«Предпринимательские ресурсы в условиях глобализации хозяйственной жизни»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Предметом исследования являются конкурентные стратегии в условиях глобализации мировой экономики, а также международные экономические отношения, складывающиеся по поводу обеспечения конкурентоспособности национальных экономик.
Объектом исследования являются предпринимательские ресурсы и международные фирмы, действующие в новой конкурентной среде.
В контрольной работе было уделено большое внимание сравнительному анализу перспектив для предпринимательства на примере России и Китая.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1. Сущность процесса глобализации и тенденции его развития 5
1.1 Предпринимательские ресурсы 6
1.2 Международное разделение труда 8
1.3 Уровень конкурентоспособности российских фирм на мировом рынке 10
Раздел 2. Основные закономерности развития предпринимательских
ресурсов в условиях глобализации хозяйственной жизни 12
2.1 Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей 12
2.2 Перспективы для предпринимательства на примере России и Китая 14
Раздел 3. Оценка уровня конкурентоспособности российских
фирм на мировом рынке и перспективы его повышения 21
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)
 

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    (ДГТУ) 

Кафедра «Мировая экономика  и международные  экономические отношения» 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  «Мировой экономике»_

(наименование  учебной дисциплины) 
 
 
 

на  тему:  «Предпринимательские ресурсы  в условиях глобализации хозяйственной жизни» 
 
 
 

Автор работы   Кононов Андрей Дмитриевич 

Специальность          ИБ и М 

Шифр  :      092313                Группа   ИЗЭУ 22 
 

Преподаватель____________________              ________________________________

                        (подпись)    (Ф.И.О.) 

Работа защищена _______________________    _______________________________

                        (дата)       (оценка) 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону  

2010 

Предпринимательские ресурсы  в условиях глобализации хозяйственной  жизни 

    Введение                                                                                                                     3

    Раздел 1. Сущность процесса глобализации и тенденции его развития              5

    1.1 Предпринимательские ресурсы                                                                          6

    1.2 Международное разделение труда                                                                     8

    1.3 Уровень конкурентоспособности российских фирм на мировом рынке      10

  • Раздел 2. Основные закономерности развития предпринимательских 
  • ресурсов  в условиях глобализации хозяйственной  жизни                                   12
      • 2.1 Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей      12

        • 2.2 Перспективы для предпринимательства на примере России и Китая           14

      • Раздел 3. Оценка уровня конкурентоспособности российских                           
      •  фирм на мировом рынке и перспективы его повышения                                     21
          • Заключение                                                                                                                22

            • Список  использованных источников                                                                      24
          •  

              

            • Введение

          •      Вследствие  разной наделенности факторами производства хозяйствующие субъекты специализируются на производстве ограниченного набора продукции. При этом они достигают  высокой производительности труда  в ее изготовлении, но одновременно вынуждены обмениваться ею для удовлетворения своих потребностей. Вначале это разделение труда зарождается в рамках страны, затем охватывает соседние страны и, наконец, весь мир.

                 Цель  курсовой работы - обобщение мирового опыта функционирования предпринимательских ресурсов  в условиях глобализации хозяйственной жизни; исследование тенденций глобальной конкуренции, представляющих интерес для российских фирм, ориентированных на мировой рынок.

                 Реализация  поставленной цели осуществляется по следующим основным направлениям:

                 - анализ глобализации мировой  экономики, как объективного процесса, формирующего новую конкурентную  среду и влияющего на отраслевую  структуру мирового рынка; 

                 - определение основных направлений  государственной политики по  повышению конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики;

                 - изучение возможностей использования  зарубежного опыта для повышения  конкурентных особенностей российских  фирм.

                 Предметом исследования являются конкурентные стратегии  в условиях глобализации мировой экономики, а также международные экономические отношения, складывающиеся по поводу обеспечения конкурентоспособности национальных экономик.

                 Объектом  исследования являются предпринимательские  ресурсы  и международные фирмы, действующие в новой конкурентной среде.

