Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:41, контрольная работа
Ответ на три задания.
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Уфимский
Государственный Авиационный
Кафедра
экономической теории
Контрольная
работа по предмету:
«Мировая
экономика»
Выполнила:
2011 г.
Вариант 5
Политика протекционизма | Политика фритрейдерства | ||
преимущества | недостатки | преимущества | недостатки |
уравновешивает торговый баланс | падает эффективность производства | Стимулирует процессы
конкуренции как среди |
отсутствие защиты национальной экономики от возможных отрицательных последствий со стороны иностранного бизнеса |
защищает национальное производство от демпинга | Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен. Растут цены при уменьшении выбора товаров | Позволяет осуществлять
международную торговлю в соответствии
с законом сравнительных |
Недостатки
внутреннего рынка - если некоторые внутренние
рынки
(рынок труда)
теряют свои функциональные св- отечественных производителей при помощи политики протекционизма. |
поддерживает молодые отрасли | не используются преимущества МРТ | Дает возможность
использовать международную |
|
стимулирует рост национального производства | Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров. | Расширяет границы рынка – она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него. | |
Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. | подрываются условия для формирования автаркии | высокая конкуренция
способствует повышению отечественных товаров; |
|
Протекционизм
борется со структурной |
Протекционизму присуща определенная нелогичность – преследуя цель достичь сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности. | широкая возможность выбора для потребителей; | |
В периоды
серьёзных обострений отношений
между государствами и усиления
международной напряженности |
В условиях протекционизма
секторы национальной экономики, защищенные
его барьерами, теряют стимулы к
развитию, поскольку механизмы |
политический
аргумент: свободная торговля улучшает
отношения
между странами; |
|
Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом – технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными. | |||
В условиях протекционизма национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации – ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить в страну. | |||
Протекционизм,
в частности одностороннее |
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).
История АТЭС
Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.
Организация АТЭС была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы - проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в тихоокеанском бассейне.
Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:
- поддержание
экономического роста стран
- укрепление взаимной торговли;
- ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.
Россия стала членом АТЭС в 1998 году.
В настоящее время на 21 участника Форума АТЭС приходится 55% мирового ВВП (18 триллионов долларов), 54% объема мировой торговли (5,2 триллионов долларов) и более 40% населения земного шара (более 2,5 миллиарда человек).
По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2000 г. составляют 3--3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров[4,C.99]. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
Несмотря на
консультативный статус, эта межправительственная
организация разрабатывает
Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.
Для взаимодействия
очень разнородных стран-
В своей работе
АТЭС руководствуется двумя
перспективы развития АТЭС.
Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.
Первый -- развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в
Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран -- до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.
Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации.
В этих условиях повысится роль других, более интегрированных региональных группировок, тем более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» -- южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона [1,C.265].
Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и
ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами. Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана.
Эффективность
деятельности АТЭС - одна из любимых
тем дискуссий у политологов
и экономистов всего мира. Многие
считают, что вследствие разброса “весовых
категорий” стран в Азиатско-
Работа АТЭС
направлена на создание благоприятной
атмосферы для бизнеса как
основного фактора
Мишенью для
критики служат и цели Богорской
декларации. Снятие таможенных барьеров
- действительно сложная задача, особенно
учитывая, что участники организации -
не только постиндустриальные страны.
Отраслевая структура
совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц,
характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного
разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного
производства.
Экономика любой страны представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.
Отраслевая, или
компонентная структура
Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:
* отрасли материального
производства: промышленность, строительство,
сельское хозяйство, а также
отрасли, связанные со
* отрасли непроизводственной сферы: жилищно-комунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;
* социальное
обслуживание населения:
Для изучения любого
народнохозяйственного
1) первичные - добывающая промышленность и сельское хозяйство;
2) вторичные - обрабатывающая промышленность;
3) транспорт,
торговля, жилищное строительство,
здравоохранение,
4) управление, наука и научное обслуживание.
Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.
Для современной структуры народного хозяйства характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени в настоящее время идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру.