Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:12, доклад
Вебер заложил фундаментальные представления о политическом процессе. Немецкий мыслитель описал стержневой момент - политической системы. Он ввел в свободный лексический обиход понятия легальность и легитимность, дал внятную, основанную на объективных историко-политических реалиях, классификацию 3-х типов политического лидерства: традиционный (патриархальный), харизматический, легальный (рациональный). Вебер обозначил предпосылки и базисные основания данных форм политического господства [1]. Но прежде чем приступить к аналитическому разбору вышеперечисленных моделей властителей, необходимо определиться с использованием терминологии.
Молитвик А. Я.
"Проблема трёх чистых типов законной власти по М.Веберу"
Вебер заложил фундаментальные представления о политическом процессе. Немецкий мыслитель описал стержневой момент - политической системы. Он ввел в свободный лексический обиход понятия легальность и легитимность, дал внятную, основанную на объективных историко-политических реалиях, классификацию 3-х типов политического лидерства: традиционный (патриархальный), харизматический, легальный (рациональный). Вебер обозначил предпосылки и базисные основания данных форм политического господства [1]. Но прежде чем приступить к аналитическому разбору вышеперечисленных моделей властителей, необходимо определиться с использованием терминологии. Дело в том, что понятие легальности, по моему мнению, ни в коем случае нельзя связывать лишь с рациональным типом лидерства. Так как легальным может оказаться и вождизм, и традиционализм. Легальность подразумевает основание, какого либо деяния, явления в соответствии с нормативно-правовым актом, общепризнанным текстом. Главное, чтобы свод правил и установлений имел письменный характер. Только в этом случае представляется исключительная возможность говорить о легальности. Легитимность же подразумевает признание и одобрение со стороны определенной человеческой целостности (нации, народа, класса и т.д.) той или иной персоны.
Три идеальных типа политического лидерства имеют, положительны и отрицательные характеристики.
Первый тип легитимного
господства, обусловленный нравами,
привычкой к определенному
Но патриархальная форма организации руководства имеет следующие минусы: 1. Как правило, стабильное развитие не всегда может быть динамичным и стремительно прогрессирующим, так как застывшие, традиционные институты власти, могут создавать помехи для продуктивной инициативы из нижней части иерархии. 2. Власть одного или небольшой группы - подразумевает относительную закрытость политической элиты, ротация которой происходит в соответствии с естественными явлениями (смерть, старение, экстремальные ситуации и т.д.). Появление новых фигур обуславливается, как правило, случаем.
Вторым чистым типом является так называемое харизматическое господство (от греч. charisma — божий дар). Харизма, по М. Веберу, — некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой, Богом, судьбой [3]. К харизматическим качествам М. Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства представляет собой противоположность традиционного: если последний держится привычкой, привязанностью к обычаю, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства. Минусами харизматического типа лидерства можно считать: 1. Воля одного, становится законом для части или всех участников политической сферы. 2. Не все внешне притягательные личности, несут созидательную идеологию. Некоторые пласты их изречений, в относительно далеком или относительно близком будущем, способны вызвать необратимые последствия. 4. Лидерами такой формации, в большинстве случаев, становятся психически нездоровые люди.
Третий тип господства
— легальный — в качестве "мотива
уступчивости" имеет соображения
интереса; в его основе лежит целенаправленное
действие индивидов. К такому типу принадлежат
современные европейские
Так же как и патриархальный тип, и харизматический рацинальный тип имеет свои минусы. Отрицательными моментами рационалистического устройства по поводу обладания властью надо считать: 1. Мнение большинства не всегда является абсолютно, безусловно - истинным. 2. Такая парадигма не исключает возможного появления внутри системы и даже во главе структуры - человека без определенных ценностных идеалов в области духовного миросозерцания. Стремительная погоня за материальным достатком, общественным статусом, может привести в политический мир аморального и нечистоплотного в профессиональном плане - человека. 3. Переплетение политики и бюрократии, которое в конечном итоге приводит растворяемости данных явлений друг в друге (в действительности). Исследователю довольно тяжело, практически невозможно (Вебер не предоставил жесткой схемы отличий) определить зоны действия того и иного. Соприкосновение того, кто "живет за счет политики" и того кто "живет ради политики" носит постоянный характер в демократическом и авторитарном политических режимах. 4. Ответственность за последствия в этом типе организации верховной власти - снижается. Хотя, наказание за проступки в идеальном состоянии, следует не минуемо. Оно осуществляется в рамках легальной нормы.
М. Вебер неоднократно отмечал
неустойчивость и слабость легитимности
в современном правовом (формально-рациональном)
государстве; легальный тип государства
представлялся ему хотя и наиболее
подходящим для современного индустриального
общества, но нуждающимся в некотором
"подкреплении". Именно поэтому
М. Вебер считал полезным сохранить
наследственного монарха в
Список использованной литературы:
Информация о работе Проблема трёх чистых типов законной власти по М.Веберу