Прибыль и рентабельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

работа имеет цель изучения сущности прибыли, виды, значение чистой прибыли и ее роль в условиях развития предпринимательства, порядок налогообложения и расчеты различных видов рентабельности.
Задача данной курсовой работы – показать на примере предприятия ООО «Аракис ЛТД» порядок формирования и использование прибыли и определение уровня рентабельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ 4
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 8
1.2.1. Валовая прибыль 9
1.2.2 Прибыль от продаж 10
1.2.3 Прибыль (убыток) до налогообложения 10
1.2.4 Текущий налог на прибыль 11
1.2.5 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 12
1.2.6 Чистая прибыль 12
1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 13
1.4. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 16
2.1. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.2. Краткая характеристика предприятия 19
2.3. Анализ прибыли 20
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования; на приобретение новой техники; мероприятия социальной направленности; материальное поощрение и прочие нужды. [4, с.359].

Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.

Самое главное в распределении  прибыли – это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Исходя из этого, хозяйственная практика постоянно занимается поиском оптимальных критериев распределения прибыли организации, учитывая при этом конкретную экономическую ситуацию.

1.4. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ  ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

 

Цель предпринимательской  деятельности — не только получение  прибыли, но и обеспечение высокой  рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный  показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с  различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли и дохода предприятия.

Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового  предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют  выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

Существует великое  множество показателей рентабельности, которые рассчитывают как процентное отношение прибыли к выручке от реализации продукции, их себестоимости, к стоимости активов и т. д. Главным является показатель общей экономической рентабельности предприятия [3, с.147].

Расчет рентабельности продаж:

Рп = (Пр/ В) *100%

(1.7)

 

где:

Рп – рентабельность продаж, %;

Пр – прибыль от продаж, тыс.руб.;

В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.


Расчет рентабельности затрат:

Рз = (Пр/С) *100%

(1.8)

 

где:

Рп – рентабельность затрат, %;

Пр – прибыль от продаж, тыс.руб.;

С – полная себестоимость, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс.руб.


Одним из синтетических  показателей экономической деятельности предприятия в целом является рентабельность активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у него основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация получает прибыль и в последующие периоды. Прибыль же является, главным образом, результатом от реализации продукции. Выручка от реализации – показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества. Расчет рентабельности активов.

Ра = (Пр/ Аср) *100%

(3.29)

 

где:

Ра – рентабельность активов, %;

Пр – прибыль от продаж, тыс.руб.;

Аср – среднегодовая  стоимость активов, тыс. руб.


Если торговое предприятие  арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с основными  показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности  текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.

 Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов [3, с. 205].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.2. Краткая характеристика предприятия

 

Предприятие «Аракис  ЛТД» располагается по адресу 169300,г.Ухта, Республика Коми, пр-т. Зерюнова, 7/4. Организационно-правовая форма деятельности данного торгового предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Вид деятельности – торгово-закупочная.

Товарная специализация  предприятия ООО «Аракис ЛТД» комбинированная, так как оно реализовывает товары нескольких групп:

Продукты питания: (консервация (мясная, овощная), соусы, масло растительное, мясо,  колбаса, сухарные изделия, чипсы, ядра орехов и семян,  жевательные резинки, драже, кофе, кофейные напитки, чай, безалкогольные напитки, соки, холодные напитки, минеральные воды, газированные и негазированные воды,  корма для животных, детское питание (смеси, каши, пюре, соки и др.)).

Бытовая техника (аудио, видео аппаратура, бытовая техника, посуда, оргтехника).

К особенностям устройства предприятия в сфере продажи торгового оборудования следует отнести то, что оно является оптовым складом. На складе имеется специально оборудованное помещение, где предполагается индивидуальное обслуживание покупателей. В целом данное предприятие торговли ориентировано на оптовых потребителей.

2.3. Анализ прибыли

 

Таблица 2.1. – Анализ состава финансовых результатов деятельности ООО «Аракис ЛТД»

Показатель

2008 г.

2009 г.

Отклонение

тыс. руб.

Сумма

тыс. руб.

Сумма

тыс. руб.

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным  видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)

710359,0

589354,6

-121004,4

Продолжение таблицы 4.3

1

2

3

4

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

503582,7

517119,9

+13537,2

Валовая прибыль (стр.1*стр2)

206776,3

72234,7

-134541,6

Управленческие расходы

57320,3

10598,6

-46721,7

Коммерческие расходы

120436,0

38104,5

-82331,5

Прибыль (убыток) от продаж (стр.3-стр.4-стр.5)

29020,0

23531,6

-5488,4

Прочие доходы и расходы

-2589,7

-19153,9

+16564,2

Прибыль до налогообложения (стр.6-+стр.7)

26430,3

4377,7

-22052,6

Текущий налог на прибыль

3,9

2,9

-1,0

Чистая прибыль (убыток)

26426,4

4374,8

-22051,6


Из таблицы 2.1 видно, что выручка от продаж в 2009 г. сокращается на 121004,4 тыс. руб. Происходит увеличение себестоимости на 13537,2 тыс. руб., соответственно валовая прибыль сокращается. Доля управленческих и коммерческих расходов в 2009 г. сокращается относительно валовой прибыли, но относительно 2008 г. наблюдается снижение по данным статьям. Прибыль от продаж, соответственно, уменьшается и составляет разницу в 5488,4 тыс. руб.. Наблюдается значительное увеличение затрат на прочие расходы, это может быть связано с различными кредитами, штрафами, с выбытием, списанием основных средств и др. Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли на 22051,6 тыс. руб., так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия, что сигнализирует о не вполне хорошем финансово-производственном положении предприятия.

В целях рационального  распределения средств, оставшихся у предприятия после уплаты налога, ООО «Аракис ЛТД» применяет фондовый метод использования чистой прибыли.

На предприятии формируются  три фонда: фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.

Средства в фонд накопления используются на расширение производства, его техническое перевооружение и внедрение новых технологий.

Средства фонда потребления распределяются следующим образом:

-на материальное стимулирование работников, а именно на выплату премий за долголетний труд, в связи с юбилеем и праздниками;

-на оказание материальной  помощи и оплату различных  путевок;

Оставшаяся часть прибыли  поступила в резервный фонд, а также на другие цели, в том числе, на благотворительные.

Вывод: распределение прибыли показывает, что основная масса чистой прибыли используется на цели накопления, что способствует экономическому росту предприятия. Кроме распределенной чистой прибыли у предприятия осталась нераспределенная прибыль. Это свидетельствует о наличии средств для покрытия возможных убытков в следующем году.

Рентабельность предприятия  характеризует уровень прибыльности или убыточности производства. Сами показатели рентабельности представляют собой относительными характеристики результатов финансового роста и эффективности деятельности организации. Они отражают относительную доходность фирмы или предприятия, которая измеряется в процентах к затратам капитала с разных позиций.

Для расчета рентабельности составим таблицу.

Таблица 3.12 – Уровень  рентабельности продукции 

Показатель

2008 г.

 

2009 г.

Отклонение

1

2

3

4

Прибыль от продаж (тыс.руб.)

29020,0

23531,6

-5488,4

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) (тыс.руб.)

710359,0

589354,6

-121004,4

Полная себестоимость, включая коммерческие и управленческие расходы (тыс.руб.)

681339,0

565823,0

-115516,0

Среднегодовая стоимость активов (Аср), тыс.руб.

148283,0

135680,0

-12603,0

Уровень рентабельности продаж (Рп),%

4,09

3,99

-0,1

Уровень рентабельности затрат (Рз), %

4,26

4,16

-0,1

Уровень рентабельности активов (Ра), %

19,57

17,34

-2,23


Рп2008=29020,0/710359,0*100=4,09%;   Рп2009=23531,6/589354,6*100=3,99%;      

Рз2008=29020,0/681339,0*100=4,26%;    Рз2009=23531,6/565823,0*100=4,16%;

Ра2008=29020,0/148283,0*100=19,57%; Ра2009=23531,6/135680,0*100=17,34%.

Таким образом, из расчета  видно, что рентабельность продаж в 2009 г.  снизилась на 0, 1 %, т. е. на 1 рубль выручки в 2008 г. и 2009 г. приходится 4,09 и 3,99 копеек прибыли соответственно. В свою очередь прибыль от каждого вложенного рубля снизилась с 19,57 коп. в 2008 г до 17,34 коп. в 2009 г. Себестоимость продукции в 2009 году была снижена, однако огромный перерасход коммерческих и управленческих расходов, их суммарное увеличение, привело к снижению рентабельности продаж и затрат, несмотря на увеличение выручки. Что касается активов, то в 2009 г. они использовались хуже, и каждый рубль вложений теперь приносит на 0, 4 копейки больше, чем в прошлом году.

 

 

 

3.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В процессе своего функционирования предприятию важно определить за счет каких факторов растет или снижается прибыль.

На размер прибыли  влияют, в первую очередь, такие показатели как рост цен и снижение себестоимости.

Снижение себестоимости  можно добиться за счет экономии топливно-сырьевых ресурсов; материальных и трудовых затрат; сокращения закупок у поставщиков, используя собственные ресурсы.

Так же осуществить модернизацию основных средств, что ускорит производство и качество продукции и позволит повысить долю прибыли в цене товара.

Увеличить объем реализации, в конечном счёте, тем больше прибыли получит предприятие.

Расширение ассортимента влечет рост товарооборота, а, следовательно, и рост прибыли.

Продать излишнее оборудование и другое имущество или сдача  его в аренду.

Увеличить территорию торговой сети, что окажет непосредственное влияние на сумму прибыли, увеличивая ее в положительную сторону. Хотя уже сейчас география сбыта обширная.

Организовать своевременное  взыскание дебиторской задолженности, что ускорит оборачиваемость  оборотных средств, а, следовательно, и увеличит прибыль.

Осуществлять режим  экономии, что позволит относительно снижать текущие затраты и  увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

Увеличить суммы  оборотных средств, которыми располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.

Повышать свою репутацию, выпуская качественную продукцию, используя  рекламу, что повлечет за собой новых  клиентов, а значит и прибыль.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия