Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2015 в 16:34, реферат
Вступление в ВТО имеет принципиальный характер для нашей страны, поскольку предоставляет возможность интегрироваться в общее правовое пространство, участвовать в решении важнейших проблем многостороннего торгового сотрудничества и в полной мере использовать преимущества международного разделения труда. Вступление Республики Беларусь в ВТО представляется неизбежным, учитывая, что:
на долю стран-участниц ВТО приходится более 94% всей мировой торговли товарами и услугами;
основные торгово-экономические партнеры Республики Беларусь являются членами ВТО.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБИКИ БЕЛАРУСЬ УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономической теории»
Дисциплина «Международная экономика»
РЕФЕРАТ
на тему: Позитивные и негативные последствия вступления Республики Беларусь в ВТО
студент
ФБД, 2 курс,
гр. 1211213
Проверил А.В. Филитович
ПИНСК, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях расширения мирохозяйственных связей, особое значение приобретают вопросы международного сотрудничества стран, открытия их экономик, либерализации мировой торговли, которая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетарифных барьеров между странами на основе двух- или многосторонних соглашений отдельных государств, и более глубокая их интеграция в мировое производство.
Поэтому, одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики Республики Беларусь является открытие экономики страны и более глубокое ее вовлечение в мирохозяйственные связи, а также сотрудничество с международными экономическими организациями.
Вступление в ВТО имеет принципиальный характер для нашей страны, поскольку предоставляет возможность интегрироваться в общее правовое пространство, участвовать в решении важнейших проблем многостороннего торгового сотрудничества и в полной мере использовать преимущества международного разделения труда. Вступление Республики Беларусь в ВТО представляется неизбежным, учитывая, что:
Вместе с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление этого потенциально негативного влияния и его уменьшение
Внешнеэкономическая политика - одно из основных направлений системы государственного управления экономикой и предусматривает постоянное совершенствование методов регулирования внешнеторговых связей.
Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности государства на современном этапе является вхождение Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях. Это предопределяет необходимость вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведущую международную организацию в области регулирования мировой торговли, сфера деятельности которой охватывает 94% объема товарных потоков.
В декабре 1992 г. Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Последующие действия были направлены на получение республикой статуса полноправного члена этой организации. Осенью 1993 г. Совет представителей ГАТТ принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств-членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению. Членами Рабочей группы являлись представители Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Польши и Турции. Председатель Рабочей группы - посол Кристер Манхузен - Постоянный представитель Швеции при ГАТТ/
ВТО (ныне - посол Швеции в Бразилии). 8 декабря 1993 г. создана Межведомственная комиссия по подготовке к вступлению Республики Беларусь в ГАТТ. Позже, в связи с трансформацией ГАТТ в ВТО, вышеуказанная комиссия была преобразована в Межведомственную комиссию по вопросам вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. В состав данной Комиссии вошли представители от 22 министерств и других центральных органов управления республики. В свою очередь, в каждом из этих ведомств созданы внутриведомственные группы по вопросам присоединения Беларуси к
ВТО. 5 декабря 1995 г. белорусская делегация официально вручила Меморандум о торговом режиме Республики Беларусь Генеральному директору Всемирной организации в штаб-квартире ВТО в Женеве.
В мае 1996 г. из Секретариата ВТО получен сводный перечень вопросов государств-членов ВТО по внешнеторговому режиму республики. Одобренный Межведомственной комиссией Республики Беларусь, сводный перечень ответов был направлен в Постоянное Представительство Беларуси при отделении ООН и других международных организациях в Женеве для дальнейшего препровождения в Секретариат ВТО.
В течение 1997-1998 гг. в Женеве было проведено два заседания Рабочей группы Всемирной торговой организации по вопросам присоединения Беларуси к ВТО, в результате которых в стране началась работа по
подготовке двусторонних переговоров со странами-членами этой организации по условиям взаимного доступа на рынки.
В марте 1998 г. тарифные предложения республики Беларусь были переданы в Секретариат ВТО в Женеве.
В марте 2001 года было проведено третье заседание Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО.В феврале 2002 года состоялось четвертое заседание Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО.
