Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:49, реферат
Современное мировое хозяйство характеризуется различными видами связей, осуществляется объективный процесс его интернационализации. Возникает необходимость исследования такого явления, как формирование мировой экономической системы, актуальной становится проблема изучения внешнеэкономических связей, поскольку перед каждым государством стоит цель стремиться к максимальной их выгоде.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Предпосылки формирования открытой экономики……………………………………4
2. Влияние открытости экономики на общий уровень ее развития……………………...5
3. Рейтинговая оценка внешнеэкономической деятельности Украины…………………7
4. Особенности квотирования внешнеэкономических операцій………………………...9
5. Прознозная оценка перспектив развития экономики Украины……………………...10
6. Основные тенденции либерализации мировой экономики…………………………..12
Выводы……………………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………
Небольшие промышленно развитые страны, тесно связанные с системой международного деления труда, имеют экспортные квоты свыше 50%. Для Украины в течение последних лет этот показатель снизился с 63,6% (в 2009 г.) до 47,4% (на 1 квартал в 2010 г.). Аналогично определяется импортная квота (в Украине она выросла с 56% до 58,4%). Однако самой показательной является внешнеторговая квота, хотя она и не учитывает экспорт и импорт капитала, а также взаимный обмен национальных валют. Этот показатель определяется через отношение внешнеторгового баланса к ВВП в стоимостном эквиваленте. В середине прошлого века к открытым экономикам относили страны с размером такой квоты, большим от 10%. До конца века этот критерий существенно вырос: сегодня открытой считается экономика, которая имеет внешнеторговую квоту на уровне свыше 45% (Германия - 50,8%); с уровнем, более малым от 27%, экономика демонстрирует низкую степень открытости (США и Япония - около 17%).
Кстати, отрицательный показатель внешнеторговой квоты может свидетельствовать об односторонней открытости экономики, когда импорт значительно превышает экспорт, то есть об использовании внутреннего экономического пространства страны для сбыта товаров и услуг другими участниками мирового хозяйства. Стоит заметить, что такой способ существования отрицательной открытости экономики может практиковаться к определенному пределу, предопределенному внутренним совокупным платежеспособным спросом.
Внешнеторговая квота отображает лишь одну из составляющих понятия "открытость". Открытость экономики предопределяют, в первую очередь, объемы внутреннего потребительского рынка; уровень международной кооперации в сфере производства товаров и предоставления услуг; уровень экономического развития (потенциал макроэкономического балансирования) (в том числе - инфраструктуры, коммуникаций и связи); упомянут совокупный платежеспособный спрос. Американские экономисты (в частности, директор Института земли Колумбийского университета Дж. Сакс) вообще понимают под открытостью экономики отсутствие черт социализма, больших экспортных и импортных пошлин, а также умный уровень конвертирования валюты. Следовательно, интегральный показатель открытости экономики оказывается очень сложным, комплексным и неоднозначным, а понятие открытости экономики - достаточно условным.
Считается: чем большим в структуре экономики является объем базовых отраслей (тяжелой и горнодобывающей промышленности, металлургии, энергетики но др.), тем она больше является самодостаточной и меньше - открытой для внешних влияний. Однако страна оказывается в трудном положении, если в условиях зависимости экономики от конъюнктуры мировых рынков (уменьшение спроса, наличия таможенных барьеров, сокращения квот или эмбарго) львиная доля продукции этих отраслей сориентирована на экспорт. Примером потому является современное положение в отечественных металлургической и химической отраслях, частичным следствием которого является девальвация гривни относительно доллара. Впрочем, нельзя не отметить, что обесценение национальной валюты в то время, когда на мировом валютном рынке стоимость американского доллара падает, благодаря "непрозрачной" политике НБУ, в частности - её спекулятивной составляющей.
5. Прогнозная оценка перспектив развития экономики Украины.
На современном этапе, когда Украина, став членом ВТО, в большей степени вовлеченным в мировое хозяйство, факторы возникновения текущих кризисных явлений и средства их преодоления на национальном уровне приобретают определенные специфические черты, В первую очередь, растет роль стоимости, созданной в пределах национального хозяйства (в частности, в экспортных отраслях), и соответствующей общей занятости работоспособного населения. Крайне важное значение приобретают государственное управление внешними и внутренними рисками ведения (в том числе бюджетными, фискальными и правовыми средствами) хозяйства, а также растет роль главного национального финансового института (НБУ) (для обеспечения стабильности национальной валюты и обслуживания внешних долгов страны).
