Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:37, дипломная работа
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов, а так же рассмотреть антиинфляционную политику в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Изучить теоретические аспекты инфляции и инфляционного процесса.
- Рассмотреть инфляцию в РФ на современном этапе
- Рассмотреть антиинфляционную политику
- Изучить и рассмотреть методы регулирования инфляции в РФ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......6
1. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ………………………………………………………………...8
1.1. Причины возникновения инфляции………………………………………..…8
1.2. Теории инфляции……………………………………………….……………..17
1.3. Методы измерения инфляции и виды инфляции……………………….......19
1.4. Социально-экономические последствия инфляции последствия инфляции……………………………………………………………………....26
2. ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫЙ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ …………………….………………....32
2.1. Анализ динамики потребительских цен….…...…………………………..32
2.2. Анализ цен производителей промышленных товаров ………………….…37
2.3. Анализ условия внешней торговли……………………………………….…39
2.4. Анализ динамики спроса и предложения…………………………………...42
3. ГЛАВА 3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……...47
3.1. Антиинфляционная политика……………………………………………...47
3.2. Основные меры антиинфляционного регулирования России на современном этапе…………………………………………………………..56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.………………………………………….....67
Наконец, следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.[1, 276]
От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, X млн. руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).
Весьма опасна двузначная
и тем более трехзначная
Как уже упоминалось, инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличения их у других групп населения.[1, 277]
Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких групп населения могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться того, чтобы их номинальная заработная плата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.
С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.
Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.
Инфляция может нанести сильный урон владельцам сбережений. С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на черный день, уменьшится.
Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, почти все формы сбережений приносят процент, но, тем не менее, стоимость сбережений будет падать, если уровень инфляции превысит процентную ставку.
Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей). Когда цены растут, стоимость денег падает, Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды дают “дорогие” деньги, а он возвращает ее “дешевыми“ деньгами. Инфляция двух последних десятилетий была неожиданным счастье для тех, кто покупал, например, дома в середине 60-х годов под залог с фиксированной процентной ставкой. С одной стороны, инфляция значительно облегчила реальное бремя задолжности по закладным. С другой стороны, номинальная стоимость домов возрастала быстрее, чем общий уровень цен.
Номинальный национальный доход, а, следовательно, и налоговые сборы растут при инфляции; размеры же государственного долга не увеличиваются. Это значит, что инфляция облегчает правительству бремя государственного долга. При том, что инфляция приносит такую выгоду правительству, некоторые экономисты открыто задают вопрос: может ли общество рассчитывать на то, что правительство проявит рвение в своих попытках приостановить инфляцию?
Действительно, некоторые страны, такие, как Бразилия, когда-то настолько широко использовали инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают их брать займы не в своей валюте, а американских долларах или какой-нибудь другой относительно устойчивой валюте. Это не позволяет использовать инфляцию внутри страны, чтобы избежать “невыполнения обязательств“ по долгам. Любая инфляция внутри страны приводит к уменьшению реальной стоимости ее валюты, но не стоимости долга, который необходимо выплатить.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫЙ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ динамики потребительских цен
По итогам 2011 г инфляция составила 6,1%, что соответствует целевому ориентиру (6-7%), установленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов».
Фактором повышения инфляционного давления со стороны предложения являлось ускорение роста цен производителей в добыче полезных ископаемых в условиях повышения мировых цен на энергоносители. В то же время, по оценкам, совокупный спрос оставался ниже уровня потенциального выпуска и не влиял на формирование избыточного ценового давления. Рост производства сельскохозяйственной продукции, поддержанный стабилизацией или снижением мировых цен на аграрную продукцию, благоприятно сказался на ценовой динамике на российском рынке продовольствия. По итогам года номинальный эффективный обменный курс рубля повысился, что также ограничило рост цен.
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2011 г. потребительские цены повысились на 6,1%, что меньше, чем в предыдущем году, на 2,7 процентного пункта. Базовая инфляция, как и годом ранее, составила 6,6%. По оценке, за счет удорожания товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, в 2011 г. было получено 5,3 процентного пункта, или 86,6% уровня инфляции (в 2010 г. - 5,3 процентного пункта, или 60,3%).
Снижение инфляции в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом было обусловлено главным образом удешевлением плодоовощной продукции на 24,7% (по итогам предыдущего года цены на нее увеличились на 45,6%), которое обеспечило снижение уровня инфляции оценочно на 1,0 процентного пункта (или на 16,9%). В 2010 г. в результате роста цен на данную группу продуктов питания инфляция увеличилась на 1,6 процентного пункта (на 18,7%).
Цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции за 2011 г. выросли на 7,4% (за 2010 г. - на 9,4%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 2,5 процентного пункта, или 41,3% уровня инфляции (за 2010 г. - оценочно 3,3 процентного пункта, или 37,0%). В данной группе продуктов питания в 2011 г более всего подорожали хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и птица, рыба и морепродукты - на 8,9-10,3% (за 2010 г. их удорожание составило 4,8-7,6%). Темпы прироста цен на большинство других основных групп продовольственных товаров по итогам 2011 г были заметно ниже соответствующих показателей предыдущего года; подешевели крупа и бобовые, сахар-песок.
Цены на продовольственные товары за 2011 г. повысились на 3,9% (за 2010 г. - на 12,9%).
В 2011 г. в условиях роста потребительского спроса удорожание непродовольственных товаров и услуг происходило более высокими темпами, чем в 2010 году. За 2011 г. цены на непродовольственные товары увеличились на 6,7% против 5,0% по итогам предыдущего года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 2,4 процентного пункта, или 38,7% уровня инфляции (в 2010 г. аналогичные показатели составили 1,8 процентного пункта и 20,7%). В наибольшей степени подорожали табачные изделия и бензин автомобильный, темпы прироста цен на которые составили соответственно 21,1 и 14,9% (за 2010 г. - 19,5 и 6,5% соответственно). По оценкам, их вклад в общее удорожание непродовольственных товаров в 2011 г. составил 1,5 процентного пункта, или 22,3%.
Таблица 1 - Динамика цен на потребительские товары и услуги (в % к предыдущему месяцу)
Прирост, % |
Изменение, процентные пункты | ||
| Декабрь 2011 г. к декабрю 2010 г. |
Декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г. |
|
Цены на товары и услуги - всего |
6,1 |
8,8 |
Замедление на 2,7 |
В том числе: |
|||
- на продовольственные товары |
3,9 |
12,9 |
Замедление на 9,0 |
Из них: |
|||
- на продовольственные товары без плодоовощной продукции |
7,4 |
9,4 |
Замедление на 2,0 |
- на непродовольственные товары |
6,7 |
5,0 |
Ускорение на 1,7 |
- на платные услуги населению |
8,7 |
8,1 |
Ускорение на 0,6 |
Цены на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции |
6,6 |
6,6 |
За 2011 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 8,7% (в 2010 г. -на 8,1%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги населению обеспечил 2,3 процентного пункта, или 36,9% общего прироста цен на потребительском рынке (за 2010 г. - 2,1 процентного пункта, или 23,6% уровня инфляции). В 2011 г. ускорился рост цен на большинство видов услуг, учитываемых при расчете базовой инфляции. Более всего подорожали услуги дошкольного воспитания и организаций культуры - на 11,3%. В 2010 г. удорожание этих видов услуг составило 7,7 и 8,6% соответственно.
Темп прироста регулируемых цен и тарифов на платные услуги по итогам 2011 г. составил оценочно 10,9%, что на 1,3 процентного пункта меньше аналогичного показателя годом ранее. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 11,7% против 13,0% в 2010 году. Услуги пассажирского
Таблица 2 - Динамика цен на потребительские товары и услуги (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
Прирост, % |
Изменение, | ||
Декабрь 2011 г. к декабрю 2010 г. |
Декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г. |
процентные пункты | |
Продовольственные товары |
3,9 |
12,9 |
Замедление на 9,0 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
8,9 |
7,6 |
Ускорение на 1,3 |
Крупа и бобовые |
-8,0 |
58,8 |
|
Макаронные изделия |
3,4 |
4,7 |
Замедление на 1,3 |
Мясо и птица |
9,2 |
5,3 |
Ускорение на 3,9 |
Рыба и морепродукты |
10,3 |
4,8 |
Ускорение на 5,5 |
Молоко и молочная продукция |
6,3 |
16,7 |
Замедление на 10,4 |
Масло сливочное |
6,6 |
23,3 |
Замедление на 16,7 |
Масло подсолнечное |
4,6 |
27,6 |
Замедление на 23,0 |
Сахар-песок |
-25,5 |
22,5 |
|
Плодоовощная продукция |
-24,7 |
45,6 |
|
Алкогольные напитки |
8,4 |
8,3 |
Ускорение на 0,1 |
Рисунок 6 – Динамика цен на потребительские товары и услуги (в % к предыдущему месяцу)
Темп удорожания платных услуг населению по итогам 2011 г. превысил темп прироста цен на товары на 3,5 процентного пункта (в 2010 г. темп прироста цен на товары был выше темпа удорожания платных услуг на 1,0 процентного пункта).