Позитивные и негативные последствия вступления Республики Беларусь в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2015 в 16:32, реферат

Краткое описание

Вступление в ВТО имеет принципиальный характер для нашей страны, поскольку предоставляет возможность интегрироваться в общее правовое пространство, участвовать в решении важнейших проблем многостороннего торгового сотрудничества и в полной мере использовать преимущества международного разделения труда. Вступление Республики Беларусь в ВТО представляется неизбежным, учитывая, что:
на долю стран-участниц ВТО приходится более 94% всей мировой торговли товарами и услугами;
основные торгово-экономические партнеры Республики Беларусь являются членами ВТО.

Файлы: 1 файл

реферат ВТО.docx

— 41.84 Кб (Скачать)

Кроме того, можно с достаточной уверенностью предположить, что будущее присоединение Беларуси к ВТО только в сфере инвестиций, благодаря общей гармонизации внешнеэкономического и инвестиционного режимов, их предсказуемости и стабильности, принесет те самые ежегодные сотни миллионов долларов США, которых нам не хватает для осуществления структурных изменений в экономике.

В целом, можно сделать вывод, что основным ориентиром внешнеэкономической политики Республики Беларусь является интеграция в мирохозяйственные связи, способствующая реализации ее сравнительных преимуществ в международном разделении труда, что может стать условием стабильного экономического состояния. Этому будет способствовать присоединение Республики Беларусь к ВТО, которое должно быть не самоцелью, а средством для обеспечения ее экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Полноценная интеграция Беларуси в мировую экономику и формирование специализации страны в международном разделении труда возможна на основе выделения в отраслях промышленности предприятий экспортной ориентации и регулирование их деятельности посредством гибкого сочетания налоговой, таможенно-тарифной и валютной политики.

Хотя перечисленные выше выгоды и будут доминировать, необходимо учитывать и те издержки, которые понесет Республика Беларусь в случае присоединения к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей, а также материальные издержки, которые понесет страна вследствие необходимости приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств.

 

 

  1. Негативные последствия вступления Республики Беларусь в ВТО

 

Оценка последствий вступления Республики Беларусь в ВТО охватывает различные аспекты, связанные с правилами и нормами ВТО. Ожидание немедленного (после получения полноправного членства) значительного улучшения положения страны на внешних рынках неоправданно. Беларусь уже получила на двусторонней основе от большинства торговых партнеров в странах дальнего зарубежья статус страны, которой предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Этот режим был предоставлен ей в связи с ожиданием вступления в ВТО и, если Беларусь не станет полноправным членом этой организации в ближайшем будущем, доступ на зарубежные рынки для белорусских экспортеров может ухудшиться.

Помимо экономического фактора следует также рассматривать и социальный аспект затрагиваемой проблемы, так как стабильность экспорта данной товарной группы - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.

Весьма сложной является проблемы, сопутствующие вхождению Республики Беларусь в ВТО: глобализация и введение электронной системы унифицированного учета товаров, безналичной системы оплаты, универсального номера налогоплательщика и т.п., которые в значительной мере связаны с системой ВТО.

Необходимо отметить, что издержки, связанные с членством в ВТО, к сожалению, неизбежны, и вхождение Республики Беларусь в мировой рынок окажется достаточно трудным. Открытая конкуренция белорусских и иностранных товаропроизводителей может привести к частичному свертыванию и временному спаду отечественного производства, а также увеличению безработицы. Совершенно очевидно, что этот процесс приведет также к ухудшению финансового состояния неконкурентоспособных белорусских предприятий. А наличие в настоящее время в экономике страны убыточных производств усугубит ситуацию и неизбежно приведет к их ликвидации и росту безработицы в стране.

Опыт большинства развивающихся стран, которые уже преодолели или еще преодолевают переход от высоких тарифных барьеров к более либеральным условиям торговли, подтверждает эффективность применения умеренного уровня тарифной защиты для поддержания и развития отечественных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Работы в этом направлении выявили ряд отраслей (а в дальнейшем - производств и конкретных товаров) наиболее зависимых от тех изменений, которые будут связаны с членством в ВТО.

В результате проведенных расчетов были выделены следующие отрасли, нуждающиеся в настоящее время в мерах протекционистской защиты:

  • химическая и нефтехимическая;
  • машиностроение и металлообработка;
  • легкая промышленность;
  • сельское хозяйство, включая производство пищевой продукции.

Подобный перечень не является неизменным, поскольку в любой отрасли может возникнуть необходимость в создании новых или техническом перевооружении действующих производств, что может потребовать введения на определенное время мер протекционистской защиты.

По предварительным расчетам период до шести лет по различным товарам будет достаточным для снижения существующего уровня тарифной защиты до уровня, при котором возможно компенсирование трудностей, связанных с открытием внутреннего рынка.

Устранение упомянутых дискриминационных положений законодательства ряда развитых стран является одной из сложнейших задач в процессе переговоров о присоединении Беларуси к ВТО. Именно в ходе данных переговоров будут определены конкретные условия участия Беларуси в ВТО, другими словами, та "цена", которую Республика Беларусь должна будет заплатить за получение статуса члена

Организации. Очевидно, что защита экономических интересов Беларуси должна лежать в основе переговорной позиции Республики Беларусь при присоединении к ВТО. Все это потребует от государства осуществления политики защиты окружающей среды, здоровья населения, внутреннего рынка и национального производства от иностранной конкуренции и потенциально опасных товаров и технологий средствами разумного протекционизма. Это предполагает необходимость решения двуединой задачи - либерализации внешнеторгового режима, направленной на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, и достижения необходимого уровня

протекционизма, обеспечивающего внутренним производителям приоритетные условия для выхода на зарубежные рынки и защиту от иностранной конкуренции при одновременном учете интересов защиты населения и окружающей среды.

Процесс либерализации должен быть адекватен реалиям экономического развития страны и сопровождаться осуществлением ряда мер, связанных с:

  • предотвращением падения конкурентоспособности белорусской продукции;
  • снижением себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка;
  • повышением эффективности экспорта;
  • соблюдением экономических интересов белорусских товаропроизводителей и поддержанием экономической и экологической безопасности страны;

Опыт большинства развивающихся стран, перешедших от политики протекционизма к либерализации, от высокой степени защиты внутреннего рынка к селективной защите ограниченного круга товаров, подтверждает эффективность применения умеренных таможенных тарифов для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Преодоление негативных последствий требует от государства проведения политики защиты внутреннего рынка и отечественного производства от иностранной конкуренции средствами разумного протекционизма

и импортозамещения. Поэтому на первоначальном этапе вхождения в систему международных конкурентных отношений, базирующихся на нормах и принципах ВТО, в Республике Беларусь необходимо разработать и внедрить систему защиты отечественных участников внешнеэкономической деятельности от более сильных зарубежных конкурентов.

В связи с этим перед республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую

безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в результате которых укрепятся международные экономические позиции Беларуси.

Существует также внешние проблемы, связанные с обязательствами республики, например, в рамках Союза Беларуси и России, а также таможенного союза пяти стран (Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана).

Страны-члены ВТО могут создавать таможенный союзы и зоны свободной торговли (например, ЕАСТ и др.), но при вступлении каждая страна должна определить самостоятельно свой торговый режим относительно других стран. Следовательно, нормально развитие таможенного союза возможно только после вступления в ВТО всех

входящих в него стран.

Участие Республики Беларусь в деятельности ВТО потребует также определенных валютных затрат на выплату взносов в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе органов ВТО, и проведением разного рода переговоров. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными издержками от присоединения Беларуси к ВТО являются:

  • исключение помощи государства производителям-экспортерам и соответственно возникновение трудностей развития отраслей народного хозяйства;
  • возможное непредоставление переходного периода для Республики Беларусь;
  • доступ на внутренний рынок товаров и услуг потенциальных конкурентов, а также экологически потенциально опасных товаров;
  • необходимость тарифных уступок.

Таким образом, можно констатировать, что вступление в ВТО окажет влияние на экономику Беларуси в двух ракурсах:

Во-первых, будут необходимы изменения в торговой политике, требуемые либо правилами ВТО, либо уполномоченными членами ВТО в результате переговоров с ними.

Во-вторых, может улучшиться доступ на рынок стран, не входящих в СНГ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Всемирная торговая организация - самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.

Бесспорно, все прогнозы относительно цены, которую придется заплатить за достижение намеченной цели (а именно вступления в ВТО), весьма разнообразны, однако сегодня все больше осознается необходимость вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.

Полноправное участие в ВТО предполагает принятие нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, Республика Беларусь сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран-членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д.

Вступление Республики Беларусь в ВТО представляет задачу с большим количеством неопределенных параметров. Последствия этого шага будут существенным образом зависеть от условий, на которых наша страна присоединится к этой организации. Большое значение будет иметь ход адаптации отраслей к будущим новым условиям хозяйствования. Необходима специальная программа повышения конкурентоспособности всей экономики Беларуси, в том числе и агропромышленного комплекса. Вступать в ВТО выгодно только конкурентоспособным отраслям. Для равноправного участия в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами государственное вмешательство должно быть направлено на максимальное снижение негативных последствий вступления Беларуси в ВТО, развитие конкурентных преимуществ страны, эффективную таможенно-тарифную политику, поддержку отечественно товаропроизводителя и повышение уровня качества жизни населения.

В данной работе были отмечены и «плюсы», и «минусы» от вхождения Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. Процесс вхождения в эту многостороннюю систему не будет быстрым и безболезненным, но те выгоды, которые получит Беларусь от вступления в ВТО, с лихвой покроют возможные издержки. И, наконец, Республика Беларусь сможет проводить ту торговую политику, которая ей наиболее выгодна, что неизменно приведет к развитию всех отраслей промышленности, социальной и других сфер жизни общества.

 

 

Список использованных источников


Информация о работе Позитивные и негативные последствия вступления Республики Беларусь в ВТО