Проблемы экономического развития РБ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе основной цель является рассмотрение проблем экономического развития РБ на современном этапе. Перед нами стоят такие задачи, как: рассмотрение основных проявлений системного кризиса экономики Республики Беларусь и его социальные последствия, особенностей переходного периода в РБ; государственной программы построения социально-ориентированной рыночной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 4
1. Основные проявления системного кризиса экономики Республики Беларусь и его социальные последствия……………………..................................... 6
2. Особенности переходного периода в РБ………………………………….... 11
3. Государственная программа построения социально-ориентированной рыночной экономики……………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………… 32
Литература………………………………………………………………………. 33

Файлы: 1 файл

chistovik.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

5. осуществление технического перевооружения и реструктуризации предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;

6. существенное  увеличение среднемесячной заработной  платы работников народного хозяйства;

7. повышение  уровня пенсий и стипендий;

8. улучшение  экологической ситуации, осуществление  действенных мер по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы;

9. обеспечение  комплексности социально-экономического  развития областей, районов и  городов, стабилизация ситуации  в проблемных регионах.

       Исходя  из поставленных целей и задач  на 2001–2005гг. в Беларуси определены следующие приоритеты:

       · формирование эффективной системы  здравоохранения;

       · активизация инновационной и  инвестиционной деятельности;

       · наращивание экспорта товаров и  услуг;

       · дальнейшее развитие жилищного строительства  на без эмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

       · развитие агропромышленного комплекса  и сопряженных отраслей.

       Реализация  целей и задач в 2001–2005 годах  будет проходить в условиях некоторой  неопределенности ожидаемых воздействий  внешних и внутренних факторов на социально-экономические процессы. В связи с этим предусмотрено осуществление развития экономики Беларуси по двум основным сценариям (вариантам). Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования факторов экономического роста для перехода в стадию устойчивого развития, а также в глубине и эффективности проводимых реформ, скорости приближения к новой экономической системе.

       Первый (инерционный) сценарий основывается на сложившихся в базисном периоде  тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста инвестиционной деятельности, некотором улучшении использования действующих производственных мощностей и незначительном обновлении основного капитала. В этом сценарии используется более жесткая бюджетно-налоговая и относительно мягкая кредитно-денежная политика. Интеграционные связи сохраняются или минимально растут по сравнению с базисным периодом, иностранные инвестиции и кредиты минимальны.

       Второй (целевой) сценарий предусматривает более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста; активизацию инновационно-инвестиционной деятельности; более высокий уровень обновления основного капитала; реализацию бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, стимулирующей наращивание выпуска товаров и услуг; активную государственную поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Этот вариант аккумулирует задания ранее разработанных программ и прогнозов социально-экономического развития. Он предполагает высокий уровень развития интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья и более чем в два раза больший объем привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов. В итоге все это определяет более высокие показатели роста уровня жизни населения и эффективности функционирования экономики.

       Исходя  из специфики отраслей и видов  деятельности Республики Беларусь могут  быть проработаны дополнительные варианты, количественные параметры которых  вероятнее всего будут находиться в интервале между основными сценариями. Несмотря на эти различия разрабатываемые сценарии должны учитывать ограничения, вытекающие из требований экономической безопасности страны.

       Таким образом, своеобразие содержания переходной экономики предопределило специфику  решения проблемы трансформации экономики Беларуси в рыночную. В процессе трансформации предстоит решить, во-первых, задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи перехода к рыночной экономике; в-третьих, задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной рыночной экономики. Создание социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь и обеспечение роста благосостояния белорусского народа – конечная цель реформирования экономики. 

       3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОСТРОЕНИЯ  СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ 

       Основные  положения Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы подготовлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь».

       В Основных положениях даны оценка социально–экономического развития Республики Беларусь в 2006 — 2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально–экономического развития национальной экономики на 2011 — 2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.

       В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов  и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики.

       Республика  Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.

       Достигнуты  высокие темпы ее развития. Валовой  внутренний продукт в расчете  на душу населения по паритету покупательной  способности увеличится за текущее  пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

       При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние  оказали изменения условий импорта  энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

       В 2006 — 2010 годах в развитии экономики  можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

       В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

       Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

       Особенно  его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической  деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит  достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

       Вместе  с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и  применению гибкого государственного регулирования экономики темпы  падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

       Предварительная оценка выполнения основных показателей  Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты(таблица 4). 
 
 

       Таблица 4 - Основных показателей Программы  социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы 

Показатель В сопоставляемых ценах, 2010 год в % к 2005 году
программные показатели оценка выполнения
Валовой внутренний продукт, % 146-155 146
Продукция промышленности, % 143-151 144
Продукция сельского хозяйства, % 134-145 123
Инвестиции  в основной капитал, % 198-215 222
Объем внешней торговли* -всего,  %

В том числе: экспорт

                  импорт

153-160

155-162

151-158

181

164

197

Производство  потребительских товаров, % 150-157 158
Ввод  в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров 23,5-26 26,7
Розничный товарооборот, % 157-165 191
Платные услуги населению, % 154-161 164
Реальные  денежные доходы населения, % 149-156 175
Снижение  энергоёмкости ВВП,% 26-30,4 27,9
 

       Беларусь  существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

       Ускоренными темпами осваивается выпуск новой  высококачественной продукции, что  сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

       Активно проводится модернизация электроэнергетики  республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.

       Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива  с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих  мероприятий более 8,5 млн. тонн условного  топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие.

       Валовой объем производства зерна за текущее  пятилетие достиг 38 млн. тонн, что  в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.

       Построены, реконструированы и оснащены современным  технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.

       Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов  питания, а в общем объеме потребления  продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.

       Сельское  хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и  составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

Информация о работе Проблемы экономического развития РБ на современном этапе