Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:38, реферат
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из трех разделов. В первом разделе излагаются общетеоретические основы, второй раздел содержит краткую характеристику территориальной структуры легкой промышленности, в третьем разделе рассматриваются проблемы отрасли, пути их решения и перспективы развития.
Введение.
1.Общая характеристика легкой промышленности Российской Федерации.
1.1 Текстильная промышленность.
1.2 Швейная промышленность.
1.3 Кожевенно-обувная промышленность.
2. Территориальная структура легкой промышленности Российской Федерации.
2.1.Легкая промышленность в Центральном федеральном округе.
2.2 Легкая промышленность в других федеральных округах.
3.Проблемы и перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации.
3.1.Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации.
3.2.Перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации.
Приложение. Легкая промышленность Иркутской области. Динамика производства. Проблемы. Задачи развития и пути решения. Рост производства
Заключение.
Список литературы
В сложном положении легкая промышленность оказалась вследствие морально и физически устаревшего оборудования на ее предприятиях. Так, на текстильных фабриках доля такого оборудования составляет около 60%. Техническое перевооружение предприятий на счет импорта из развитых стран на сегодняшний день практически невозможно ввиду отсутствия валютных средств, поскольку отрасль в целом не является экспортоориентированной.
Все это приводит к постоянному росту безработицы в легкой промышленности, как скрытой, так и реальной. Особенно обострилась ситуация на градообразующих предприятиях, содержащих социальную сферу малых городов и поселков.
При переходе к рынку неизбежна существенная перестройка функционирования предприятий отрасли, так как их жизнеспособность зависит от быстрого реагирования на постоянно меняющуюся рыночную конъюнктуру, сбалансированного ассортимента, снижения затрат на производство продукции. Только на этой основе возможно существенное увеличение доли легкой промышленности в общем объеме производства страны, которая снизилась до 5%.
6.
В легкой промышленности в 1998 году падение производства составило 11,%% по сравнению с 1997г., что значительно хуже, чем год назад, когда выпуск впервые за годы реформ уменьшился на 2,4%. Это самое большое сокращение выпуска в промышленности (в черной металлургии производство уменьшилось на 8,1%, машиностроении, химии и нефтехимии на 7,5%).
Не дал ожидавшегося всплеска и IV квартал. Вместе с тем, в легкой промышленности отгрузка продолжает превышать производство - в декабре она составляла 104% к производству и была по этому показателю на 4 месте после микробиологической, стекольной, фарфорофаянсовой и мукомольно-крупяной отраслей.
По-прежнему наибольший спад произошел в кожевенной, меховой и обувной отраслях (на 21,1%), в частности, производство обуви уменьшилось на 25,1. Это превышает размер падения производства в 1997г., что составляло, соответственно 15 и 11,9%.
Прекратился рост производства хлопчатобумажных тканей. Если в 1997 г. объем увеличился на 18,6%, то в 1998 г. выпуск сократился на 8,1%.Продолжало падать производство и других тканей, причем темпы падения увеличились.
Швейная промышленность - единственная отрасль, в которой увеличились объемы производства.
Под отрасль, продукция
1998 г.
1998 г.
в % к
1997 г.
Декабрь
1998 г.
В % к
ноябрю
1998 г.
Декабрю
1997 г.
По общему объему
С учетом исключения влияния фонда рабочего времени
Легкая промышленность
Текстильная
ткани всех видов, млн. кв. м.
в том числе
хлопчатобумажные
льняные и пенькоджутовые
шерстяные
шелковые
трикотажные изделия, млн. шт.
Швейная
Кожевенная, меховая, обувная
Обувь, млн. пар
Справочно:
промышленность в целом
1395
1088
68,4
40,3
111
43,3
24,0
94,8
85,5
83,6
89,5
91,9
66,4
86,2
83,0
83,9
105,0
78,9
74,9
94,6
63,9
7,4
4,3
10,8
3,8
1,8
107,1
126,3
141,9
150,5
145,1
105,8
118,9
121,5
93,4
111,3
100,6
107,1
97,3
114,8
129,0
136,8
131,9
96,2
108,1
110,5
84,9
101,2
91,4
97,3
70,3
65,3
54,7
46,0
83,8
86,6
89,1
83,0
70,7
81,3
68,2
93,4
Общий выпуск тканей увеличился в 14 из 53 регионов, в том числе в Ставропольском крае - в 6,1 раза, Волгоградской области - 3,0 раза, Костромской - в 2,5 раза, ленинградской, Тверской - на 20,8 -29,9%. Выпуск тканей во Владимирской области сократился на 24,5%, Москве -на 2,4%, Республике Коми - на 1,3%
В 1998 году по сравнению с уровнем 1997 г. из 60 регионов, производящих костюмы, их выпуск увеличился в 17 -и в Москве -3,7 раза, Саратовской области -2,8 раза, Тверской области -на 3,8%.
Выпуск пальто и полупальто за этот период увеличился в 20 из 52 производящих их регионов, в том числе. В Приморском крае -6,5 раза, Калужской обл. -3,6 раза, Ленинградской, Смоленской и Новгородской областях в 2,0 - 2,8 раза. В декабре 1998 г. выпуск большинства из вышеперечисленных видов продукции остался ниже уровня ноября, за исключением брюк, верхних сорочек, юбок, производство которых увеличилось на 13,6 - 24,7%, а также аналогичной продукции детского ассортимента, выпуск которой возрос на 19,9 - 48,8%.
В 1998 году объем выпуска швейных изделий в отпускных ценах составил 5718,7 млн. руб., в том числе на предприятиях легкой промышленности было произведено на 4806,7 или 84% общего объема.
В легкой промышленности выпуском швейных изделий было занято 1429 предприятий. Из них на 27 наиболее крупных было изготовлено продукции на 1850 млн. руб. или 38,5% всего объема, произведенного предприятиями легкой промышленности, или 32,3% общего выпуска.
Более половины предприятий (52%) производили продукции менее чем на 1 млн. руб. в год, в том числе 370 предприятий - менее чем на 100 тыс. руб., 222 -от 101 до 5000 тыс. руб. и 155 предприятий - от500 тыс. до 1 млн. руб.
На указанных 27 предприятиях выпуск в 1998 году по сравнению с 1997 годом увеличился на 15,1%. На остальных 1402 предприятиях легкой промышленности производство уменьшилось на 76,1%
В 1998 г. прекращен выпуск швейных изделий на 69 предприятиях и начат на 49. В основном это мелкие предприятия. Средний объем производства на предприятиях, прекративших выпуск швейных изделий, за исключением четырех, составил 118 тыс. Руб., в год, а на предприятиях, начавших их выпуск, за исключением шести, -155 тыс. руб. в год.
Пальто и полупальто в 1998 году произведено 2093 тыс. шт., что на 6% меньше чем в 1997 г. Из них 2052 тыс. шт. или 98% было выпущено предприятиями легкой промышленности.
Уменьшение производства пальто и полупальто произошло за счет детских изделий. Их выпуск сократился на 142 тыс. шт., а выпуск пальто и полупальто для взрослых увеличился на 11 тыс. шт.
Пальто и полупальто выпускали 113 предприятий легкой промышленности, в том числе 15 начали их производить в 1998 г. (прекратили выпуск в 1998 году 22 предприятия). При этом 12 предприятий выпустили 1219 тыс. шт. или 58% всего объема. На этих наиболее крупных предприятиях выпуск сократился на 13,7%. На остальных предприятиях производство увеличилось на 12%.
Четвертая часть предприятий выпускала по 1-2 тыс. пальто за год. На них производство сократилось вдвое.
Детских пальто выпущено 167 тыс. шт. (54% по сравнению с 1997 г.)
Костюмов в 1998 г. было изготовлено 6041 тыс. шт., что на 19,9% больше, чем год назад. На предприятиях легкой промышленности их было выпущено 3295 тыс. шт. или 77,5% по отношению к 1997 г. Большая доля костюмов, изготовляемых предприятиями, на входящими в легкую промышленность.
