Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 19:48, реферат
Краткое описание
Президент России Владимир Путин считает, что экономика России должна уйти от энергосырьевого развития. Он отметил, что экономика РФ модернизируется лишь фрагментарно и, несмотря на отдельные успехи последних лет, России пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. «Ничего плохого в добыче сырья нет, напротив формирование современного, лучшего в мире энергетического сектора, создание высокотехнологичных предприятий добывающих и перерабатывающих сырье входит в число наших безусловных приоритетов, однако и сейчас на фоне благоприятной для нас экономической конъюнктуры мы пока лишь
Оглавление
Объективная необходимость отказа от энергосырьевого сценария развития страны и перехода к инновационной стратегии 3 2 Признаки инновационной экономики, ее достоинства 5 3 Оценка инновационной активности реального сектора экономики в России 9 4 Содержание понятия «инновационно-активное предприятие» 12 5 Проблемы управления инновационным развитием предприятия. 13 6 Технология управления инновационным процессом. 16 7 Возможности совершенствования инновационной политики Предприятия 24 8 Оценка эффективности инноваций. Инновации и потребности в инвестициях. 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- поддержка во внешнеэкономической
деятельности, предусматривающая создание
условий для формирования совместных
с иностранными партнерами организаций
по выпуску отечественной наукоемкой
продукции и реализации ее на внешнем
рынке, обеспечение рекламы отечественных
инноваций за рубежом, совершенствование
выставочно-ярмарочной деятельности,
вхождение в международные информационные
системы для обмена информацией по инновационным
проектам;
- о беспечение
в зарубежных кредитных линиях квот для
развития инновационной инфраструктуры,
закупки оборудования в целях реализации
высокоэффективных инновационных проектов
под гарантии государства и лицензий на
эффективные технологии и ноу-хау для
освоения производства новейшей продукции;
- развитие лизинга наукоемкого
уникального оборудования;
- консолидация усилий органов
государственной власти и частных инвесторов,
направленных на организацию взаимодействия
со странами ЕС, СНГ, другими государствами;
- решение вопросов по выделению
совместно с Российской Федерацией прямых
государственных инвестиций для реализации
инновационных программ и проектов, имеющих
общенациональный характер, но не привлекательных
для частных инвесторов.
Для проведения активной инновационной
политики требуется принятие неординарных
мер, включающих в себя совершенствование
системы государственных инвестиций,
кредитной и налоговой политики, внебюджетного
финансирования.
Политика государственных инвестиций
в инновации должна быть направлена на
формирование эффективной структуры государственных
расходов, уровень которых не должен быть
меньше определенной доли валового внутреннего
продукта.
К мерам повышения эффективности
расходования бюджетных средств необходимо
отнести:
- финансирование на безвозвратной
основе только инновационных проектов,
имеющих общереспубликанский характер
и влияющих на повышение экономической
безопасности территории;
- расширение практики конкурсного
размещения бюджетных средств для реализации
инновационных проектов, представляемых
организациями любой формы собственности.
В этом случае государственные и привлекаемые
частные инвестиции должны выделяться
на паритетных условиях;
- совершенствование механизма
образования и использования внебюджетных
источников для реализации инновационных
проектов. Прежде всего это касается внебюджетных
фондов поддержки научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, часть
средств которых будет использоваться
на финансирование отечественного и зарубежного
патентования и поддержание международных
патентов, используемых в инновационных
проектах.
Дополнительными мерами совершенствования
финансового обеспечения инновационного
и инвестиционного процессов должны стать:
- создание за счет экспортных
продаж фонда энергосбережения на основе
инновационных технологий;
- револьверного Фонда для финансирования
взаимодополняющих инновационных разработок
в практику;
создание региональной финансовой
компании, нацеленной на отбор и сопровождение
инновационных и инвестиционных проектов;
- использование средств научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ крупных
корпоративных структур, имеющих интерес
на территории Республики Карелия (РАО
"ЕС России", РАО "Газпром" и
др.) для совместного решения задач на
территории Республики Карелия.
Активизация инновационной
деятельности требует, с одной стороны,
государственного управления и координации
действий всех ее субъектов, с другой стороны
- интеграции всех заинтересованных структур
в реализации инноваций, привлечении инвестиций,
создании условий, способствующих инновационному
процессу и внедрению достижений науки
и техники в экономику республики.
В последнее время разрабатываются
соответствующая систематика и инструментарий
методов. Главным элементом этой систематики
является разбивка инновационного процесса
на фазы, а также использование техники
повышения его эффективности. В принципе
малые и средние предприятия для успешного
осуществления инновационных проектов
могут воспользоваться двумя альтернативами.
1. Предприятия сами разрабатывают
инновационно-технические предпосылки
и реализуют на рынке полученные результаты.
Такой подход связан с большими и постоянно
растущими финансовыми затратами, обусловленными
научно-техническим прогрессом, и тем
самым с огромными экономическими рисками.
Это касается прежде всего продукции высокого
технического уровня и большой сложности.
Все это по силам в основном только крупным
предприятиям.
2. В рамках кооперационной
стратегии малые и средние
предприятия сотрудничают с другими
компаниями. При этом кооперация
может осуществляться на всех
этапах инновационного процесса.
Кооперация малых и средних
предприятий в целях повышения
конкурентоспособности и снижения
рисков находит все более широкое
применение при крупномасштабных
инновациях. Сотрудничество может
проходить в самых разных формах,
например в форме стратегического
альянса, кооперационных исследований,
кооперационного производства или
кооперационного маркетинга.
Создание внутри фирмы климата,
в котором могут зарождаться и осуществляться
новые идеи, намного важнее пунктуального
вмешательства в инновационный процесс.
Благоприятная для инноваций организация
должна поддерживать творческие процессы
и обеспечивать возможности для реализации
позитивно оцененных идей вплоть до успешного
внедрения на рынок новой продукции. Именно
поле напряженности "генерация - реализация
идей" порождает разнобой в требованиях
к организационной области. Общей для
всех инновационных процессов организационной
формы не существует. Той или иной фазе
инновационного процесса должен соответствовать
определенный подбор организационных
условий. Самым благоприятным образом
на развитие инновационных проектов сказываются
отсутствие бюрократических барьеров
в организации и низкая степень централизации,
а также отсутствие слишком узкой специализации.
И, наоборот, на этапе реализации идеи
вплоть до рыночной стадии считается целесообразным
более жесткое управление.
Наряду с организационными
мероприятиями как существенным фактором
внутрифирменных рамочных условий, для
инновационного процесса необходимы подходящие
люди. Подбор способных и склонных к новаторской
деятельности людей является важной задачей
инновационного менеджмента. Помимо способностей
этим людям нужна также соответствующая
внутриорганизационная обстановка.
Содействовать развитию инновационных
способностей предприятия может фирменная
культура, которая поощряет инновационное
поведение, придавая большое значение
таким ценностям, как новаторство и творчество
или терпимое отношение к неизбежным неудачам.
Признаками фирменной культуры, благоприятной
для инновационной деятельности, являются
наличие систем стимулирования, открытых
коммуникационных сетей, поощрение командной
работы. В этой связи надо ясно понимать,
что благоприятный для инноваций климат
не создается по распоряжению сверху,
для этого требуется целенаправленное
поведение, которого придерживается сам
предприниматель и которое обеспечивается
соответствующим применением ресурсов.
К внешним рамочным условиям
относят главным образом использование
внешнего потенциала знаний в форме технологического
трансфера и консультаций. Это дает малым
и средним предприятиям особые шансы более
широко применять свои весьма ограниченные
по объему исследования и разработки и
дефицитные кадровые ресурсы. Существует
несколько форм трансферных услуг:
выдача и получение заказов
по линии самостоятельных и независимых
научно-исследовательских организаций,
институтов при университетах и т.п.;
коллективные исследования
и научно- исследовательская кооперация;
использование технологических
банков данных и услуг государственных
консультационных учреждений;
специальная литература.