В условиях развертывания финансово-экономического кризиса необходимо приложить усилия для сохранения организационно-технологической вооруженности национального хозяйства, а для поддержания его функционирования - обеспечить достаточное денежное обращение: темпы роста денежной массы должны опережать темпы роста ВВП на уровне 15-20-процентной инфляции на год. Золотовалютные резервы нуждаются в диверсификации с ограничением частицы американского доллара, который теряет реальную стоимость на мировом валютном рынке и определяющую роль как международной валюты. Банковский кризис должен быть преодолен санационными средствами, то есть более слабые должны уйти. Санация - это не угроза, а возможность переформатировать банковскую систему, ведь в результате этого процесса высвобождается ниша для инкорпорации новых финансовых учреждений, которые работают за другими протоколами и на других условиях (в частности, иностранных банков, которые не страдают от финансового кризиса, - мусульманских).
Потери от сокращения на европейских рынках спроса на экспортную продукцию отечественных металлургической и химической промышленности нужно как можно быстрее компенсировать переориентацией потерянной доли экспорта на другие внешние рынки (в частности, евразийский, китайский, индийский, бразильский, стран Ближнего Востока и Африки), с одновременным использованием избытков на внутреннем рынке под государственный заказ проектов создания инфраструктуры, строительства социального жилья и мелиорации земель.
Для стимулирования внутренних и внешних капиталовложений наступило время открыть рынок земель сельскохозяйственного назначения при определенных условиях их использования и сохранения, то есть создать "прозрачную" земельную биржу. Между тем лучше и эффективнее капитализировать этот ресурс через легитимные финансовые механизмы. Вместе с одновременной амнистией капиталов, вывезенных соотечественниками, легитимная капитализация земель будет способствовать возвращению финансов из-за границы.
Для стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства крайне необходимо уменьшить проценты по производственным кредитам и налоговую нагрузку на производителя (в частности, ставку НДС - до 10 - 15%). Эти мероприятия должны сопровождаться монетарной политикой предложения дешевых денег и внедрения прогрессивного налога на недвижимость.
И наконец, самое главное задание настоящего - сохранение и (при возможности и при условии удачного объединения усилий всех ветвей власти) даже повышение уровня занятости, поскольку уже в ближайшее время ожидается прилив отечественных гастербайтеров из всех развитых стран (в частности, из России). Это задание является важнейшим, и в первую очередь - потому, что совокупный внутренний потребительский спрос обеспечивает сохранение темпов роста экономики даже при условии раскручивания инфляционной спирали затрат (газовая составляющая). Учитывая это, сохранение имеющихся рабочих мест и создание новых, своевременная выплата заработной платы, определены социальные программы относительно защиты неработоспособного населения имеют большое значение для стабильного функционирования национальной экономики.
За всеми признаками Украина уже является субъектом глобализации мирового хозяйства, но она может улучшить собственное позиционирование в мировой хозяйственной сети благодаря таким мероприятиям:
перестройке адекватной внешнеэкономической стратегии и созданию хозяйственного механизма трансакций, который бы корреспондировал с тенденциями развития новейших международных экономических отношений и был способным реагировать на текущие изменения в форматах и инструментах обеспечения их эффективности;
внедрению совокупности инструментов протекционистского характера, направленных на защиту национальных экономических интересов (обеспечение расширенного воссоздания в национальном хозяйстве);
фокусировке внимания правительства на объемах и ассортименте международной торговли, а также на выборе партнеров в этой отрасли, с предоставлением льгот предприятиям, которые обеспечивают национальные производственные и воспроизводительные процессы;
развитию и совершенствованию сектора финансовых и страховых услуг, а также инфраструктуры транспортной отрасли и экологического туризма;
повышению совокупного платежеспособного спроса за счет увеличения частицы оплаты труда в стоимости выработанных товаров и предоставленных услуг;
усилению регуляторной функции государства в сфере внешнеэкономических трансакций через формирование механизма эффективного экономического сотрудничества за всеми геополитическими векторами (в частности - активизации экономического сотрудничества со странами Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока);
улучшению инвестиционной привлекательности страны через конституционные, административно-хозяйственные и фискальные реформы.
