Преимущества и недостатки политики протекционизма и фритрейдерства. Дайте краткую характеристику интеграционному объединению АТЭС. Охар

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Ответ на три задания.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Мировой экономике Вариант 5 .doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования

Уфимский  Государственный Авиационный Технический  Университет 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету: 

«Мировая  экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                              студентка группы ФДО – 304 пз ФИРТ

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 г. 

Вариант 5

  1. Составьте таблицу «Преимущества и недостатки политики протекционизма и фритрейдерства»
Политика  протекционизма Политика  фритрейдерства
преимущества недостатки преимущества недостатки
уравновешивает  торговый баланс падает эффективность  производства Стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных  производителей, так и на мировом  рынке в целом; отсутствие  защиты национальной экономики от возможных отрицательных последствий со стороны иностранного бизнеса
защищает  национальное производство от демпинга Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная  продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен. Растут цены при уменьшении выбора товаров Позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;  Недостатки внутреннего рынка - если некоторые внутренние рынки

(рынок труда)  теряют свои функциональные св-ва, то выгоднее защищать

отечественных производителей при помощи политики протекционизма.

поддерживает  молодые отрасли  не используются преимущества МРТ   Дает возможность  использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей;  
стимулирует рост национального производства   Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при  защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров. Расширяет границы  рынка – она создает базу для  массового производства и получения  положительного эффекта от него.  
Таможенные  платежи являются важным источником дохода бюджета государства. подрываются условия  для формирования автаркии высокая конкуренция  способствует повышению конкурентоспособности

отечественных товаров;

 
 Протекционизм  борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой  и эффективной продукции. Протекционизму  присуща определенная нелогичность – преследуя цель достичь сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности. широкая возможность  выбора для потребителей;  
В периоды  серьёзных обострений отношений  между государствами и усиления международной напряженности протекционистские  меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции. В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к  развитию, поскольку механизмы конкуренции  затухают, и стремление к прогрессу и инновациям уничтожается возможностями сохранить достигнутые доходы и монопольные привилегии. политический  аргумент: свободная торговля улучшает отношения

между странами;

 
  Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим  эффектом – технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными.    
  В условиях протекционизма национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации – ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить в страну.    
  Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли.    
 
  1. Дайте краткую характеристику интеграционному объединению АТЭС.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ  ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая  организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

Основана в  г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука  в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Организация АТЭС была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы - проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в тихоокеанском бассейне.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

- поддержание  экономического роста стран региона;

- укрепление  взаимной торговли;

- ликвидация  ограничений на передвижение  между странами товаров, услуг  и капиталов согласно нормам  ГАТТ/ВТО.

Россия стала  членом АТЭС в 1998 году.

В настоящее  время на 21 участника Форума АТЭС приходится 55% мирового ВВП (18 триллионов долларов), 54% объема мировой торговли (5,2 триллионов долларов) и более 40% населения  земного шара (более 2,5 миллиарда  человек).

По некоторым  оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2000 г. составляют 3--3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров[4,C.99]. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Несмотря на консультативный статус, эта межправительственная организация разрабатывает правила  и нормы торговли, инвестиционной и финансовой деятельности в регионе, отражая общемировую тенденцию интернационализации хозяйственной деятельности государств.

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо  менее формализованные, чем правила  ЕС и НАФТА.

В своей работе АТЭС руководствуется двумя основными  принципами: «открытого регионализма» и «согласованных односторонних мер». Суть первого принципа заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО и отказом от протекционизма в отношении государств, не являющихся членами этой организации. Последние на основе взаимности получают возможность пользоваться всеми преимуществами такого сотрудничества. Второй принцип позволяет участникам выбирать приемлемые для них темпы торговой и финансовой либерализации. В результате скорость движения межправительственной организации по пути интернационализации определяется возможностями и потребностями наиболее отсталых, с этой точки зрения, стран-участниц, и для достижения поставленных целей не требуется высокий уровень институционализации. Поэтому Секретариат АТЭС не велик и не имеет полномочий, которые позволяли бы ему добиваться выполнения членами организации решений, принимаемых на основе консенсуса.

перспективы развития АТЭС.

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов  в рамках этой организации на ближайшие  годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый -- развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в

Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет  создана зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно  развитых стран -- до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В  этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации.

В этих условиях повысится роль других, более интегрированных  региональных группировок, тем более  что степень интегрированности  отдельных стран в субрегионах  и группах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» -- южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона [1,C.265].

Третий вариант  не исключает возобладания протекционистских  настроений в США и

ЕС, что будет  препятствовать быстрой либерализации  мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами. Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана.

Эффективность деятельности АТЭС - одна из любимых  тем дискуссий у политологов  и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса “весовых категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском  регионе просто невозможно создать  устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности вторых “Соединенных Штатов Европы”.

Работа АТЭС направлена на создание благоприятной  атмосферы для бизнеса как  основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах консенсуса и на её саммитах не жёсткие директивы, а рекомендации.

Мишенью для  критики служат и цели Богорской  декларации. Снятие таможенных барьеров - действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации - не только постиндустриальные страны.  
 
 
 
 

  1. Охарактеризуйте отраслевую структуру современного мирового хозяйства.

    Отраслевая структура экономики  в широком понимании  представляет  собой  

совокупность   качественно   однородных    групп    хозяйственных    единиц,

характеризующихся особыми условиями  производства  в  системе  общественного

разделения  труда и  играющих  специфическую  роль  в  процессе  расширенного

производства.

Экономика любой  страны представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.

Отраслевая, или  компонентная структура народнохозяйственного  комплекса отражает соотношения, связи  и пропорции между крупными группами отраслей.

Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:

* отрасли материального  производства: промышленность, строительство,  сельское хозяйство, а также  отрасли, связанные со снабжением  населения продукцией, то есть  заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание;

* отрасли непроизводственной сферы: жилищно-комунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;

* социальное  обслуживание населения: здравоохранение,  наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.

Для изучения любого народнохозяйственного комплекса  большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она  включает четыре группы отраслей:

1) первичные  - добывающая промышленность и  сельское хозяйство;

2) вторичные  - обрабатывающая промышленность;

3) транспорт,  торговля, жилищное строительство,  здравоохранение, обслуживающие  производство и население; 

4) управление, наука  и научное обслуживание.

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.

Для современной  структуры народного хозяйства  характерной чертой является наличие  отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени в настоящее время идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру.

Информация о работе Преимущества и недостатки политики протекционизма и фритрейдерства. Дайте краткую характеристику интеграционному объединению АТЭС. Охар