Богатый выбор вариантов поддержки
инновационных проектов специально для
малых и средних предприятий предлагается
в рамках государственных программ развития,
например:
программы поддержки малых
и средних предприятий в области технологического трансфера;
предоставление помощи при
внешних инновационных консультациях
(материального и нематериального характера);
косвенные мероприятия по стимулированию
исследований и разработок (например,
снижение налогов);
прямая помощь по определенным
технологическим направлениям;
помощь при создании инновационных
предприятий.
В рамках целенаправленного
инновационного менеджмента необходимо
оценивать различные программы помощи
и отбирать те, которые заслуживают внимания
и могут подойти для условий конкретного
предприятия. Малые и средние предприятия
не должны смущаться, столкнувшись с бюрократическими
барьерами и большим числом разных программ,
а относиться к ним как к очередному, не
очень сложному этапу на пути к успешному
осуществлению своего инновационного
проекта.
Больной вопрос для малых и
средних предприятий в рамках реализации
инновационных проектов - слабость финансовой
базы - может быть разрешен благодаря целевому
планированию, которое находит отражение
в соответствующей концепции финансирования.
Такие предприятия могут воспользоваться
государственной помощью или прибегнуть
к формам финансирования долевого участия.
Решающее значение имеет заблаговременное
финансовое планирование с определением
потребностей в финансовых средствах
по всем фазам инновационного процесса,
чтобы гарантировать их обеспечение в
нужные сроки.
8 Оценка эффективности
инноваций. Инновации и потребности
в инвестициях
Жизненный путь новшества может
развиваться по одному из трех путей: накопление
в организации, превращение в организации
в инновацию, продажа как товара.
Эффективность деятельности
организации выражается через экономические
и финансовые показатели. В условиях рыночной
экономики не может быть унифицированной
системы показателей. Каждый инвестор
самостоятельно определяет эту систему
исходя из особенностей инновационного
проекта, профессионализма специалистов
и менеджеров и других факторов.
К системе показателей предъявляются
следующие требования:
показатели должны охватывать
процессы на всех стадиях жизненного цикла
товара
показатели должны формироваться
на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе
ретроспективного анализа деятельности
организации
показатели должны опираться
на данные по конкурентоспособности конкретных
товаров на конкретных рынках за конкретный
период
важнейшие показатели должны
быть выражены абсолютными, относительными
и удельными величинами
показатели должны быть состыкованы
со всеми разделами плана организации
показатели должны отражать
все аспекты финансовой деятельности
организации
проектирование окончательных
показателей должно осуществляться на
основе многовариантных расчетов, с определением
степени риска и устойчивости финансовой
деятельности, с использованием достаточного
и качественного объема информации, характеризующей
технические, организационные, экологические,
экономические и социальные аспекты деятельности
организации.
Одним из основных показателей
эффективности и стабильности функционирования
организации является ее устойчивость.
Внедрение новшеств может дать четыре
вида эффекта: экономический, научно-технический,
социальный и экологический.
За счет получения экономического
эффекта в форме прибыли инновационная
организация осуществляет комплексное
развитие и повышение благосостояния
сотрудников.
Остальные виды эффекта несут
в себе потенциальный экономический эффект.
Т.е., экономический эффект разработки,
внедрения у себя (превращения в инновацию)
или продажи новшеств может быть потенциальным
или фактическим (реальным, коммерческим),
а научно-технический, социальный и экологический
эффекты могут иметь форму только потенциального
экономического эффекта. По сути, если
принимать в расчет только конечные результаты
внедрения или продажи новшеств, то любой
вид инновационной деятельности можно
оценить в стоимостном выражении. Критериями
конечной оценки здесь являются: время
получения фактического экономического
эффекта и степень неопределенности его
получения (или уровень риска вложения
инвестиций в инновации).