На международную экономическую ситуацию и положение дел в Украине в ближайшей перспективе больше всего повлияют следующие глобальные вызовы: замедление темпов роста мировой экономики и, соответственно, сокращение спроса прежде всего в развитых странах - торговых партнерах; дальнейшее колебание курса доллара по отношению к другим ведущим валютам мира; колебание цен на основные биржевые энергетические и продовольственные товары; распространение инфляционных процессов; глобальные дисбалансы - колоссальные дефициты и активное сальдо счета текущих операций.
6. Основные тенденции либерализации мировой экономики.
Стихийная либерализация экономик прежних республик СССР приблизила хозяйства этих новых независимых государств к абсолютной открытости и спонтанности внешнеэкономических отношений. Технологические изобретения в информационной транспортно-коммуникативных отраслях, а также либерализация постпланових экономик за рецептами мировых финансовых центров непосредственно отразились на результатах и темпах "открывания" национальных экономик стран прежнего социалистического лагеря, повлекши ускорение отливов финансовых средств и миграции трудовых ресурсов. Послабление ограничений и барьеров в международной торговле облегчило адаптацию национальных экономик к условиям ведения хозяйства в развитых странах и одновременно усилило их восприимчивость к внешним влияниям. И хотя в результате таких процессов постсоциалистические страны стали активнее вовлекаться в международное деление труда, все же эти его участники заняли места на низших ступенях производственных цепей (добыча сырья и производство полуфабрикатов) в результате высокого (20%) НДС, внедренного под получение кредитов МВФ. Нужно заметить, что современную либерализацию заказывают на условиях кредитора - в первую очередь, мировых финансовых центров, она является изобретением правящих элит, с теоретической подпочвой неолиберальних течений американской экономической науки. При этом понятие открытости экономики оказывается шире, чем либерализация торговли, которая включает свободу перемещения факторов производства, коммерческой информации и обмена валют. Современная открытость экономики - это свобода вмешательства "третьих" стран во внутренние дела страны, требования определенного институционного реформирования хозяйства (или хозяйственного механизма) в направлениях, оплаченных внешними кредитами.
К преимуществам открытой экономики относят:
1) углубление специализации и кооперации производства;
2) рациональное размещение ресурсов с точки зрения эффективности так называемой "мировой экономики";
3) распространение опыта и культурных основ европейской цивилизации через систему международных экономических отношений;
4) повышение конкурентоспособности национальной экономики в изнурительной конкурентной борьбе на мировом рынке.
Однако открытость экономик постпланових стран следует определить как маргинальную (односторонюю), что возникла в результате "шоковой либерализации" внешней торговли. Маргинальная открытость национального хозяйства не только не способствует росту экономики или повышению ее конкурентоспособности, но и является прямой угрозой для национальной безопасности страны в результате невосстанавливаемых потерь ресурсов, что в ближайшем будущем не позволит обеспечить даже простое воссоздание. Учитывая это, интеграционные процессы, которые осуществляются благодаря определенной открытости экономики, должны реализоваться на системной основе, которая содержит совокупность приемов и инструментов протекционистского характера, направленных на защиту как отдельного отечественного производителя, так и хозяйственного механизма страны в целом. Иначе говоря, открытость национального хозяйства для целого мира должна строиться на сугубо прагматичной основе, с учетом национальных интересов относительно устойчивого социально-экономического развития.
Наличие в международном экономическом пространстве двух миров - глобализированного, что "снимает сливки" мировой экономики, и другого, что идентифицирует себя вне этих рамок и в известной мере остается национально самодостаточным, - является одним из современных вызовов международным отношениям и геополитической стабильности. Первый из них намеревается поглотить весь другой мир, а страны этого другого мира еще не потеряли ощущения самоидентификации в определенном пространстве национально ментальной идентичности и, к тому же, владеют огромными запасами природно-сырьевых (в том числе энергетических) ресурсов. Поэтому сегодня - учитывая сложную международную ситуацию, связанную с противостоянием между глобализуемым и самоидентифицированным мирами, которое в крайнем случае проявляется через иностранное вторжение под видом борьбы за права человека, - ООН как международная институция необходима, как никогда раньше. Другая структура - НАТО, потеряв явного врага в лице стран коммунистического блока, пытается создать себе имидж борца за демократию на всей планете, вместо превращения в международную геополитическую организацию с "прозрачными" принципами коллективного реагирования на международные угрозы (терроризм, пиратство, распространение запрещенных видов вооружения, торговлю людьми и наркотическими веществами) на универсальной правовой основе.
Информация о работе Проблемы и перспективы включения экономики Украины в мировой рынок