Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:23, контрольная работа
работа имеет цель изучения сущности прибыли, виды, значение чистой прибыли и ее роль в условиях развития предпринимательства, порядок налогообложения и расчеты различных видов рентабельности.
Задача данной курсовой работы – показать на примере предприятия ООО «Аракис ЛТД» порядок формирования и использование прибыли и определение уровня рентабельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ 4
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 8
1.2.1. Валовая прибыль 9
1.2.2 Прибыль от продаж 10
1.2.3 Прибыль (убыток) до налогообложения 10
1.2.4 Текущий налог на прибыль 11
1.2.5 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 12
1.2.6 Чистая прибыль 12
1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 13
1.4. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 16
2.1. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.2. Краткая характеристика предприятия 19
2.3. Анализ прибыли 20
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования; на приобретение новой техники; мероприятия социальной направленности; материальное поощрение и прочие нужды. [4, с.359].
Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.
Самое главное в распределении прибыли – это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Исходя из этого, хозяйственная практика постоянно занимается поиском оптимальных критериев распределения прибыли организации, учитывая при этом конкретную экономическую ситуацию.
Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности
измеряют доходность предприятия с
различных позиций и
Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.
Существует великое
множество показателей
Расчет рентабельности продаж:
Рп = (Пр/ В) *100% |
(1.7) |
||
где: |
Рп – рентабельность продаж, %; Пр – прибыль от продаж, тыс.руб.; В – выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
Расчет рентабельности затрат:
Рз = (Пр/С) *100% |
(1.8) |
||
где: |
Рп – рентабельность затрат, %; Пр – прибыль от продаж, тыс.руб.; С – полная себестоимость, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс.руб. |
Одним из синтетических
показателей экономической
Ра = (Пр/ Аср) *100% |
(3.29) |
||
где: |
Ра – рентабельность активов, %; Пр – прибыль от продаж, тыс.руб.; Аср – среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
Если торговое предприятие арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов [3, с. 205].
Предприятие «Аракис ЛТД» располагается по адресу 169300,г.Ухта, Республика Коми, пр-т. Зерюнова, 7/4. Организационно-правовая форма деятельности данного торгового предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Вид деятельности – торгово-закупочная.
Товарная специализация предприятия ООО «Аракис ЛТД» комбинированная, так как оно реализовывает товары нескольких групп:
Продукты питания: (консервация (мясная, овощная), соусы, масло растительное, мясо, колбаса, сухарные изделия, чипсы, ядра орехов и семян, жевательные резинки, драже, кофе, кофейные напитки, чай, безалкогольные напитки, соки, холодные напитки, минеральные воды, газированные и негазированные воды, корма для животных, детское питание (смеси, каши, пюре, соки и др.)).
Бытовая техника (аудио, видео аппаратура, бытовая техника, посуда, оргтехника).
К особенностям устройства предприятия в сфере продажи торгового оборудования следует отнести то, что оно является оптовым складом. На складе имеется специально оборудованное помещение, где предполагается индивидуальное обслуживание покупателей. В целом данное предприятие торговли ориентировано на оптовых потребителей.
Таблица 2.1. – Анализ состава финансовых результатов деятельности ООО «Аракис ЛТД»
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение тыс. руб. |
Сумма тыс. руб. |
Сумма тыс. руб. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) |
710359,0 |
589354,6 |
-121004,4 |
Продолжение таблицы 4.3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
503582,7 |
517119,9 |
+13537,2 |
Валовая прибыль (стр.1*стр2) |
206776,3 |
72234,7 |
-134541,6 |
Управленческие расходы |
57320,3 |
10598,6 |
-46721,7 |
Коммерческие расходы |
120436,0 |
38104,5 |
-82331,5 |
Прибыль (убыток) от продаж (стр.3-стр.4-стр.5) |
29020,0 |
23531,6 |
-5488,4 |
Прочие доходы и расходы |
-2589,7 |
-19153,9 |
+16564,2 |
Прибыль до налогообложения (стр.6-+стр.7) |
26430,3 |
4377,7 |
-22052,6 |
Текущий налог на прибыль |
3,9 |
2,9 |
-1,0 |
Чистая прибыль (убыток) |
26426,4 |
4374,8 |
-22051,6 |
Из таблицы 2.1 видно, что выручка от продаж в 2009 г. сокращается на 121004,4 тыс. руб. Происходит увеличение себестоимости на 13537,2 тыс. руб., соответственно валовая прибыль сокращается. Доля управленческих и коммерческих расходов в 2009 г. сокращается относительно валовой прибыли, но относительно 2008 г. наблюдается снижение по данным статьям. Прибыль от продаж, соответственно, уменьшается и составляет разницу в 5488,4 тыс. руб.. Наблюдается значительное увеличение затрат на прочие расходы, это может быть связано с различными кредитами, штрафами, с выбытием, списанием основных средств и др. Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли на 22051,6 тыс. руб., так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия, что сигнализирует о не вполне хорошем финансово-производственном положении предприятия.
