Проблема безработицы и ее социальноэкономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 23:15, контрольная работа

Краткое описание

Безработица является одной из немногих тем, которая касается любого из нас. Через некоторое время вопрос о приеме на работу будет стоять и передо мной, поэтому я решила выбрать именно безработицу. Более глубокая проработка данной темы позволит выяснить, что же действительно происходит с занятостью в России и как можно избежать безработицы в наше нестабильное время.

Оглавление

Введение.
Основные понятия, характеристики и виды безработицы
1.1 Понятие и характеристики безработицы, ее виды
Основные понятия, характеристики и виды безработицы
Социально-экономические последствия безработицы
3Государственное регулирование занятости
3.1 Государственная политика по регулированию труда
4.Заключение
5.Список использованной литературы
6.Ссылки

Файлы: 1 файл

Проблема безработицы и ее социальноэкономические последствия.docx

— 68.76 Кб (Скачать)

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости.[4] Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
  2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
  3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюзы – государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно – налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во – первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно – технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно – восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

 

2.2 Положение о федеральной службе занятости РФ

 

1. Федеральная служба занятости России является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению государственной политики занятости населения Российской Федерации.

Федеральная служба занятости России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, общественными объединениями.

Федеральная служба занятости России осуществляет общее организационное и методическое руководство деятельностью органов занятости республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и образует с ними организационно самостоятельную государственную службу занятости населения на территории Российской Федерации.

2. Федеральная служба занятости  России руководствуется в своей  деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съездов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.

3. Федеральная служба занятости России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, в числе валютные в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

Местонахождение Федеральной службы занятости России - г. Москва.

Финансирование аппарата Федеральной службы занятости России осуществляется за счет средств республиканского бюджета, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации.

  1. Основными задачами Федеральной службы занятости России являются:

разработка в пределах своей компетенции с участием других центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предложений по проведению государственной политики занятости населения;

обеспечение реализации органами государственной службы занятости мероприятий в области занятости, направленных на сокращение периода поиска гражданами работы, содействие в трудоустройстве безработных и иных лиц, ищущих работу, развитие профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения, самостоятельной занятости, оказание услуг работодателям по подбору кадров для заполнения вакансий, предотвращение длительной безработицы, оказание социальной помощи безработным;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области занятости населения, страхования на случай потери работы;

координация совместно с другими центральными органами федеральной исполнительной власти Российской Федерации деятельности по вопросам занятости населения с учетом иных направлений экономической и социальной политики;

участие в определении минимальных и обязательных для всех республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга нормативов социальной поддержки граждан в области занятости населения;

осуществление контроля за формированием и расходованием средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в соответствии с утвержденным бюджетом;

участие в контроле за реализацией законодательства о занятости населения и соблюдением установленных социальных гарантий;

осуществление международных связей по проблемам занятости населения.

5. Федеральная служба занятости населения в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

а) в области анализа и прогнозирования рынка труда, разработки программ занятости населения;

б) в области организации профессионального обучения и консультирования незанятого населения;

в) в области финансирования деятельности государственной службы занятости;

г) в области научных исследований и информации;

д) в области межгосударственного и международного сотрудничества;

  1. Федеральной службе занятости России предоставляется право:

издавать приказы и давать указания в пределах своих полномочий, обязательные для исполнения органами государственной службы занятости;

участвовать в разработке решений о мерах финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой, региональной политики, влияющих на состояние занятости населения Российской Федерации;

участвовать в работе консультативных органов, формируемых из представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей и органов государственного управления;

организовывать проведение благотворительных акций и программ, связанных с содействием занятости и социальной поддержкой граждан на рынке труда.

  1. Федеральную службу занятости России возглавляет руководитель, назначаемый Президентом Российской Федерации.
  2. В Федеральной службе занятости России образуется коллегия в составе руководителя (председатель коллегии), заместителей руководителя по должности, руководящих работников Службы, министерств, государственных комитетов и других центральных органов федеральной исполнительной власти, предприятий, научно-исследовательских и других организаций.

Члены коллегии федеральной службы занятости России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, входящие в компетенцию Федеральной службы занятости России. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами руководителя.

10. При Федеральной службе занятости России создается консультативный общественный совет по проблемам занятости населения.

Состав совета и положение о нем утверждаются руководителем Федеральной службы занятости России.

 

  1. Анализ уровня безработицы в РФ

 

В этой главе мы сравним показатели безработицы по разным регионам РФ за несколько месяцев 2008 года с 2009 годом.

К концу февраля 2009 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 67,8 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 22,7 тыс. человек имели статус безработного.[6]

В таблице №4 мы будем рассматривать изменения по регионам на 1.02.2008 год с 1.02.2009 годом. И сравним показатели за январь, февраль, март 2009 года между собой.

Динамика показателей зарегистрированных безработных по регионам РФ февраль 2008 года отличается от показателей февраля 2009 года [6] и выглядит следующим образом:

Списочная численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в качестве обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в феврале 2008 года составила 24728 человек, что на 9868 меньше чем в аналогичном периоде 2009 года. [9]

Если сравнить по первым месяцам 2009 года, то вырисовывается следующая картина:

Разница между январем и февралем составляет 9116 человек плюсом, а между февралем и мартом 12791человек. Анализируя данные цифры мы с уверенностью можем сказать, что безработица в 2008 году в аналогичном месяце была значительно меньше, чем в 2009 году. Если же судить о данных за январь, февраль и март 2009 года, то прогнозы не утешительны. А именно у нас на руках живые цифры, по различным городам, которые с каждым месяцем растут и число безработных увеличивается на глазах.

 

 

 

 

Наименование муниципальных районов, городских округов

Численность безработных

Изменение численности

на 1.02..2009г.

на

1.02.2008г.

на

1.01.2009г.

на

1.02.2009г.

на

1.03.2009г.

к соот. Периоду предыд. Года

к началу года

к преды-дущему месяцу

Всего по республике:  25923 27725  3225   1802

в том числе:

24728

25480

34596

47387

22659

21907

12791

Казань

5901

5857

7761

10064

4163

4207

2303

Набережные Челны

3410

5307

7749

10999

7589

5692

3250

Нижнекамский

1774

1470

1877

2375

601

905

498

в т.ч. Камские Поляны

623

471

585

722

99

251

137

Альметьевский

1759

1565

1825

2626

867

1061

801

Бугульминский

921

765

1150

1449

528

684

299

Елабужский

776

915

1113

1522

746

607

409

Зеленодольский

919

1134

1599

1916

997

782

317

Лениногорский

518

410

572

748

230

338

176

Чистопольский

911

735

832

1020

109

285

188

Азнакаевский

730

496

682

1081

351

585

399

Заинский

377

514

783

1305

928

791

522

Бавлинский

451

438

621

918

467

480

297

Нурлатский

827

427

559

798

-29

371

239

Буинский

86

80

93

172

86

92

79

Агрызский

223

266

304

409

186

143

105

Аксубаевский

285

254

388

581

296

327

193

Актанышский

65

70

99

253

188

183

154

Алексеевский

229

188

259

361

132

173

102

Алькеевский

174

133

218

364

190

231

146

Апастовский

23

53

64

84

61

31

20

Арский

161

169

210

278

117

109

68

Атнинский

85

85

125

137

52

52

12

Балтасинский

238

251

335

412

174

161

77

Верхнеуслонский

151

159

199

215

64

56

16

Высокогорский

219

282

413

594

375

312

181

Дрожжановский

115

102

130

162

47

60

32

Камскоустьинский

84

90

207

311

227

221

104

Кукморский

359

421

459

606

247

185

147

Спасский

260

236

296

373

113

137

77

Лаишевский

33

62

80

96

63

34

16

Мамадышский

480

475

557

687

207

212

130

Менделеевский

258

308

418

582

324

274

164

Мензелинский

134

141

253

357

223

216

104

Муслюмовский

85

72

73

108

23

36

35

Новошешминский

150

147

240

296

146

149

56

Пестречинский

27

28

31

38

11

10

7

Рыбнослободский

206

139

153

231

25

92

78

Сабинский

176

136

225

331

155

195

106

Сармановский

310

266

369

530

220

264

161

Тетюшский

204

164

293

484

280

320

191

Тукаевский

232

293

412

618

386

325

206

Черемшанский

171

162

238

318

147

156

80

Ютазинский

106

77

123

285

179

208

162

Тюлячинский

124

113

184

230

106

117

46

Кайбицкий

1

25

25

63

62

38

38

Информация о работе Проблема безработицы и ее социальноэкономические последствия