Проблема протекционизма как препятствие эффективному развитию российских предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:06, статья

Краткое описание

В рамках данной работы нами будет рассмотрена политика протекционизма как препятствие эффективному развитию российской промышленности.
В качестве основы для анализа выбрано крупнейшее российское предприятие ОАО «АвтоВАЗ». Выбор данного предприятия не случаен – именно в отношении ОАО «АвтоВАЗ» протекционистские меры государства являются особенно значительными и, по мнению многих экономистов, аналитиков, предпринимателей - данные меры отнюдь не способствуют повышению конкурентоспособности данного предприятия, а скорее напротив: создают все условия для дальнейшей не эффективной деятельности и производства продукции не высокого качества.

Файлы: 1 файл

Эссе Проблема протекционизма.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Г О С У Д А Р С Т В  Е Н Н Ы Й  У Н И В  Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Факультет Экономики и управления

Кафедра гуманитарных дисциплин 

 
 
 

эссе 

на тему Проблема протекционизма как препятствие эффективному развитию российских предприятий

(на  примере российской  автиомобильной промышленности) 
 
 
 

Студента  группы Э-10В-ФиК

Блинова Т.А.

Преподаватель:

Доцент  кафедры 

гуманитарных  дисциплин,

кандидат  педагогических наук

Корчагина Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2010

Эссе  «Проблема протекционизма как препятствие эффективному развитию российских предприятий

(на  примере российской  автомобильной промышленности)» 
 

     В рамках данной работы нами будет рассмотрена политика протекционизма как препятствие эффективному развитию российской промышленности.

     В качестве основы для анализа выбрано  крупнейшее российское предприятие  ОАО «АвтоВАЗ». Выбор данного предприятия не случаен – именно в отношении ОАО «АвтоВАЗ» протекционистские меры государства являются особенно значительными и, по мнению многих экономистов, аналитиков, предпринимателей  - данные меры отнюдь не способствуют повышению конкурентоспособности данного предприятия, а скорее напротив: создают все условия для дальнейшей не эффективной деятельности и производства продукции не высокого качества.

     Интерес к данной теме с точки зрения теории моделей обусловлен сущностью такого экономического явления как протекционизм, особенностями его проявления в различных экономических моделях.

     Актуальность  выбранной темы определяется сложностью современной ситуации в области  отечественного автомобилестроения, причем сложное (даже кризисное) состояние  российского автомобилестроения, по мнению многих исследователей, экономистов, обусловлено не только объективными обстоятельствами (отсутствие необходимого опыта, технологий и т.д.), но и неверной расстановкой приоритетов со стороны органов государственной власти, которая привела к тому, что государственный протекционизм стал единственной «сильной» стороной главного российского автопроизводителя.

     Таким образом, целью представленной работы является анализ влияния политики протекционизма на конкурентные позиции и эффективность  функционирования ОАО «АВТОВАЗ», которое является стратегическим объектом экономики для нашей страны.

     Поскольку основным объектом  нашего анализа  является явление протекционизма, необходимо четко определить подход к рассмотрению данного явления.

     В контексте нашего исследования явления  протекционизма получает несколько негативное звучание, но в целях объективности, необходимо подчеркнуть, что протекционизм как экономическое явление довольно нейтрально, но реализация политики протекционизма может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам как для национальной экономики, так и для экономики других стран.

     Для того, чтобы исключить возможную  терминологическую путаницу, обратимся  к определению протекционизма:

     Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка  от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений1.

     Представим  ещё одно определение 

     Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства2.

     Таким образом, сущность протекционизма заключается  в поддержке национальной экономики. Казалось бы, какой экономический вред может принести подобная практика? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо, на мой взгляд, обратиться к истории формирования политики протекционизма в нашей стране, к практике использования политики протекционизма за рубежом, а также рассмотреть и такой субъективный компонент, как национальный менталитет, связав все это с современными экономическими условиями.

     Политика  протекционизма формируется в России в 17 веке. Потребность в подобной политике была очевидна. В 16-17 веке большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранные торговцы вели беспошлинную торговлю в России имели ряд привилегий, в то время как положение российского купечества было значительно хуже.

     В 17 веке государство пошло навстречу  российскому купечеству, что привело  к улучшению не только их экономического и социально-политического положения, но и улучшению ситуации в страны в целом.

     Но  в данном случае речь идет о поддержке  тех, кто изначально находился в  худших условиях и испытывал реальную потребность в поддержке именно на начальном этапе своего развития. Вообще, протекционизм как экономическая политика государства, на мой взгляд, более адекватен и рационален по отношению к субъектам экономических отношений, находящимся на стадии своего становления.

     Для дальнейшего эффективного развития необходима естественная борьба за «место под солнцем» в рамках рыночных отношений и свободной конкуренции. Несоблюдение данного условия может привести к внутренней стагнации и низкой эффективности развития субъекта экономических отношений, поскольку у данного субъекта всегда «в запасе» останется административный ресурс, а значит – аккумулирование внутренних сил и ресурсов не будет столь важным и значимым.

     Это подтверждает и опыт развитых стран, а именно практика их отказа от протекционизма в пользу фритредерства (свободы торговли). Конечно. В развитых странах политика протекционизма господствовала долгое время (например, в Англии – более 200 лет), но в настоящее время в условиях рыночной экономики и свободы конкуренции политика протекционизма в развитых странах носит весьма сдержанный и взвешенный характер. то есть применяется только в случае действительной необходимости и без «перегибов», характерных для российской практики протекционизма.