                 Разработанность темы. Проблемы формирования конкурентных стратегий международных фирм и  обеспечения национальной конкурентоспособности  

            находятся в центре внимания как отечественной, так и зарубежной науки сравнительно недавно и еще недостаточно исследованы.  
             

              Раздел 1. Сущность процесса глобализации и тенденции  его развития 

                 Процесс превращения мирового хозяйства  в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более  высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие. Однако, когда мир был единым рынком (да и то за исключением регионов, проводивших политику импортозамещения) лишь для небольшого числа компаний, речь шла об интернационализации. Когда же мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все его регионы открыты для деятельности этого рынка, то можно говорить о новом явлении - глобализации.

                 Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько  максимизация рынка. В противном  случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных, но и с национальных рынков, как это произошло в 90-е гг. со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорациями в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг.

                 Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение  конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так оно приводит к закрытию или прозябанию многих национальных компаний, которые ранее могли рассматривать рынок своей страны как свою крепость, где им грозила конкуренция только со стороны других национальных фирм. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке. 

             

             

              1. 1. Предпринимательские ресурсы 

                 Предпринимательский ресурс – способность к эффективной  организации взаимодействия остальных экономических ресурсов – труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента. К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. Таким образом, предприниматель – это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является двигателем экономического развития.

                 Другая  составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны – рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

                 Наконец, составная часть национального  предпринимательского потенциала –  это этика и культура, сам предпринимательский  дух общества. У России состояние  ее предпринимательского потенциала обусловлено  переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей, расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

                   Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами. Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом. Еще более опасной чертой российского предпринимательства является его сильная криминализация и принадлежность целых секторов экономики к теневой экономике.

                 В современных условиях глобализации и либерализации хозяйственной деятельности, когда даже малым и средним предпринимателям становятся доступны трудовые, природные, капитальные и интеллектуальные ресурсы далеких от них государств и тем более их товары и рынки сбыта, еще большее значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:

                 1). по мере большей доступности  экономических ресурсов разных  стран в хозяйственной жизни  возрастает значение не природных  ресурсов и капитала, а трудовых  ресурсов и особенно знаний и предпринимательского ресурса. Это происходит из-за того, что в современных условиях именно эти 2 ресурса дают наибольшую отдачу от вложенных в них средств;

                 2). даже компании, не связанные с  внешним рынком, испытывают все  большее давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке и, чтобы ее выдержать, им нужно постоянно повышать уровень менеджмента, т.е. более эффективно использовать свой предпринимательский потенциал.  
             

              1.2. Международное разделение труда 

                 Глобализация  мировой экономики формирует новые конкурентные условия деятельности международных фирм, объективно влияющие на все уровни и сферы их взаимодействия с окружающей средой. Либерализация мировой торговли и финансовой сферы, увеличение импорта капитала, научно-технический прогресс, развитие «новой экономики», углубление международной интеграции и разделения труда способствовали усложнению структуры мирохозяйственных отношений, возникновению и развитию новых форм обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях мировой экономической системы. Влияние глобализации на международную конкуренцию осуществляется через тенденцию превращения международных фирм в глобальные компании, развитие глобальных сбытовых и производственных сетей, формирование глобальных отраслей и рынков, усиление регулирующей роли международных институтов и использование ими более эффективных механизмов регулирования системы взаимозависимых и взаимосвязанных международных отношений.

                 Анализ  зарубежного опыта обеспечения  конкурентоспособности международной  фирмы в условиях глобализации мировой экономики выявил особую актуальность для России анализа общемировых тенденций обеспечения национальной конкурентоспособности и концептуальных теоретико-методологических основ формирования конкурентных стратегий международных фирм с учетом недостаточно богатого опыта деятельности российских фирм на мировом рынке. В силу объективных причин для России полноценное включение в глобальную систему мировой экономики является, с одной стороны, жизненно важным ресурсом развития, с другой стороны, представляет угрозу вытеснения на периферию мирового хозяйства. Поэтому на современном этапе необходима продуманная государственная экономическая политика, направленная, в первую очередь, на создание условий для эффективного функционирования национальной экономики и развитие потенциала российских фирм.