В целях рационального распределения средств, оставшихся у предприятия после уплаты налога, ООО «Аракис ЛТД» применяет фондовый метод использования чистой прибыли.
На предприятии формируются три фонда: фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.
Средства в фонд накопления используются на расширение производства, его техническое перевооружение и внедрение новых технологий.
Средства фонда потребления распределяются следующим образом:
-на материальное стимулирование работников, а именно на выплату премий за долголетний труд, в связи с юбилеем и праздниками;
-на оказание материальной помощи и оплату различных путевок;
Оставшаяся часть прибыли поступила в резервный фонд, а также на другие цели, в том числе, на благотворительные.
Вывод: распределение прибыли показывает, что основная масса чистой прибыли используется на цели накопления, что способствует экономическому росту предприятия. Кроме распределенной чистой прибыли у предприятия осталась нераспределенная прибыль. Это свидетельствует о наличии средств для покрытия возможных убытков в следующем году.
Рентабельность предприятия
характеризует уровень
Для расчета рентабельности составим таблицу.
Таблица 3.12 – Уровень рентабельности продукции
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Прибыль от продаж (тыс.руб.) |
29020,0 |
23531,6 |
-5488,4 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) (тыс.руб.) |
710359,0 |
589354,6 |
-121004,4 |
Полная себестоимость, включая коммерческие и управленческие расходы (тыс.руб.) |
681339,0 |
565823,0 |
-115516,0 |
Среднегодовая стоимость активов (Аср), тыс.руб. |
148283,0 |
135680,0 |
-12603,0 |
Уровень рентабельности продаж (Рп),% |
4,09 |
3,99 |
-0,1 |
Уровень рентабельности затрат (Рз), % |
4,26 |
4,16 |
-0,1 |
Уровень рентабельности активов (Ра), % |
19,57 |
17,34 |
-2,23 |
Рп2008=29020,0/710359,0*100=4,
Рз2008=29020,0/681339,0*100=4,
Ра2008=29020,0/148283,0*100=
Таким образом, из расчета видно, что рентабельность продаж в 2009 г. снизилась на 0, 1 %, т. е. на 1 рубль выручки в 2008 г. и 2009 г. приходится 4,09 и 3,99 копеек прибыли соответственно. В свою очередь прибыль от каждого вложенного рубля снизилась с 19,57 коп. в 2008 г до 17,34 коп. в 2009 г. Себестоимость продукции в 2009 году была снижена, однако огромный перерасход коммерческих и управленческих расходов, их суммарное увеличение, привело к снижению рентабельности продаж и затрат, несмотря на увеличение выручки. Что касается активов, то в 2009 г. они использовались хуже, и каждый рубль вложений теперь приносит на 0, 4 копейки больше, чем в прошлом году.
В процессе своего функционирования предприятию важно определить за счет каких факторов растет или снижается прибыль.
На размер прибыли влияют, в первую очередь, такие показатели как рост цен и снижение себестоимости.
Снижение себестоимости можно добиться за счет экономии топливно-сырьевых ресурсов; материальных и трудовых затрат; сокращения закупок у поставщиков, используя собственные ресурсы.
Так же осуществить модернизацию основных средств, что ускорит производство и качество продукции и позволит повысить долю прибыли в цене товара.
Увеличить объем реализации, в конечном счёте, тем больше прибыли получит предприятие.
Расширение ассортимента влечет рост товарооборота, а, следовательно, и рост прибыли.
Продать излишнее оборудование и другое имущество или сдача его в аренду.
Увеличить территорию торговой сети, что окажет непосредственное влияние на сумму прибыли, увеличивая ее в положительную сторону. Хотя уже сейчас география сбыта обширная.
Организовать своевременное
взыскание дебиторской
Осуществлять режим экономии, что позволит относительно снижать текущие затраты и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.
Увеличить суммы оборотных средств, которыми располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.
Повышать свою репутацию, выпуская качественную продукцию, используя рекламу, что повлечет за собой новых клиентов, а значит и прибыль.