     Возвращаясь к теории моделей, необходимо отметить, что политика протекционизма возникает  в рамках традиционной модели, далее она активно применяется и в рамках командно-административной модели - такая ситуация вполне согласуется с сущностью политики протекционизма и внутренней логикой экономического развития общества.

     Но  когда общество переходит к рыночной экономике (а мы предполагаем, что Россия в настоящее время преодолевает переходный этап и вступает в рыночные отношения), в рамках данной модели «во главу угла» ставятся такие принципы как ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность, свобода экономических отношений на основе саморегуляции экономической системы и т.д.

     Рыночная  экономика предполагает высокий  уровень конкуренции, активное развитие субъектов экономических отношений  с целью укрепления конкурентных позиций. Таким образом, в экономической системе складывавается саморегулирующаяся модель экономических отношений. В этих условиях активное вмешательство государства способно нарушить внутренний баланс данной системы.

     Если  перенести это положение на деятельность рассматриваемого нами ОАО «АвтоВАЗ», можно сказать следующее: государство, рассматривая ОАО «АВТОВАЗ» как стратегический объект российской экономики (и это, на мой взгляд, действительно так, если учесть, хотя бы число россиян, занятых на данном предприятии) создало для данного предприятия особые условия, как бы изолировав его от рыночного окружения и, избавив тем самым от необходимости, соответствовать данной модели.

     Таким образом, ОАО «АвтоВАЗ» развивался фактически в рамках не рыночной, а предшествующих ей моделях и потому в современных условиях оказался неконкурентоспособен, несмотря на значительные материальные вложения со стороны государства.

     Политика  протекционизма, направленная на поддержание  ОАО «АвтоВАЗ», привела в конечном итоге к ситуации «выключенности» данного предприятия из естественно сложившейся и саморегулируемой складывающейся рыночной модели и как следствие – к неэффективности данного предприятия.

     Впрочем, огромные вложения со стороны государства  в ОАО «АвтоВАЗ», поддержка на государственном уровне, в том числе и введение программы «утилизации» в рамках которой резко повысился спрос на наиболее дешевые модели ОАО «АвтоВАЗ» способствует удержанию данной компании, что называется «на плаву», но насколько оправдана такая политика в современных условиях?

     С одной стороны, я склонна согласиться  с теми, кто осуждает чрезмерно  большие «вливания» государства в нежизнеспособного отечественного производителя и создание условий, в рамках которых человек покупает российский автомобиль, потому что вынужден это сделать, а не потому, что он действительно хочет приобрести такой автомобиль. Казалось бы решение в рамках рыночной модели очевидно – нерентабельное предприятие либо модернизируется, либо закрывается (реорганизуется и т.д.).

     Но  у данной проблемы есть и другой аспект – на ОАО «АвтоВАЗ» работает около 110 тыс. человек, а во всем автопроме - более миллиона, в своем регионе ОАО «АвтоВАЗ» является ключевым, градообразующим  предприятием и очевидно как отразятся на уровне жизни населения массовые высвобождения персонала с ОАО «АвтоВАЗ». 

     Таким образом, мы подходим к понятию качества жизни, но в этой связи можно рассмотреть  и другой аспект – пока государство  искусственно создает условия вынужденного спроса со стороны россиян на российские автомобили (постоянное повышение пошлин на подержанные иномарки, а затем введение пошлин и на новые автомобили) можно ли говорить о высоком качестве жизни?

     Ситуация, сложившаяся в настоящее время  является чрезвычайно сложной: с  одной стороны – значительные инвестиции в российский автопром (финансовые, административные и т.д.), цель которых – сохранение позиций стратегического объекта экономики – ОАО «АвтоВАЗ», а с другой стороны – вместо модернизации производства и повышения качества российских автомобилей – неоправданный рост их стоимости - едва ли не прямое следствие многолетней политики протекционизма: «АвтоВАЗ», защищенный от внешней конкуренции, не вкладывал ни в развитие, ни в снижение себестоимости.

     Подводя итог проделанной работы, можно резюмировать, что политика протекционизма, изначально имеющая самые благие цели – поддержку национальной экономики – при её использовании, не несоответствующем экономическим реалиям (в том числе и экономическим моделям) может привести не к решению проблем, а к их усугублению. Примером этому является как раз ситуация в отечественной автомобильной промышленности, а именно – в ОАО «АвтоВАЗ».

     Казалось  бы, решение этой сложнейшей проблемы очевидно – направить средства не на искусственное стимулирование спроса, а на модернизацию производства, чтобы производить действительно конкурентоспособную продукцию.

     Государству, на мой взгляд, необходимо начать со стимулирования отечественных компаний на возведение производства на более качественный уровень, что позволит получать на выходе продукцию, которая будет способна конкурировать с аналогичной продукцией иностранных компаний, как в качестве, так и в цене. Тогда и необходимая степень протекционизма автоматически снизится.

     Впрочем, в настоящее время все больше сомнений (в том числе и на уровне властных структур) в целесообразности политики протекционизма по отношению к российскому автопрому. Также нельзя не отметить и интенсификацию деятельности в России иностранных автопроизводителей.

       Таким образом, можно сделать вывод, что из двух существующих концепций развития автопрома в России - поддержка режима промсборки иномарок на территории РФ и разработка национального автомобиля любой ценой – побеждает более рыночная, даже, несмотря на активную политику протекционизма.

     Резюмируя итог работы в рамках теории моделей можно сказать о том, что использование в рамках рыночной модели методов и способов предшествующих ей моделей: традиционной и командно-административной не привело к ожидаемым результатам. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема протекционизма как препятствие эффективному развитию российских предприятий