Проблемы лесопользования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:09, доклад

Краткое описание

Главным конкурентным преимуществом российского лесопромышленного комплекса по-прежнему остается количество и качество российской древесины. По данным Министерства природных ресурсов РФ, общая площадь лесного фонда РФ составляла 1172,3 млн. га, а запасы древесины на корню - более 82 млрд. куб. м. Россия, по площади лесов превосходящая любую другую страну мира, обладает огромным потенциалом, однако в настоящее время лесной фонд используется крайне неэффективно, и доля России в мировом объёме производства лесной промышленности не соответствует сырьевым возможностям страны.

Файлы: 1 файл

Проблемы лесопользования.docx

— 22.10 Кб (Скачать)

Проблемы  лесопользования

Эффективность лесопользования

Главным конкурентным преимуществом российского лесопромышленного  комплекса по-прежнему остается количество и качество российской древесины. По данным Министерства природных ресурсов РФ, общая площадь лесного фонда РФ составляла 1172,3 млн. га, а запасы древесины на корню - более 82 млрд. куб. м. Россия, по площади лесов превосходящая любую другую страну мира, обладает огромным потенциалом, однако в настоящее время лесной фонд используется крайне неэффективно, и доля России в мировом объёме производства лесной промышленности не соответствует сырьевым возможностям страны.

В последние  годы преимущественно осваивается  расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть вырубается наиболее ценная древесина  при значительном накоплении менее  ценных перестойных лесов лиственных пород. Запасы леса на освоенных ещё  во времена Советского Союза территориях  близки к исчерпанию, а освоение новых лесных ресурсов требует развития инфраструктуры, в частности, строительства  лесных дорог. В принципе именно государство  как собственник леса должно было бы решать этот вопрос, однако в настоящий  момент оно практически не имеет  средств для этого, и если строительство дорог и осуществляется, то только за счет средств крупных вертикально интегрированных структур. В связи с тем, что значительная часть договоров аренды заключается на срок до 10 лет, мелкие и средние лесозаготовители нацелены только на получение "быстрой" прибыли. Крупнейшие компании, для которых лесной бизнес является стабильным источником доходов в долгосрочной перспективе, заинтересованы в развитии инфраструктуры и проведении работ по восстановлению леса, однако при существующих условиях аренды они не имеют стимулов для серьезных вложений в лесное хозяйство. Кроме того, лес несет очень большие потери от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных рубок.

По причине  нерационального использования  леса объём вывозки древесины  в России значительно меньше уступающих ей по запасам стран с развитым лесопромышленным комплексом (США, Канада, Финляндия, Швеция). Экологически безопасный уровень вырубки леса в России превышает 500 млн. куб. метров, реально  же компании вырубают не более 130 млн. куб. метров ежегодно (табл. 2.2.1.)

Таблица 2.2.1.  
Фактическая вырубка древесины в России относительно её экологически безопасного уровня в 2000-2004 гг.

  2002 2003 2004
Экологически  безопасный уровень вырубки 566.8 578 574.7
(млн.  куб.м/год)
Фактический уровень вырубки (млн. куб.м/год) 123 126 127
Уровень использования лесного фонда (%) 21.7 21.8 22.1

В долгосрочной перспективе в связи с повышением требований к качеству, ужесточением экологических требований и сокращением  возможностей нелегальной лесозаготовки  эффективность небольших предприятий будет постоянно снижаться, и они вряд ли смогут сохранить хоть какие-либо значимые конкурентные преимущества перед крупнейшими компаниями отрасли. Таким образом, дальнейшее динамичное развитие лесного комплекса связано с созданием и развитием вертикально интегрированных структур, обеспечивающих полный технологический цикл - от лесозаготовок до реализации конечной продукции. Формирование таких структур позволит совершенствовать систему управления и координации предприятий, решить ряд проблем, сдерживающих развитие отрасли, а также обеспечить эффективное привлечение инвестиций, необходимых для модернизации основных производственных фондов и внедрения новых технологий.

Государственное регулирование лесопользования

Актуальной остается неурегулированность прав распоряжения лесными угодьями. Государство в последнее время предпринимает определенные шаги по наведению порядка в управлении лесным хозяйством.

В рамках федеральной  целевой программы "Лесное хозяйство" с 2006 года за счет средств федерального бюджета предполагается осуществление  мероприятий по развитию материально-технической  базы, включая авиационную и наземную технику для профилактики и борьбы с лесными пожарами, строительству  лесовозных дорог, авиакосмическому мониторингу лесов.

Ставится задача разделения государственного управления и хозяйственных функций и  привлечения к лесохозяйственной  деятельности лесопользователей в рамках обременений к договорам аренды, а также специализированных бизнес-структур на основе государственных контрактов. Доля долгосрочных договоров аренды увеличилась с 27 в 2002 году до 51% по прогнозным значениям на 2005 год (рис. 2.2.1).

Рис. 2.2.1  
Структура переданных в аренду лесных ресурсов по срокам аренды, %

В то же время  основную массу арендаторов все  еще составляют мелкие предприятия, просто в силу своего размера неспособные  осуществлять необходимые мероприятия  по улучшению инфраструктуры лесопользования  и лесовосстановлению. Механизм экономии государственных средств должен предусматривать передачу леса в долгосрочную аренду преимущественно пользователям, способным обеспечить его рациональную эксплуатацию и переработку древесины на территории России. Обеспечить эти условия как сегодня, так и в обозримой перспективе может лишь крупная лесопромышленная компания.

Стабилизации  требует ситуация с установлением  лесных податей (плата за древесину, отпускаемую на корню, за побочное пользование  лесом). По словам директора по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов "Илим Палп" Дмитрия Чуйко, только в этом году ставки менялись четыре раза. Частый пересмотр ставок этих платежей особенно задевает интересы крупных компаний, перерабатывающих и заготавливающих значительные объемы древесного сырья. Финансовое планирование и выработка направлений инвестирования существенно затрудняются.

Информация о работе Проблемы лесопользования в России