                 Глобализация  представляет собой качественно  новое явление мирового развития, охватывающее все сферы жизнедеятельности  человека. Основные отличия глобализации от предыдущих ступеней интернационализации хозяйственной жизни состоят, во-первых, в превращении мирового экономического сообщества из совокупности взаимосвязанных стран в целостную экономическую систему, где национальные социумы оказываются составными элементами единого всемирного хозяйства, а их судьбы в возрастающей мере определяются ходом развития этого хозяйства как целого. Во-вторых, в условиях глобализации национальные и всемирные экономические отношения меняются ролями. В прошлом ведущую роль играли первые. Наиболее развитые в тот или иной период национальные экономики определяли характер» формы и механизмы международных отношений, как бы навязывая другим а странам и мировому сообществу в целом способы хозяйственного общения.

                 Внутристрановые экономические отношения были первичными, международные — вторичными. По мере становления глобализации, напротив, всемирные экономические отношения все более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые отношения даже очень крупных и могущественных стран вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики.

                 Процесс глобализации характеризуется целым  рядом факторов, которые можно  рассматривать как основу сегодняшней  системы международных экономических  отношений. Среди них - стремительное (масштабное) развитие либерализации  мировой экономики и сетей транснациональных корпораций, рост прямых иностранных инвестиций, глобализация финансовой сферы, развитие научно-технического прогресса и информационных технологий.  
             
             

              1.3. Уровень конкурентоспособности российских фирм на мировом рынке 

                 Интеграция  России в мировую экономическую  систему, начавшаяся с либерализации  внешнеэкономических связей в 1992 г., в условиях глобализации представляет для России все более сложную  задачу, поскольку извлечение выгод  из процесса глобализации требует достаточно высокого уровня национальной макро- и микроконкурентоспособности.

                 Конкурентоспособность на национальном рынке, особенно для  стран с переходной экономикой, определяется многими социально-экономическими факторами, в том числе низким уровнем и неразвитостью структуры платежеспособного спроса, наличием бартера, различием мировых и внутренних цен на аналогичные товары, несоответствием экспортных и импортных пошлин с существующими в странах-участницах ВТО, более низким качеством макроконкурентной и микроконкурентной экономической среды и т.п. Огромное влияние на конкурентоспособность отечественных и зарубежных участников российского рынка оказывает монополизм, теневая экономика, коррупция, необоснованные риски.

                 Для сближения качества конкурентной среды  национального и мирового рынка в 1991 г. был предложен общий индекс микроконкурентоспособности, который представляет собой агрегированный показатель, характеризующий две основные группы: стратегия и поведение компании («качество фирмы») и микроэкономическая среда («качество предпринимательской среды»).

                 Эти вопросы регулирует закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», который  неоднократно дорабатывался, а с 1999 г. работу по формированию конкурентной среды возглавляет Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

                 Для России среди факторов, определяющих ее потенциальные конкурентные преимущества, на стороне корпоративной стратегии  и практики оказались - инвестиционный потенциал, товарный дизайн и наличие цепочек добавленной стоимости; на стороне предпринимательской среды - качество научно-исследовательских институтов, наличие развитой железнодорожной инфраструктуры, качество научных и инженерных кадров. В то же время среди трех важнейших факторов, ослабляющих конкурентные позиции России, отмечались слабая интенсивность внутренней конкуренции, низкий технологический уровень производственных процессов и мизерный маркетинговый опыт — как раз те факторы, которые определяют микроконкурентоспособность стран на мировых рынках.

                 В формировании инвестиционного потенциала российских компаний важную роль сыграл процесс развития предприятий старого  типа в финансово-промышленные группы (ФПГ) и межотраслевые холдинги, для  которых характерны большая капиталоёмкость, высокая степень вертикальной интеграции и диверсификации, установление прямого контроля над поставщиками и потребителями. Отечественные финансово-промышленные группы представлены в основном объединениями горизонтального и вертикального типа (40% и 45% соответственно, остальные 15% приходятся на конгломераты), почти половина официально зарегистрированных ФПГ - 42% являются региональными, 49% межрегиональные ФПГ, 9% транснациональные ФПГ. В отличие от иностранных российским группам не свойственна многоотраслевая направленность.

                 Анализ  деятельности российских финансово-промышленные групп за 1994-1997 гг. показал, что в  целом их возникновение и развитие оказало в указанный период позитивный эффект на рост производства и производительности труда, позволило выжить компаниям в сложных условиях экономического и (финансового кризиса в силу большей доступности кредитных ресурсов по более низким ценам.  
             

             

              

          • Раздел 2. Основные закономерности развития предпринимательских  ресурсов в условиях глобализации хозяйственной жизни
          •      

          • 2.1 Предпосылки и  последствия глобализации  мирохозяйственных  связей
          •      Глобализация  — международное экономическое  сотрудничество, интеграция. Два последних понятия — закономерные и последовательные этапы интернационализации хозяйственной жизни, отражающие определенные уровни экономического прогресса человечества. Глобализация международных отношений, а в ограничительном смысле — в сфере мирохозяйственных связей проявляется в постепенном втягивании в этот процесс отдельных их видов: внешней, международной, мировой торговли (товарами и услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности); международного перемещения факторов производства (труда, рабочей силы, капитала, информации); международных финансово-кредитных операций (безвозвратное финансирование и помощь, кредиты и займы разных субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами; специальные финансовые механизмы и инструменты); операций с валютой. Особая роль отводится производственному, научному, технико-технологическому, инжиниринговому и информационному международному сотрудничеству.

                 Качественно новым этапом международных экономических  отношений, становления мирового хозяйства  является международная экономическая интеграция. Она означает продвинутость всех указанных блоков, их более тесное переплетение в интернациональных масштабах. В то же время международная экономическая интеграция приобретает основополагающее значение по отношению к другим сферам. Масштабное, устойчивое и постоянное деловое международное сотрудничество предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое человеческое общение, усиливает необходимость преодоления национальной замкнутости и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности государственных границ, особенно в части формально-бюрократических и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование единого экономического, правового, информационного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования.

                 Таким образом, есть все основания утверждать, что международная экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро. Вместе с тем международная экономическая интеграция, означающая взаимоприспособление национальных экономик и встраивание их в единый воспроизводственный комплекс, не может не затрагивать и не видоизменять другие сферы международных отношений: развивается практика межгосударственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, формируются координирующие институты и механизмы, создаются надгосударственные структуры и органы согласованной международной системы регулирования, применяются специальные экономические рычаги и инструменты. 

             

              • 2.2 Перспективы для предпринимательства на примере России и Китая
               

                   Что получится, если одновременно начать один и тот же бизнес в России и Китае. Экономический эксперимент на себе. Что помогло Китаю превратиться в «экономическое чудо» XXI века? Может, ясные перспективы для предпринимательства?

                   Т.к. у меня нет собственного опыта ведения бизнеса, в своей работе я использовал данные, почерпнутые в периодической печати. Это опыт человека, который вел бизнес параллельно в Китае и в России, имея возможность сравнить условия, которые создают для производителей власти двух стран. Владимир Невейкин, коммерческий директор компании BBS Engineering (Shanghai) Limited, как раз и обладает некоторым опытом подобного сравнения.

                   Вот его наблюдения: «В конце 1993 года мой  друг предложил мне поучаствовать  в бизнесе, связанном с разработкой, производством и продвижением средств связи гражданского назначения. С этого момента и начался мой первый технический бизнес-проект.

                   В то время вместе с обычными товарами народного потребления и продуктами питания в нашу страну хлынул поток  электронных изделий: видеокамеры, магнитофоны, телевизоры и т.д. Среди них отдельной группой выделялись современные средства связи: бытовые радиотелефоны, телефонные радиоудлинители, радиостанции. Мы захотели сами научиться производить аналогичную по предназначению технику и создать конкуренцию известным компаниям хотя бы на своем региональном рынке.

