Причины, виды и сущность безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

 Целью курсовой работы является  исследование вышеуказанных явлений.


    Реализация  поставленной  цели обусловила постановку и решение следующих задач:


определение понятия занятости, выявление ее сущности и структуры, анализ основных видов занятости;
определение понятия безработицы, характеристика основных ее типов и видов;
анализ причин возникновения и роста безработицы в Республике
исследование особенностей безработицы в Республике Казахстан;
Казахстан,  ее последствия и определение влияния  на экономику;
изучение  причин  необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономике;
характеристика  приоритетов политики занятости населения Республики Казахстан и механизмов ее реализации.
сделать выводы по изученному материалу.
 







Введение………………………………………………………………...……………3
1. Занятость и безработица ……………………………………………..…………..5
1.1. Занятость: понятие, сущность, виды ………………………………....5
1.2. Безработица: понятие, виды, формы …………………………………9
2. Проблема безработицы в Республике Казахстан ……………………………..17
2.1. Особенности, причины и уровень безработицы в Республике Казахстан …………………………………………………………………..17
3. Государственное регулирование рынка труда ………………………………...21
3.1. Причины необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономики ……………………………………...…….21
3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации ………………………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………………27
Список используемых источников ……………………………………………….29

Оглавление

Введение………………………………………………………………...……………3
1. Занятость и безработица ……………………………………………..…………..5
1.1. Занятость: понятие, сущность, виды ………………………………....5
1.2. Безработица: понятие, виды, формы …………………………………9
2. Проблема безработицы в Республике Казахстан ……………………………..17
2.1. Особенности, причины и уровень безработицы в Республике Казахстан
3. Государственное регулирование рынка труда ………………………………...21
3.1. Причины необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономики
3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации
Заключение …………………………………………………………………………27
Список используемых источников ……………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая черновой макро.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

    Еще одной очень важной причиной безработицы является нехватка квалифицированных кадров. С течением времени, с развитием НТП появляются новые профессии, требующие специального образования и навыков. Т.е. те специалисты, которые были востребованы 10 лет назад, с тем же образовательным уровнем – неконкурентоспособни в настоящее время.

    Влияние безработицы на экономику Республики Казахстан значительно. Безработный меньше потребляет, что снижает совокупный спрос, что снижает и совокупное предложение (снижение производства), при этом уменьшаются налоговые поступления в бюджет. Т.е. имея очень большой потенциал, республика его не использует. Т.о. государство недополучает средств, итоговый ВНП значительно меньше потенциального. 

    Уровень безработицы очень важный показатель, характеризующий как экономическое, так и социальное положение страны. Уровень безработицы это доля численности безработных в численности экономически активного населения, измеренная в процентах.

    Расчет  уровня безработицы при полной занятости  определяется по формуле:

    Уровень безработицы = количество безработных / количество рабочей силы * 100%

    В период экономического кризиса официальный  уровень безработицы не отражал  фактическую ситуацию на рынке труда, так как учет безработных велся  лишь по числу обращений в органы занятости и поэтому был неадекватен  произошедшему в стране обвальному спаду объемов производства, работ и услуг, высвобождению рабочей силы. Официальный уровень безработицы в большей степени характеризует результаты деятельности органов занятости, параметры которой изначально определены объемом финансирования. И поэтому уровень безработицы в республике оказался значительно ниже, чем в экономически более развитых странах. Численность граждан обратившихся в органы занятости во многом зависит от действующей административной системы регистрации безработных, ее возможностей в сфере трудоустройства и оказание экономической поддержки.

    В 2001 г. Вступил в силу Закона Республики Казахстан « О государственной адресной социальной помощи». Данный закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению.

    Государственная адресная социальная помощь - это выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях;

    Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностранцы, лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.

    В соответствии с данными статистического комитета Республики Казахстан, в период с 2003 года по 2011 год, показатели рынка труда выглядят следующим образом (Таблица  1): 

Таблица 1 - Основные показатели рынка труда Республики Казахстан 

Основные  показатели рынка  труда
Анализируемый показатель Анализируемый год тысяч человек
  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Экономически  активное население  7479,1 7399,7 7657,3 7840,6 7901,7 8028,9 8228,3 8415,0 8457,9
Занятое население  6698,8 6708,9 6985,2 7181,8 7261 7403,5 7631,1 7857,2 7903,4
      Наемные работники 3863,3 4030,2 4229,6 4469,9 4640,5 4776,6 4973,5 5199,4 5238,8
      Самостоятельно занятое 2835,5 2678,7 2755,6 2711,9 2620,4 2626,9 2657,6 2657,8 2664,6
Безработное население  780,3 690,7 672,1 658,8 640,7 625,4 597,2 557,8 554,5
Уровень безработицы,% 10,4 9,3 8,8 8,4 8,1 7,8 7,3 6,6 6,6
Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 19,1 17,3 14,5 14,3 13,4 12,1 9,4 7,4 6,7
Уровень долгосрочной безработицы, % 7,6 6,0 5,3 5,1 4,3 4,0 3,3 2,8 2,5
Экономически  неактивное население 3175,8 3155,3 3278,6 3383,4 3476,9 3493,9 3463,2 3416,2 3500,3

 

    Более наглядно  динамику занятого населения можно увидеть на Рисунке № 4. Данный рисунок показывает различие в сложившемся соотношении между ними. Из графика видно, что за 9 лет значительно увеличилось число экономически активного населения (на 978,8 тысяч человек), при этом и уровень занятого населения увеличился (на 1204,6 тысяч человек). А в качественном выражении, число экономически активного населения увеличилось на 13%, а количество занятого населения на 18%. Т.о. общее увеличение занятого населения составляет 5% (без учета роста экономически активного населения). 

      

Рисунок 4 - Сравнение экономически активного населения и занятого населения за 2001 – 2009 года. 

    Еще одним важным показателем является уровень безработицы. Динамику данного  показателя можно проследить на рисунке 5. 

      

Рисунок 5 - Уровень безработицы с 2001 по 2009 годы 

    Из  рисунка 5 видно, что общий уровень безработицы с 2001 по 2009 годы в абсолютном показателе снизился на 3,8 % (в качественном исчислении, снижение составило 37% по отношению к 2001 г.).

    Исходя  из экономических и социальных приоритетов  развития, характеристики безработицы, причин ее возникновения регионы  формируют собственную политику и способы противостояния безработицы и легализации теневого рынка труда. В комплекс мер включаются в частности воздействия на профессиональный состав незанятого населения, защита легальной экономики от ухода квалифицированных кадров.

    Несмотря на многочисленные организационные меры по сдерживанию негативных процессов в сфере труда, необходимо дальнейшее совершенствование действующего механизма легализации      неформального рынка труда. Предстоит нейтрализовать взаимовыгодность противоправных действий в процессе трудовых отношений для работодателя работника, преодолеть непрозрачность трудовой сферы, правовой нигилизм неформалов и пассивность трудового законодательства, общественной морали и официальных институтов к неформальной практике деятельности граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Государственное регулирование рынка труда 

    3.1. Принципы государственного  регулирования рынка  труда в рыночной  экономике. 

    Главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов субъектов рынка труда.

    Различают активную государственную и пассивную  политику занятости.

    Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск рабочих мест, субсидирование создание новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и развитием самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

    Государственная политика в сфере занятости направлена на:

1) обеспечение  равных возможностей на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;

2) обеспечение  продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест;

3) ориентацию  системы образования на подготовку  кадров в соответствии с потребностью  рынка труда и перспективами  его развития с учетом инвестиционной  политики;

4) поддержку  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) стимулирование  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места, в том числе для целевых  групп; 

6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;

7) лицензирование  деятельности, связанной с привлечением  иностранной рабочей силы, а также  вывозом рабочей силы из Республики  Казахстан за границу; 

8) защиту  внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;

9) сочетание  республиканских мероприятий по  обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;

10) координацию  деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;

11) формирование  единой информационной базы рынка  труда; 

12) координацию  и регулирование деятельности  государственных органов по разработке  и реализации мер, обеспечивающих  занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;

13) организацию  международного сотрудничества  в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;

14) обеспечение участия представителей  работодателей, работников и общественных  организаций в разработке и  реализации государственной политики  занятости;

15) проведение  финансовой, налоговой и инвестиционной  политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.

    Для реализации государственной  политики в области занятости населения, существуют следующие уполномоченные органы: центральный исполнительный орган, местные исполнительные органы, уполномоченный орган по вопросам занятости.

    Центральный исполнительный орган обязан:

1) руководство  уполномоченными органами;

2) анализ и прогноз спрос и предложение на рабочую силу;

3) разработка программы занятости населения;

4) рассмотрение проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;

5) выдача, приостановление и отзыв лицензии;

6) определение квоты на привлечение иностранной рабочей силы;

7) определение потребности в подготовке кадров и их трудоустройстве;

8) формирование  единой информационной базы рынка труда.

    Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения следующими путями:

Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы