.
Представляется целесообразным преобразование
крупных трудноуправляемых государственных
сельхозпредприятий уральского, северо-восточного
и северного регионов Республики Башкортостан
в предприятия с кооперативной, коллективно-паевой
и иной формой собственности на диверсификационной
основе с развитой сетью промышленно-перерабатывающих
и подсобно-вспомогательных производств.
Размеры преобразуемых агропромышленных
структур должны способствовать укреплению
хозрасчетных отношений, осуществлению
расширенного воспроизводства, обеспечению
социальной защищенности работников.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия
республики для изучения опыта следует
провести на базе одного из совхозов республики
эксперимент по реорганизации его в колхозы
или другие кооперативные предприятия.
В условиях ограниченности централизованных
финансовых ресурсов государства на строительство
в отстающих и депрессивных регионах современных
крупных перерабатывающих предприятий
наиболее результативным путем и способом
выхода экономики этих регионов из кризисного
состояния является организация в них
малых и средних предприятий разных форм
собственности по переработке местного
природного и сельскохозяйственного сырья
и полупродуктов с использованием всех
источников инвестиций. Эта большая организационная
деятельность нуждается в экономическом
и правовом обеспечении со стороны государства.
Реализацию известного требования по
“формированию правовой базы защиты интересов
районов и городов” необходимо дополнить
правовым обеспечением комплексного развития
регионов республики путем преодоления
односторонней сырьевой направленности
хозяйства отстающих и депрессивных регионов,
являющейся основной причиной слабости
финансовой базы и их дотационности. Известно,
что дополнительные доходы в результате
производства, включая определенную форму
ренты, более всего реализуются в цене
конечной продукции.
Необходимо обеспечить эффективное использование
экономических и правовых механизмов
регулирования экономических отношений
для того, чтобы реализация этих задач
стала объектом внимания и реальной заботы
не только государства, но и всех хозяйственных
звеньев — кредитно-финансовых структур,
производственных объединений, акционерных
компаний и др. Способы и средства достижения
этой цели одновременно являются одним
из основных путей выхода из современного
экономического и финансового кризиса
и, в конечном счете, создания благоприятных
внешних и внутренних условий для стабильной
работы отраслей и предприятий.
В этих целях необходимо:
— расширение мотивации деятельности
предприятий и организаций, обусловливающейся
не только собственно производственными
и корпоративными целями и ориентацией
на рыночные отношения, но и принятием
необходимой доли ответственности за
обеспечение нормального функционирования
всей экономической системы республики;
— последовательное осуществление мер
на уровне всех первичных звеньев производства
по разрешению платежного кризиса, преодолению
его остроты; своевременное выполнение
платежей и зачетов взаимной задолженности
между предприятиями по поставкам продукции,
расчетов по обязательствам перед бюджетом;
— развитие интеграции отраслей перерабатывающей
промышленности и АПК, повышение уровня
партнерских и договорных отношений, соблюдение
договорной дисциплины; участие в расширении
межрегиональной кооперации и внешнеэкономических
связей;
— сдерживание роста цен со стороны естественных
монополий, стимулирование активной деятельности
производителей, занятых на последующих
стадиях обработки сырья и полупродуктов
и выпускающих готовые изделия;
— расширение рынков сбыта на основе повышения
качества и конкурентоспособности продукции,
развития маркетинговой деятельности;
— сдерживание каналов перетока наличных
денег в теневой сектор и др. Эти рычаги
не в полной мере используются из-за недостаточной
разработанности правовых механизмов
их реализации, статуса, прав и обязанностей
хозяйствующих субъектов.
М.Исянбаев