С целью обеспечения прозрачности процесса вступления в ВТО в 2001 году при Межведомственной комиссии по присоединению Республики Беларусь к ВТО создана рабочая группа из представителей Национального собрания Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, научных и деловых кругов. Белорусская торгово-промышленная палата неоднократно организовывала республиканские семинары по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО, на которые приглашались руководители промышленных
предприятий различной формы собственности. Различные неправительственные организации активно включились в обсуждение проблем, связанных с вступлением в ВТО. По инициативе Белорусского и Минского союзов предпринимателей и работодателей, 11 декабря 2001 года создана Ассоциация содействия присоединения Республики Беларусь к ВТО. Цель Ассоциации - информирование деловых людей и их вовлечение в процесс формирования консенсуса по основным вопросам, решаемым в ходе вступления Беларуси в ВТО. Институт
приватизации и менеджмента в 2002 году провел при поддержке немецкого правительства в рамках программы "Трансформ" семинар "ВТО и международная торговля".
На сегодняшний день Беларусь продолжает переговоры о вступлении в ВТО. Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку Беларусь относится к странам с малой открытой экономикой,
ориентированной на расширенное участие в международной торговле. Как правило, ежегодный внешнеторговый оборот Беларуси превышает объем ее ВВП на 20-30%.
Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам-членам этой организации, обеспечивая расширенный доступ на свой рынок иностранных товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают страны-члены ВТО, что в том числе означает прекращение торговой дискриминации на внешних рынках.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, оптимизация антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований в соответствие с требованиями данной организации.
Среди преимуществ, позволяющих активизировать внешнеторговую деятельность республики, можно выделить следующие:
• возможность получения доступа к рынкам 159 государств мира, внешнеторговые отношения с которыми основываются на долговременной стабильной основе;
• возможность отстаивать и защищать свои интересы в отношениях с внешнеторговыми партнерами в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами и правилами;
• получение режима наибольшего благоприятствования, позволяющего пользоваться постоянно снижающимися таможенными тарифами стран-участниц ВТО;
• снижение потерь от применения к белорусским товарам мер дискриминационного характера;
• получение доступа к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов страны в случае их ущемления торговыми партнерами;
• возможность проведения внешнеторговой экспансии путем участия в системе многосторонних торговых переговоров, которая заменит громоздкую систему многочисленных двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве;
• создается предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров вследствие использования торговыми партнерами более совершенных норм и правил, регулирующих внешнеэкономические отношения;
• откроется возможность участия в многосторонних соглашениях, касающихся прав интеллектуальной собственности, а также — в Генеральном соглашении по торговле услугами;
• появится реальная возможность содействовать совершенствованию многосторонней торговой системы посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;
• откроется доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических интересов страны в случае, если будут предприниматься попытки их ущемления со стороны торговых партнеров.
Также к основным плюсам можно отнести:
Членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее время вводятся в отношении некоторых белорусских товаров со стороны ряда государств, и, прежде всего, экономически более развитых. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и, в первую очередь, при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (невысокая заработная плата, все еще относительно низкие цены на энергоносители и др.), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках, например, Европейского Союза.
Беларусь уже в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные и валютоёмкие статьи белорусского экспорта - калийные удобрения и химические волокна и ряд других товаров - в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского Союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорируется заключенный между
Республикой Беларусь и Европейским Союзом в 1995 году широкомасштабный договор о партнерстве и сотрудничестве, в котором переходный статус Беларуси оговорен. На этом основании производятся расчеты и принимаются решения, заведомо и полностью вытесняющие белорусские товары с рынка ЕС.
Республика Беларусь заинтересована в использовании четко сформулированных международных норм и правил, регулирующих экономические отношения стран и обеспечивающих условия справедливой конкуренции. Это откроет для белорусского экспорта стабильный доступ к мировым рынкам, обеспечит соблюдение другими участниками системы ГАТТ/ВТО в торговых отношениях с Беларусью недискриминационных норм и правил международной торговли.
Полноправное участие в ВТО предполагает принятие Республикой Беларусь нормативно-правовой базы и механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, основанных на принципах международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты и максимальной реализации национальных интересов.
Информация о работе Позитивные и негативные последствия вступления Республики Беларусь в ВТО