Производство костюмов во II полугодии 1998 г. немного уменьшилось. Если за I полугодие было выпущено 3265 тыс. костюмов, то во II всего -2776 тыс. Или на 15% меньше.
Более чем на треть уменьшился выпуск детских костюмов (с 830 тыс. шт. В 1997 до 520 тыс. шт. в 1998 г.). Мужских костюмов выпущено 2190 тыс. шт., что на 28,4% меньше, чем год назад.
Выпуском костюмов в легкой промышленности было занято 207 предприятий. Из предприятий, которые занимались их выпуском в 1997 г. 38 прекратили выпуск, а 29 его начали в 1998 г.
Почти половина костюмов (1601 шт.) в легкой промышленности была изготовлена 13 предприятиями. На них выпуск увеличился на (3,7% в целом он снизился на 22,5%), а на остальных, производивших костюмы в 1997 году он сократился на 31%.Средний объем выпуска на них составил около 8 тыс. шт. в год. При этом на 28 предприятиях изготавливалось менее 1 тыс. костюмов, на 16 - от 1 до 2 тыс. костюмов. На 61 предприятии (29% от общего числа) с незначительными объемами производства падение составило 55%.
Платьев (включая сарафаны и халаты) было выпущено 4903 тыс. шт. или на 17% меньше, чем в 1997 г.
Такое сокращение произошло за счет прекращения производства платьев на 126 предприятиях (30% от общего числа предприятий), на которых выпускалось 958 тыс. платьев. При сопоставлении объемов производства 1997 и 1998 гг. заметно сокращение на 2,8 %. Сокращение производства произошло за счет женских платьев (на 28%), выпуск детских изделий увеличился на 32%. Во II полугодии платьев было изготовлено на четверть меньше, чем в I полугодии.
Платья в легкой промышленности выпускались на 330 предприятиях. Прекратили выпуск, в основном, небольшие предприятия с объемом производства 4 -5 -тыс. Платьев в год. В то же время в 1998 г. приступили к изготовлению платьев 30 новых предприятий. На 13 предприятиях выпущено 1998 тыс. платьев. На этих предприятиях производство увеличилось на 23%.ю на остальных оно уменьшилось на 16%
На 40% предприятий выпуск не превышал 3 тыс. платьев в год, в том числе до 1 тыс. выпустило 67 предприятий, от 1 тыс. до 2 тыс. -34 и от 2 до 3 тыс. -33 предприятия. На этих предприятиях произошло наибольшее падение производства - соответственно на 68%, 65%, 57%.
В 1998 году произведено 2355 тыс. сорочек, что на 23% меньше, чем в предыдущем году. Во втором полугодии их выпуск уменьшился почти на 100 тыс. (8%) по сравнению с первым, тогда как в 1997 году он вырос почти на 70 тыс. шт. Падение производства во втором полугодии составило 27,6%
Значительно сократился выпуск детских сорочек. Их было изготовлено на 389 тыс. шт. меньше, чем в 1997г., тогда как выпуск мужских сорочек уменьшился на 302 тыс. или на 14,6%.
Сорочки выпускались на 147 предприятиях легкой промышленности. (71 предприятие прекратило выпуск в 1997 г.). В то же время их выпуск начали 29 новых предприятий. Основная масса (64%) сорочек была изготовлена на 11 предприятиях. Из этого количества на 4-х предприятиях производство выросло на 476 тыс. шт.
На предприятиях, которые выпускали сорочки и в 1997 ив 1998 гг., падение производства составило 19,2%. Однако, если исключить указанные выше 4 предприятия, на которых был рост производства, то на остальных выпуск сократился на 42,5%. При этом на небольших предприятиях падение было еще больше: от 79% до 54%.
Заключение.
На потребительском рынке в настоящее время функционируют 85 тыс. предприятий оптовой торговли. Из них по данным переписи 1995 года продают: одежду и белье -622 предприятия, верхний трикотаж -203, обувь -430.ю кожевенное сырье всех типов -56, ткани всех типов -332 предприятия.