                   По  результатам всей предварительной  работы стало ясно: разрабатывать  изделия мы должны сами, но использовать для этого мировую комплектационную базу с расчетом на производство в современных технопарках, а конечную сборку и настройку можно организовать в России, поближе к потребителю.

                   Ознакомившись с порядком производства и продажи  приемо-передающих устройств на территории РФ, мы обратились в Министерство связи  за содействием в согласовании наших технических условий (ТУ) и проведении необходимых мероприятий по получению требуемых сертификатов и одобрений. Нам сообщили, что сначала надо получить разрешение на право разработки средств связи в определенной полосе частот и перенаправили нас в Госсвязьнадзор. Госсвязьнадзор, в свою очередь, направил нас в ГКРЧ (Государственный комитет по радиочастотам). После нескольких неправильно заполненных формуляров и пропущенных заседаний ГКРЧ (они проводятся один-два раза в месяц) нам пришлось найти соответствующего специалиста, который знал бы эту «кухню» изнутри. Через полгода мы все-таки получили пресловутое разрешение на разработку и готовы были приступить к производству и продажам. Такая прыть озадачила соответствующие надзорные органы. Нас чуть было не занесли в разряд нелегальных предпринимателей. Было сказано буквально следующее: у вас разрешение на разработку  — вот и разрабатывайте, а как разработаете, согласуете образцы, — снова в ГКРЧ, потом — в Госсвязьнадзор. Объяснения, что мы собираемся производить гражданскую, а не военную продукцию,  были бесполезны. Не хотите — не занимайтесь. В итоге нам потребовалось около полутора лет на оформление необходимых документов и разрешений и отдельный штат сотрудников. К сожалению, бюрократия на этом не закончилась, более того — это была самая простая ее часть.

                   Надо  отметить, что все это происходило  на фоне полной несостоятельности отечественного производства средств связи в  конкуренции с импортными изделиями. И к 1995 году зарубежные средства связи уже абсолютно господствовали на нашем рынке.

                   Начало  проекта. Китай (Тайвань)

                   Ввязавшись  в бумажную работу в России, в 1994 году мы отправились в Китайскую  Республику (Тайвань), где начали подготовку к точно такой же деятельности: производству средств связи гражданского назначения. По прибытии нам посоветовали обратиться в Ассоциацию производителей и торговли Китая. Нам назначили встречу на следующий день. Принял нас сам президент ассоциации г-н Лю. Позже г-н Лю пригласил юриста, который объяснил нам, что после вступления в ассоциацию (годовой взнос — 400 долларов) нам необходимо было зарегистрировать компанию на территории Тайваня (или филиал головной компании) и начать производственно-коммерческую деятельность.

                   Впрочем, компанию можно и не регистрировать, а действовать через своих деловых партнеров. В ответ на наши вопросы по поводу разрешений на производство средств связи юрист принес небольшой список, где были перечислены виды деятельности, которые требуют дополнительного согласования. Нашей группы товаров там не было. Уточняющий вопрос, что гражданские средства связи можно использовать и в негражданских целях, заставил его задуматься. Юрист объяснил нам простую вещь: если нет четких и однозначно трактуемых ограничений, то и производство обычного строительного цемента тоже можно подвести под военные нужды и обложить разными ограничениями.

                   Благо среди моих партнеров был один иностранец (бывший гражданин СССР), он и зарегистрировал на себя тайваньскую  компанию, избавив нас от проблем  получения права на зарубежные инвестиции со стороны ЦБ РФ (как потом выяснилось, дело совсем тухлое). Все формальности заняли около одного месяца с момента нашего приезда. Причем реального времени было затрачено не более трех рабочих дней, а в период ожидания всех необходимых документов вместе с нашими специалистами мы занялись подбором поставщиков, производственных площадок, устройством офиса и другими нужными для развития бизнеса делами. Ассоциация помогла нам и в этом вопросе. Она по нашей просьбе сама составила график встреч с потенциальными партнерами, распределила их по удобным нам часам и даже выделила свое помещение на время поиска собственного офиса. В дальнейшем при обращении в ассоциацию мы всегда получали быструю и качественную помощь или дельный совет.

                   За 10 лет последующей работы я так и не узнал, где находится министерство связи Республики Китай, Госсвязьнадзор и ГКРЧ. Скорее всего, они существуют, занимаются распределением частотного ресурса, определяют стратегию развития, следят за тем, чтобы радиотехника отвечала требованиям соответствующих стандартов, но строят эту работу как-то по-другому, без ущерба для окружающих.

                   Как видите, денежные и временные затраты  на то, чтобы начать производство, просто несопоставимы. Причем в России эта  процедура распространяется на любую модификацию, новый тип продукции и т.д. Это постоянный процесс со своими проблемами, маленькими радостями и, конечно, с затратами. Для обеспечения взаимодействия частного предприятия с российскими разрешительными органами у нас давно уже сформировался целый отдел. А это не только их заработная плата, но и содержание их рабочих мест, офисные расходы и, главное, постоянная потеря темпа производства, что губительно в наше конкурентное время.

                   Наша  продукция — средства связи гражданского назначения — представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий примерно   из 2500—2800 отдельных элементов, как собственно радиоэлектронных, так и механических. В процессе разработки нового изделия вам потребуется около 8—10 тыс. различных элементов, причем в небольших количествах.

                   Мы  обратились к специализированной тайваньской  компании с просьбой собрать для  нас нужные материалы. По заключении контракта мы зарегистрировались на таможенном пункте, собрав около десятка  различных документов.

                   Пришло  время декларировать товар. Согласно нашему законодательству, в декларацию вносятся все раздельные позиции. Каждая декларация может содержать не более восьми видов товаров и исправляться не более трех раз. Если разделить 10 тыс. позиций на 8, то у вас получится 1250 деклараций. Каждая декларация обойдется в 100 долларов США. В принципе это недорого. Но в нашем случае стоимость только заполнения деклараций тянула на 125 тыс. долларов, не говоря уже о таможенной пошлине и НДС. Вторым, даже более сложным, препятствием было внесение в декларацию всех позиций с определением кодов ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешне-экономической деятельности). В основу кодов ТН ВЭД легли разработки департамента статистики ООН. В рекомендациях ООН особо оговаривается, что применение данных кодов в фискальных целях может вызвать серьезные проблемы из-за их внутренней противоречивости и использование статистических кодов в этой области должно иметь ясные ограничения.

                   Но  при просмотре российских кодов  ТН ВЭД и привязанной к ним  системе ставок, тарифов и сборов понимаешь, что рекомендации специалистов ООН не показались важными для нашего правительства и соответствующих министерств. Разработанные специалистами ООН коды товаров и услуг были в полном объеме и без всяких ограничений применены для фискальных целей. Для компаний, связанных с реальным производством и в силу объективных обстоятельств вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, такое «творческое» применение разработок ООН стало ежедневным кошмаром — и если не главной статьей расходов, то основной «точкой неопределенности» с неконтролируемой потерей времени и сил.

                   Нам пришлось приобрести программу для  декларирования, нанять специального человека и приступить к процессу. Казалось, это никогда не кончится: только на внесение позиции «шнурок  для корпуса» пришлось три раза переписывать декларацию. Окончательный вариант выглядел следующим образом: «Шнурок из синтетических ненатуральных волокон для фиксации корпусных изделий приемо-передающих устройств не для гражданской авиации». И так по каждой позиции. Кроме этого выяснилось, что таможенники могут сами изменять цены на ввозимые товары, если им кажется, что цена занижена или завышена. Это называется корректировкой таможенной стоимости (КТС). Таким образом, чиновникам предписано бороться с умышленным занижением (завышением) цены декларируемых товаров.

                   Для развития производства сложных электронных  изделий на территории России это  просто убийственно. Очень часто  в одну группу товаров попадают совершенно разные вещи. Например, концертный микрофон может стоить свыше 1000 долларов США, а наш микрофон для бытовой радиостанции — около 5—10 центов. В статистике оба товара могут быть отнесены к одной группе «микрофоны электрические» и их «средняя» стоимость будет в районе 500 долларов США.

                   Для решения всех этих «задач» у нас сама собой создалась таможенная группа, которая ходила туда как на работу в течение нескольких недель.

                   В результате сроки разработки продукта серьезно сместились, увеличились накладные  расходы, минимум в два раза возросла стоимость опытно-конструкторских работ.

                   Продажи. Китай

                   В Республике Китай также существуют таможенные тарифы и пошлины на товары. Но под регулирование попадают только готовые к применению изделия, идентификация  которых не вызывает сомнений. Весь процесс оформления занимает несколько минут.

                   Хочу  особо отметить, что лично нам  как предприятию-изготовителю даже не приходилось непосредственно  сталкиваться с таможенной службой  Тайваня, а позже и континентального Китая — все необходимые таможенные процедуры делают сами транспортные компании. За 15 лет работы ни разу не возникала проблема задержки комплектующих на таможне.

                   Процесс экспорта в Республике Китай достаточно прост. К вам приходит запрос на поставку, например, десяти приемо-передающих устройств. Вы выставляете клиенту проформу-инвойс. Клиент ее оплачивает (независимо от страны), и вы поручаете транспортной компании доставить продукцию. Никаких дополнительных документов, кроме стандартных (упаковочный лист, инвойс), не требуется. Не нужен даже контракт. Все это занимает около десяти минут неспешной работы.»( Невейкин В. Двойное ведение// Новая газета. 2009 от 14.09.2009 - 18.09.2009).

                   Двадцать  лет назад две страны одновременно встали на путь преобразований (Китай  начал раньше, но до середины 80-х  реформы в основном затрагивали аграрный сектор, сферу торговли и специальные экономические зоны). Стартовые позиции двух стран разнились колоссально. СССР, несмотря на многолетний застой, был значительно более развитым, чем континентальный Китай, практически во всех областях, особенно в промышленности, науке и транспортной инфраструктуре.

                   Но  через пару десятков лет крупнейшая в мире по территории Россия трансформировалась в сырьевую страну, которая занимает меньше 2% в мировом ВВП, основными  статьями экспорта являются газ и  нефть (70%), первичные металлы (15%), круглый лес (10%), все остальное, включая оборудование, вооружение и знания, — менее 5%. Средняя продолжительность жизни: 58,2 года — для мужчин и 72 года — для женщин.

                   Китай же превратился в динамично развивающуюся  глобальную державу, производящую более 9% мирового ВВП. Практически не экспортирует сырье, занимает первое место в мире в легкой промышленности, электронике, глубокой переработке сельхозпродукции, металлургии, химии, дорожном строительстве и т.д. Средняя продолжительность жизни поднялась с 55 лет до 79 как для мужчин, так и для женщин, а в крупных городах (Пекин, Шанхай) перевалила за 80 лет. На сегодняшний день там сосредоточились самые большие золотовалютные резервы в мире (свыше 2 трлн долларов США), которые продолжают увеличиваться, несмотря на мировой экономический кризис. В чем же секрет такого различия в результатах реформ?

                   В последние годы можно услышать различные  объяснения. Самые распространенные из них: много народу, дешевая рабочая  сила, благоприятный климат, природное трудолюбие, загадочная азиатская душа и т.д. Китай вообще превратился в неиссякаемый источник различных экономико-политических мифов. Отказ от колхозно-коммунного социализма в деревне позволил Китаю в течение всего лишь двух лет решить продовольственную проблему или, как говорят китайцы, проблему «тепла и голода».

                   Китайское «экономическое чудо» можно анализировать  с любой точки зрения: макроэкономической, политической, философской. Но отдельный  интерес, безусловно, представляет практический опыт ведения бизнеса в этой стране.  

               

            • Раздел 3. Оценка уровня конкурентоспособности российских фирм  
              на мировом рынке и перспективы его повышения
            •      В целях предупреждения преступлений в свое время еще Платон предлагал  установить пределы разрыва между  бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным  и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным же правительственной программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот разрыв был двадцатичетырехкратным.

                   Развивающиеся рынки, к которым относится рынок  России, в основном носят топливно-сырьевой характер, в отличие от развитых сегментов мирового рынка, где значительна  доля высокотехнологичной продукции и наукоемких услуг, в связи с чем состав конкурирующих субъектов также отличается на национальном и развитых зарубежных рынках.

                   В контрольной работе было уделено  большое внимание сравнительному анализу  перспектив для предпринимательства на примере России и Китая.

                   Сравнительный анализ предпринимательской деятельности одновременно в России и Китае  показал, что в России есть значительный потенциал для стимулирования предпринимательства  в законодательной сфере. Показательны в этом плане последние инициативы президента Медведева Д.А., предусматривающие освобождение от уголовной ответственности по экономическим статьям. Внесение изменений в налоговый  и таможенный кодексы, в гражданский и уголовный кодексы РФ могли бы стимулировать предпринимательские ресурсы  и позволили бы России занять достойное место в условиях глобализации хозяйственной жизни. 

                • Заключение
              •      Предпринимательский ресурс – способность к эффективной  организации взаимодействия остальных  экономических ресурсов – труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей является двигателем экономического развития.

                     Процесс превращения мирового хозяйства  в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией.

                     В последние годы под влиянием новых тенденций развития глобализации мировой экономики и ужесточения конкуренции многие аспекты данной проблематики приобретают особое звучание и требуют переосмысления. В частности, это такие аспекты как выбор общенациональной стратегии и приоритетов развития, поиск новых форм обеспечения конкурентоспособности международной фирмы, теоретическое осмысление методов создания и удержания конкурентных преимуществ глобальных компаний, способы адаптации международных фирм к условиям глобального рынка. Особо следует подчеркнуть недостаточную разработанность проблемы формирования и реализации конкурентной стратегии применительно к российским международным фирмам.

                     Мы  живем в мире вещей и услуг, которые кем-то были придуманы, произведены  и доставлены нам. Их количество и многообразие, доступность и качество очень часто предопределяется общественно-государственной средой, ее уровнем «дружественности» к новым идеям, комфортности в их реализации на всех этапах: от первой мысли до готового продукта и услуги. Может быть, стоит об этом задуматься.

                     Сравнительный анализ предпринимательской деятельности одновременно в России и Китае  показал, что в России есть значительный потенциал для стимулирования предпринимательства  в законодательной сфере. Внесение изменений в налоговый  и таможенный кодексы, в гражданский и уголовный кодексы РФ могли бы стимулировать предпринимательские ресурсы  и позволили бы России занять достойное место в условиях глобализации хозяйственной жизни. 
                 
                 

                 

                  • Список  использованных источников
                   

                  1. Гражданский  кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ИНФРА- М, 1996. – 155 с.;  

                  2. Булатов  А. С. Мировая экономика. –  Москва: Экономистъ, 2004 – с227;

                  3. Долгов С.И. Глобализация экономики.  Новое слово или новое явление.  — М.: Экономика, 1998;

                  4. Коидратьев В.Б. Проблемы микроконкурентоспособности России, - Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве (доклад по материалам Ученого совета ИМЭМО РАН 22 ноября 2000 г.). Под научн, руководством Дынкина А.А., Куренкова Ю.В. - М., 2001 г., С45.; 
                  5. Коуз Р. Природа фирмы: перевод с англ. - М.: Дело, 2001, С.75;

                  6. Невейкин В. Двойное ведение// Новая газета. 2009 от 14.09.2009 - 18.09.2009;

                  7. Седова  Н. Н. Неформальная экономика  в теории и российской практике.//ОНС  – 2002 №3-с.572;

                  8. Шишков Ю.В. Государство в эпоху глобализации. Материалы теоретического семинара ИМЭМО. - М,: ИМЭМО РАН, 2001, С.28.;  
                  9.
                  Энциклопедия рынка, Т. 3/ Под ред. В. Рыбалкина. — М.: Росби, 1996. 

    Информация о работе «Предпринимательские ресурсы в условиях глобализации хозяйственной жизни»