Предпосылки устойчивого развития рыночной экономики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:14, контрольная работа

Краткое описание

При любой социально-экономической системе состояние экономики определяется сложившимися формами собственности и хозяйствования, достигнутым уровнем производительных сил и производственных отношений, научно-техническим прогрессом, степенью глобализации экономических связей с другими странами, геополитическим положением государства и другими факторами. Но реализация этих возможностей во многом зависит от того, в какой мере данная страна научилась беречь и умножать прогрессивные метода ведения производства, освоила механизм эффективного применения накопленных и апробированных историей цивилизации инструментов управления.

Файлы: 1 файл

СРМ 3 - Финансовая политика государства РК.docx

— 21.47 Кб (Скачать)

        При  любой социально-экономической системе  состояние экономики определяется  сложившимися формами собственности  и хозяйствования, достигнутым уровнем  производительных сил и производственных  отношений, научно-техническим прогрессом, степенью глобализации экономических  связей с другими странами, геополитическим  положением государства и другими  факторами. Но реализация этих  возможностей во многом зависит  от того, в какой мере данная  страна научилась беречь и  умножать прогрессивные метода  ведения производства, освоила механизм  эффективного применения накопленных  и апробированных историей цивилизации  инструментов управления.

Казахстан, встав на пути рыночных преобразований естественным образом, в силу объективных законов, столкнулся с проблемой необходимости  управления рыночной экономикой. Отсюда сразу возникает вопрос: насколько  мы используем опыт стран с развитой рыночной экономикой, как мы учитываем  многополюсность особенностей нашей страны и как оперативно и эффективно реагируем на издержки в управлении рыночной экономикой?

Актуальность постановки вопроса в такой плоскости  обусловлена теми задачами и проблемами, которые изложены Президентом РК Н.А. Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2030»  в контексте независимости государства, подъема экономики и улучшения  благосостояния нашего народа на основе совершенствования управления экономикой на всех уровнях ее функционирования.

Эффективное управление экономикой требует осмысления накопленного опыта, выявления эволюционных процессов  и скачкообразных шагов к освоению новых форм, методов и принципов  управления. При этом на первый план выходят рыночно-экономические критерии эффективности, повышающие требования к гибкости управления. Ученые и практики, занимающиеся проблемой управления экономикой, единодушно отмечают, что управление экономикой - это сложная и многогранная проблема, в которой тесным образом переплетаются экономические, технические, организационные и социальные вопросы, и для разрешения этой проблемы нужен в связи с этим системный и комплексный подход.

В мировой экономике ориентиром становится достижение устойчивого  развития общества, предполагающее новый  этап цивилизации, обобществления, технологического, хозяйственного и социального развития.

Наиболее важными и  нерешенными вопросами является выбор теоретической модели и  методологическое обоснование механизма  управления экономикой с учетом современных тенденций мирового экономического роста и ведущих теорий экономического развития.

Наряду с рыночными  отношениями, важную роль в общественной жизни любого государства являются финансовые отношения, как неотъемлемая часть производственных отношений.

Рыночным отношениям присущ динамизм, использование совершенных  форм и методов хозяйственного, в  том числе финансового механизма, рычагов регулирования. Государство  вырабатывает и применяет эти  рычаги для стимулирования развития бизнеса, приоритетных направлений  социально-экономического развития.

1. Предпосылки устойчивого  развития рыночной экономики  Республики Казахстан

Важнейшая функция государства - стратегическое целеполагание. Обсуждение стратегии развития Казахстана на долгосрочную перспективу представляется весьма актуальной задачей.

Стратегия социально-экономического развития расширяет систему целевых  ориентиров, стимулирует перенос  акцента на качественные характеристики экономической динамики и тем  самым служит основой и важным дополнением текущей и среднесрочной  программы макроэкономической политики, которая разрабатывается и реализуется  правительством. Она формирует критерии оценки промежуточных итогов реализации правительственной программы, позволяет  рассматривать деятельность государственных  и региональных структур исходя из стратегических целевых установок  развития страны.

В основе стратегии должны лежать высокие, достойные Казахстана и одновременно достижимые долгосрочные цели. В качестве такой стратегической цели может принято превращение  страны в динамично развивающуюся  экономическую державу, обеспечивающую посредством интенсивного труда  и деловой инициативы, разумной и  последовательной экономической политики среднемировые стандарты уровня жизни в специфических казахстанских  природно-климатических и географических условиях.

Объективные предпосылки  достижения этой цели - высокие темпы  экономического развития, заметно превосходящие  соответствующие показатели как соседних стран, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, базирующихся на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики и обеспечивающих повышение благосостояния граждан республики, становится важнейшей целью казахстанского государства.

Достижение стратегических целей развития Казахстана в среднесрочной  перспективе возможно лишь при условии  воссоздания экономики роста. При  этом чрезмерно важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической  динамики.

Цель реформы в Казахстане - обеспечение устойчивого развития экономики в 21 веке.

Концепция устойчивого развития требует новой методики исследования социальных и экономических процессов, современных подходов, других инструментов оценки.

Первая черта устойчивого  развития - сбалансированный экономический  рост, обеспечивающий достижение нового качества жизни и эффективную  занятость населения при условии  сохранения и улучшения окружающей среды.

Вторая черта - социальная и гуманитарная направленность экономики, приоритетный курс на развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, на человеческий потенциал как главное  богатство страны. Без этого невозможна информатизация общества, а без нее - подлинная демократия и освоение нового технологического уклада. Активная социальная политика призвана предотвратить  чрезмерное расслоение общества, обеспечить его политическую стабильность.

Третья черта - включение  народного хозяйства, природы и  образа мышления людей в единую динамичную и в то же время стабильную эколого-экономическую  систему, ориентированную на учет интересов  как настоящих, так и будущих  поколений. Многие высокоразвитые государства  добились высоких темпов экономического роста за счет сжигания громадного количества топлива, добываемого в  менее развитых странах. В итоге  человечество оказалось перед угрозой  глобального изменения климата, уничтожения лесов, распространение  пустынь, нехватки пресной воды. Республикам  СНГ нужна экоинновационная политика, направленная на создание и освоение принципиально новых технологий, позволяющих предотвращать образование вредных отходов или эффективно использовать их.

Четвертая черта и предпосылка  устойчивого развития - региональная экономическая интеграция, а через  нее - равноправное и взаимовыгодное включение в мирохозяйственные  связи. Ни одна из проблем построения гуманитарного общества 21 века не может  быть решена в рамках одной страны, даже если она располагает огромной территорией и неисчисляемыми запасами нефти и золота и т.д. Это требует создание эффективного механизма согласования интересов различных государств и координации их политики.

Наконец, пятая, последняя  по счету, но не по важности черта - целенаправленное и сознательное регулирование этого  развития на основе международного права, новой деловой этики и подлинной  демократии в многополярном мире, который нуждается в постоянных изменениях и реформах.

Основной формой общественного  богатства и критерием прогресса  становится всестороннее развитие потребностей и способностей человека как главной  производительной силы. Поэтому не могут иметь успеха рыночные реформы, не обеспечивающие развитие науки, образования  и здравоохранения.

Рынок - механизм формирования и движения воспроизводственных  связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются  сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле). Рынок выполняет ряд важных социально-экономических  функций: он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей. Инструменты рынка (цены, динамика спроса и предложения, процентные ставки, валютный курс. курс ценных бумаг и т. д.) служат важнейшим источником экономической информации. отражают ситуацию в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности и одновременно оказывают активное обратное воздействие на изменение этой ситуации. формирование основных экономических пропорций; выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет реально оценить их стоимость, определить, в какой мере издержки производства каждого товаропроизводителя коррелируются с общественно необходимыми издержками.

