Природа сделок РЕПО в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение природы сделок РЕПО в современных условиях.
Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:
1) изучить основы осуществления операций Центрального Банка на открытом рынке;
2) рассмотреть понятие сделки в целом, и на его основе дать общее
понятие сделки РЕПО;

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 89.72 Кб (Скачать)

     Банк  России осуществляет свои функции в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

     – во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

     – монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

     – является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

     – устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

     – устанавливает правила проведения банковских операций;

     – осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

     – осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

     – принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

     – осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

     – регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

     – осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

     – организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     – определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

     – устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

     – устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

     – принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

     – устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

     – проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

     – осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.4

     Исходя  из вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что Центральный Банк РФ – главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчетных, в том числе клиринговых систем.

     Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, при этом он руководствуется цепью поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. 

         2. Операции на открытом  рынке как инструмент  денежно-кредитной  политики 

         1. Сущность политики  открытого рынка

     Политикой открытого рынка называют куплю-продажу  Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

     Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные  ценные бумаги, ограничивает кредитную  экспансию коммерческих банков, снижает  денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

     Термин  «политика открытого рынка» впервые  появился в США в 20-х годах. Операции Центрального банка США на открытом рынке по сравнению с другими  странами были наиболее масштабными, так  как в этой стране самый большой рынок ценных бумаг.

     Политика  открытого рынка представляет собой  орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

     Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи  уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

     Успех политики открытого рынка зависит  от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

     Когда необходимо поддержать ликвидность  коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный  банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

     Операции  Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических  инструментов, оказывают быстрое  корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования Центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

     По  форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

     Обратные  операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между Центральным банком и коммерческими банками о покупке государственных ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи через один или два месяца по заранее оговоренной цене.

     В этом случае операции на открытом рынке  проводятся регулярно в один и  тот же день недели, чтобы день покупки  Центральным банком новых партий государственных ценных бумаг у  коммерческих банков совпадал с днем «возвращения» (обратной продажи) ранее купленных ценных бумаг на срок. В указанных операциях могут принимать участие только те коммерческие банки, которым открыты специальные внебалансовые счета по хранению и учету ценных бумаг в Центральном банке.

     Суть  операций заключается в том, что  Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в «собственности» Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

     Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими банками за «пользование» денежными средствами, полученными от продажи ценных бумаг на срок. При этом курс продажи и покупки ценных бумаг может на начальных этапах проведения операций на открытом рынке совпадать с номинальной стоимостью казначейских векселей. В последующем он может фиксироваться на уровне среднерыночной цены данных ценных бумаг (официального курса фондовой биржи) на день, предшествующий двум рабочим дням до заключения сделки (проведения аукционных торгов). Например, если Центральный банк объявляет о проведении аукциона по покупке ценных бумаг на срок в среду, то за базу при заключении сделки принимается среднерыночный курс (официальный курс фондовой биржи) ценных бумаг, установленный в понедельник.

     Механизм  аукционных торгов. В зависимости  от ситуации, складывающейся на денежном рынке, возможно использование одного или двух вариантов проведения аукционных торгов.

     Покупка ценных бумаг ЦБ используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика перегрета, то в целях борьбы с инфляцией ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

     Возможность проведения операций на открытом рынке  обусловлена тем, что покупка  и продажа гос. ценных бумаг центральным банком выгодна коммерческим банкам и населению.

     Если  ЦБ хочет уменьшить предложение  денег, он начинает продавать государственные ценные бумаги. Предложение ценных бумаг увеличивается, и их цена падает. Низкие цены на государственные облигации делают их покупку привлекательной для коммерческих банков и населения. И наоборот, если ЦБ решает увеличить предложение денег, он начинает покупать государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, поэтому цена повышается. Владельцы государственных ценных бумаг начинают продавать их ЦБ, поскольку это позволяет получить доход за счет разницы м/у более низкой ценой, по которой облигация была куплена, и более высокой ценой, по которой она теперь может быть продана ЦБ.

Информация о работе Природа сделок РЕПО в современных условиях