Потребительские кооперативы в Иркутской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:10, реферат

Краткое описание

Под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
II.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА
III.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат по кооперации.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

 

Экономический факультет 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК

На тему: «Потребительские кооперативы в Иркутской области» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Кооперация  в конце XX века представляет собой  весьма распространенное общественное явление.

     Слово "кооперация" можно в самом  общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие. Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку.

     Под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных  объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.

     С тех пор кооперация как "сумма  кооперативов" получила практически  во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация. 
 
 
 
 
 
 

    1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

     Потребительский кооператив — это одна из разновидностей кооперативов. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

     Первые  кооперативные предприятия были основаны в Великобритании в самом начале XIX века благотворителями, стремившимися улучшить положение рабочих. Но уже с 1820-1830-х годов хозяевами кооперативных магазинов, мельниц, хлебопекарен становятся сами рабочие. Кооперативы давали возможность рабочим покупать товары по низким ценам.

     В 1844 году английские ткачи из города Рочдейла открыли потребительский кооператив на принципах, ставших основными для кооперации. Этими принципами были:

  • невысокие паевые взносы;
  • ограниченное число паев у каждого кооператора;
  • все кооператоры равноправны и каждый имеет один голос;
  • продажа товаров осуществляется по умеренно-рыночным ценам и только за наличные деньги;
  • цена товара одинакова для всех (в том числе и для не входящих в кооператив).

     В СССР получила распространение торгово-заготовительная  сельская потребительская кооперация (потребкооперация). Она решала следующие задачи:

  • торговую (она имела особое значение для сельского населения, поскольку розничную торговлю на селе осуществляла в основном потребкооперация);
  • закупочную (через потребкооперацию у населения, колхозов, совхозов закупались сырье, дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы);
  • производство продуктов питания на базе местных сельхозтоваров (произведенных в личном подсобном хозяйстве и закупленных у населения), непродовольственных товаров (из сельскохозяйственного и другого местного сырья).

     В 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40 % населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских жителей России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба.

     Потребительская кооперация в России сохранилась  как структура, состоящая их первичных кооперативов, их союзов в масштабе района, региональных союзов и Центросоюза РФ. Потребительская кооперация представляет собой организацию, основанную на групповой собственности 12643,4 тыс. пайщиков (по состоянию на 1 января 2005 года). Однако наблюдается снижение численности пайщиков по сравнению с 1991 года на 44,5%.

     Потребительская кооперация системы Центросоюза всегда была связана с обслуживанием личных подсобных хозяйств населения. Она реализовывала личным подсобным хозяйствам потребительские товары, семена, производственный и хозяйственный инвентарь, средства по борьбе с вредителями растений и животных и другое. 
 
 
 
 
 

    1. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

КООПЕРАТИВА

    Сельскохозяйственным  потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

    Потребительские кооперативы являются некоммерческими  организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

  • К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).
  • Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.
  • Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги.
  • Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).
  • Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

    Порядок создания кредитного потребительского кооператива в целях выдачи займов членам данного кооператива и сбережения их денежных средств, порядок деятельности кредитного потребительского кооператива, права и обязанности членов кредитного потребительского кооператива определяются настоящим Федеральным законом.

    Порядок образования и деятельности страховых кооперативов, права и обязанности их членов определяются настоящим Федеральным законом и законами, регулирующими порядок создания и деятельности страховых кооперативов.

    Потребительский кооператив образуется, если в его  состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием.

    Два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных потребительских кооперативов. Членами кооператива последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня.

    Не  менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.

    Наименование  потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова "сельскохозяйственный потребительский кооператив". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  РОЛЬ ЛИЧНЫХ

ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ

     Социально-экономическое значение и роль личных подсобных хозяйств (ЛПХ) существенно возросло в пореформенный период в условиях углубления кризиса в аграрной сфере, разрушения сельскохозяйственных предприятий, невыплат заработной платы и роста безработицы. Они способствовали поддержанию уровня продовольственной безопасности страны, особенно после августовского (1998 г.) кризиса и резкого сокращения импорта продовольствия. В условиях рыночной экономики усилились социальные проблемы населения, вследствие этого производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах в целях самообеспечения стало необходимым условием выживания для большинства сельских жителей. Удельный вес продукции, произведенной хозяйствами населения в 2004 году, составил 51% от общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в России, и 63% в Иркутской области.

     Социальный  и экономический феномен производства продуктов питания превратил производство в личных подсобных хозяйствах в мощную экономическую силу, которая влияет на экономику не только путем изменения потребительского поведения этих хозяйств, но и тем, что они стали одним из важных производителей продуктов питания. Уровень развития ЛПХ развивались при поддержке сельскохозяйственных предприятий, в последнее время потенциал по оказанию поддержки снизился. Ослабли кооперационные связи, разрушилась кооперационная система и т.д. Поэтому в настоящих условиях необходимо: - реальное осуществление принятых государственных программ поддержки ЛПХ; - создание снабженческо-сбытовых кооперативов, поддерживающих ЛПХ. Реализация указанных мероприятий позволит улучшит условия функционирования ЛПХ, увеличить доходы их владельцев и снизить социальную напряженность в сельской местности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение подведем некоторые итоги. Потребительский кооператив (некоммерческое партнерство) как некоммерческое объединение граждан (а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами), основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, даже в однородных. Участниками таких кооперативов могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями, предусмотренными для унитарных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества.

     Закон и устав потребительского кооператива  могут предусматривать осуществление  им некоторых видов предпринимательской  деятельности. Тогда полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием.

     Потребительские кооперативы могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

     Изучение зарождения и развитие кооперативного движения, а в частности потребительской кооперации является важным с той точки зрения, что изучая ее становление и изменение можно сделать много полезных выводов, применяя которые в современных условиях, можно избежать множества ошибок.

Информация о работе Потребительские кооперативы в Иркутской области