Из разного понимания  рынка вытекают четыре различные  концепции о конечной цели экономических  реформ:

1. Создание рынка товаров  с присущими ему категориями,  но без рынка капиталов и  рабочей силы, без разгосударствления;

2. Переход к саморегулируемому рынку со свободным ценообразованием и минимальной долей государственной собственности;

3. Формирование двухуровневой  системы, при которой макропропорции регулируются планом, а микроэкономика - рынком;

4. Полномасштабная рыночная  экономика с активным государственным  регулированием, обеспечивающим ей  социальную и экологическую ориентацию.

Рыночная экономика, как  показывает мировой опыт, существует в трех основных формах:

1. Свободный, саморегулируемый рынок (свобода конкуренции, ценообразование на основе спроса и предложения, невмешательство государства в экономику);

2. Регулируемый индустриальный  рынок (регулирование конкуренции  и цен исходя из антимонопольного  законодательства, развитые социальные  и экологические гарантии, государственное  финансирование науки, образования,  культуры, государственная собственность  на предприятия инфраструктуры), возникший в США, а потом  и в других развитых странах  в ходе кризиса 1929-1932 гг;

3. Регулируемый информационный рынок (услуги, а не вещественные блага в качестве преобладающей товарной массы; переход от товарно-денежных к товарно-кредитным отношениям, где банки становятся центрами национального счетоводства; определение объема продаж, требований к качеству и ценам до начала производства товаров на основе маркетинга и системы контрактов). Именно такой рынок обеспечивает устойчивое развитие экономики.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что универсальной  модели экономического развития и социально-экономического прогресса не существует и каждая страна должна следовать тем путем, который в наилучшей степени отвечает ее историческим, политическим, трудовым и культурным традициям.

Казахстан имеет реальный шанс, используя положительный мировой  опыт, избежать тех ошибок и негативных последствий развития цивилизации, с которыми столкнулись промышленно  развитые страны в послевоенный период, и пойти другим путем развития экономики и построения современного общества.

Глубокий экономический  и финансовый кризис казахстанской  экономики послужил фактом, ориентирующим  на иные принципы хозяйственной деятельности.

Снижение производства во многих отраслях промышленности ускоряет необходимость структурной перестройки  экономики. Но любые кардинальные изменения  экономической системы могут быть заимствованы и должны проводится в интересах своего народа. Поэтому для Казахстана требуется смещение акцентов в экономике в сторону социально-рыночного хозяйства, образование устойчивой, сомарегулирующейся экономики. Республика имеет все условия и ресурсы для создания прототипа модели будущей цивилизации, базирующейся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.

Для Казахстана 1998 г. стал годом  стабилизации и формирования предпосылок  для устойчивого экономического роста. С этого начался нормальный процесс расширенного общественного  воспроизводства, появились первые возможности реального накопления инвестиционного капитала. Вместе с  тем в последние годы обострились  наиболее сложные и долговременные проблемы, разрешение которых имеет  стратегическое значение для экономики  страны, ее развития и устойчивости к внешним воздействиям.

Во-первых, это нарастание структурных деформаций, доставшихся  в наследство от советского периода  и усугубленных в период реформ, а так же усиление сырьевой направленности экономики и экспорта, неравномерность  технологического уровня развития отраслей.

Во-вторых, обозначившиеся контуры  дезинтеграции народно-хозяйственного комплекса с разрывом целостности  воспроизводственного процесса. Это  проявилось в обособлении экспортного  сектора, распаде технологических  цепочек и сложившихся кооперационных связей, отрыве реального сектора  экономики от финансового сектора  и научно-технической сферы.

В-третьих, в условиях глобализации мировой экономики и открытости казахстанской четко обозначилась слабость отечественных компаний в  обострившейся конкурентной борьбе на рынках товаров и капиталов  как внутри страны, так и за рубежом.

Информация о работе Предпосылки устойчивого развития рыночной экономики Республики Казахстан