Средняя площадь складских помещений оптового предприятия, реализующего одежду, обувь, трикотаж, составляет 500м2 .
Самую большую площадь под склады в абсолютном выражении занимают обувные предприятия (276 м2 ), а в расчете на одно предприятие 688 м2
В среднем на одно предприятие, торгующее одеждой и белье, приходится 11, и торгующих обувью 14 человек, обслуживающего пресонала.
Оптовый товарооборот обуви на одно предприятие составлял 175 млн. руб, верхнего трикотажа - 306 млн. руб. Нагрузка на одного работника -25 млн. руб.
Таким образом, основную массу оптовых предприятий специализирующихся на товарах легкой промышленностью представляют мелкие и средние предприятия.
После либерализации цен и объявлении о свободной торговли огромных массштабов достиг такой вид торговли, как продажа товаров на вещевых и смешанных рынках. В 1995 оборот таких рынков составил 27% от всего розничного товарооборота, в том числе изделий легкой промышленности -66% от общего объема продаж.
Новые организационные формы, как торговые дома, торговые центры и фирмы создавались на базе действующих крупных предприятий путем покупки акций промышленных предприятий или создавая свою сбытовую сеть, объеденяя оптовые и розничные предприятия, в том числе с участием иностранных инвесторов. Некоторые, например, создавались при содействии органов власти. В Москве -"Москонтрактпром". В настоящее время в России функционирует более 80 торговых домов.
Актуальным в наше время является образование финансово - промышленных групп, когда происходит объединение целого ряда однообразных структур. Входя в промышленно - финансовую группу, оптово - посреднические предприятия обретают информационный центр, транспортные, организационные, страховые и другие органы, а также возможность осуществлять необходимую маркетинговую деятельность.
В настоящее время предприятия промышленности и оптовой торговли тяготеют к вступлению в ассоциации экономического взаимодействия региональных субъектов РФ, таких, как Центральная Россия, Северо-Запад и Сибирь, Большая Волга, Северный Кавказ, Урал.
Проведение экономической реформы коренным образом изменило принципы формирования хозяйственных связей и схем товарных потоков.
Решающими факторами при выборе партнеров стали:
- приобретение быстрореализуемых высокодоходных товаров;
- низкие отпускные цены;
- высокое качество товаров и современный дизайн;
- широкий ассортимент товаров и возможность выбора;
- удобство транспортировки.
Основные виды расчетов, которые используются с поставщиками в настоящее время (53,6%) - это смешанная форма, когда часть продукции оплачивается сразу, а другая по моменту реализации. При расчетах с поставщиком используют собственные средства только 65,7% оптовых предприятий, собственные и заемные - 24%, 1%, кредиты банков - 10,2%.
Особенностью оптового рынка в настоящее время является то, что широкое распространение получила оптовая торговля - перепродажа товаров народного потребления предприятиями, для которых оптовая торговля не является основным видом деятельности. Объем продажи такими предприятиями, по оценкам Госкомстата, составил 107,8 трлн руб. или 45% от товарооборота оптовых организаций.
В настоящее время объем оптового оборота товаров народного потребления составил 12 -14% к объему розничного товарооборота, а товаров легкой промышленности 13%. В дореформенный период этот показатель составлял 50%.
С либерализацией торговли началось широкомасштабное наступление импортных товаров. Доля импорта в общих товарных ресурсах составляет около 70%.
Завоз товаров из-за рубежа стал массовой профессией для миллионов людей. Оборот челночного бизнеса оценивается суммой 10 млрд долл. США.
Торговые организации предпочитают приобретать импортные товары, так как более выгодны условия закупки, быстрая оборачиваемость, лучший товарный вид.
При относительном количественном насыщении рынка товарами легкой промышленности качество товаров остается низким.. Самый большой процент отбраковки импортной продукции по чулочно - носочным изделиям (54%), бельевому трикотажу (47%), швейным изделиям (47%), обуви (35%).
Основными проблемами оптового рынка являются
Информация о работе Проблемы и перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации