Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Приобрести навыки в практической работе с игровыми моделями реальных экономических систем, изучить теоретические основы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет»
Факультет
экономики и управления
Кафедра МиИТ
Математическая экономика
Контрольная
работа
Принятие
оптимальных решений
в конфликтных
рыночных ситуациях
Выполнил Д. А. Попов
студент
гр. ПИЭ-08
Проверил
доцент каф. МиИТ,
к.э.н. доцент
Братск 2011
Цель
работы:
Приобрести
навыки в практической работе с игровыми
моделями реальных экономических систем,
изучить теоретические основы.
Задание
- Составить описание конфликтной ситуации (участников игры, их стратегии, цели и экономический смысл элементов платежной матрицы) и доказательство отсутствия седловой точки;
-
Предоставить результаты
-
Составить выводы по
- Описать игру с «природой»;
-
Предоставить результаты принятия
решений в игре с «природой».
Процесс
выполнения работы
Два предприятия (предприятия А и В), конкурирующие на рынке сбыта музыкального оборудования с целью максимизации получаемой прибыли принимают решение о приобретении основных средств.
Приобретение партии гитар принесет предприятию А прибыль в размере 46 млн. руб., а предприятию В – 38 млн. руб. (стратегии и соответственно). Если игрок В планирует приобрести колонки, то это принесет ему 34 млн. руб., тогда как прибыль конкурента составит 39 млн. руб. (стратегии и ), но если игрок А решить применить при этом стратегию , игрок В предполагает проводить активную рекламную политику и увеличить за счет этого свою прибыль до 42 млн. руб. У предприятия А также имеется возможность приобретения светового оборудования (стратегия ), прибыль от эксплуатации которых будет составлять 42 млн. руб.
Стратегия ( ) - приобретение здания, ( ) – приобретение сооружения, - приобретение машин и оборудования.
Оба
игрока применяют свои стратегии
независимо друг от друга. Матрица игры
имеет вид:
А=
Каждый
элемент платежной матрицы
Стратегии игроков | ||
а11=46-38 | а21=46-42 | |
а12=39-38 | а22=39-34 | |
а13=42-38 | а23=42-34 |
Находим значение нижней чистой цены игры:
млн. руб.
Находим значение верхней чистой цены игры:
млн. руб.
Игра не имеет седловой точки т.к. , а ожидаемый выигрыш будет определен в пределах 6≤V≤7.
Система ограничений для игрока А имеет вид:
Результаты решения модели графическим способом изображены на рисунке 1.
Рис. 1. Решение
игры графическим способом
Оптимальное
решение будет выглядеть
Система ограничения для игрока В может быть представлена как:
Постановка ОЗЛП для игрока А: найти такие , при которых min, и выполняется система ограничений для игрока А (1.1).
Постановка ОЗЛП для игрока В: найти такие , при которых max, и выполняется система ограничений для игрока В (1.2).
Поиск оптимального решения будем производить с помощью средства «Поиск решения» в табличном процессоре Microsoft Excel.
Для системы ограничений игрока А (1.1) определяем исходную форму для ввода условий задачи. Вводим исходные данные и зависимости из математической модели (рис.2.).
Для
переменных
(«прод1»),
(«прод2») и
(«прод3») определяем: нижнюю («нижн.гр.»)
и соответствующие коэффициенты эффективности
(«коэф.в ЦФ») с указанием целевой направленности
функции («напр»).
Рис. 2. Ввод
данных
Для
наглядности перейдем к режиму индикации
формул (рис.3.).
Рис. 3. Режим
представления формул
Через пункт меню Сервис -> Поиск решения переходим диалоговое окно «Поиск решения» (рис.4.). Заполняем все поля, устанавливаем целевую ячейку и указываем ограничения. В диалоговом окне «Параметры поиска решения» устанавливаем флажок «Линейная модель».
Рис.
4. Окно организации решения
Результаты оптимального решения задачи приведены в таблице (рис.5.)
Рис. 5. Оптимальное решение ОЗЛП для игрока А
В
оптимальном решении «прод1»=0,
следовательно:
По аналогии находим проигрыш игрока В.
Вводим исходные данные и зависимости
из математической модели (рис.6.).
Рис. 6. Ввод
данных
Для наглядности перейдем к режиму индикации формул (рис.7.).
Рис. 7. Режим
представления формул
Получаем результат оптимального решения (рис.8.).
Рис. 8. Оптимальное
решение ОЗЛП для игрока В
В оптимальном решении «прод1» = 0,075, «прод2» = 0,1. В соответствии с преобразованиями получаем:
Если игрок А в 43% случаев повторения игры будет придерживаться своей первой стратегии, в 57% случаев –второй и не будет применять третью стратегию, то его выигрыш составит в среднем 5,7 млн. руб. Игроку В в 43% случаев повторения игры будет придерживаться своей первой стратегии, в 57% случаев, и его проигрыш составит в среднем 5,7 млн. руб.
Если
рассматривать матрицу А как
матрицу затрат, строки которой будут
соответствовать стратегиям по выбору
вариантов организации процесса
производства (
- «последовательно»,
- «параллельно»,
- «параллельно-последовательно»)
В
соответствием с критерием
Е( )=1/2*(8+4)=6 млн. руб.,
Е( )=1/2*(1+5)=3 млн. руб.,
Е(
)=1/2*(4+7)=5,5 млн. руб.
Согласно критерию минимакса оптимальной является вторая стратегия, потому что
Матрица риска может быть составлена как
R=
.
Если
руководствоваться критерием
Примем уровень оптимизма ЛПР равным 0,6. Ему рекомендуется применять вторую стратегию, т.к. в соответствии с критерием Гурвица:
Е( )=0,6*8+0,4*4=6,4 млн. руб.,
Е( )=0,6*1+0,4*5=2,6 млн. руб.,
Е(
)=0,6*4+0,6*7=6,6 млн. руб.
Выводы:
В
процессе выполнения данной контрольной
работы мы приобрели навыки в практической
работе с игровыми моделями реальных экономических
систем и изучили теоретические основы.
Информация о работе Принятие оптимальных решений в конфликтных рыночных ситуациях