Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:39, доклад
Историей кооперации России в Великой Отечественной войне интересуются не только отечественные, но и зарубежные специалисты. Как, в силу каких причин советскому народу удалось в невероятно тяжелых условиях четырех лет войны, непрерывно снабжать Красную Армию новейшей боевой техникой, всем необходимым и превзойти врага, обладавшего в начале войны более мощным экономическим потенциалом, имевшего превосходство в количестве и качестве вооружения. Это то, что зарубежные историки называют «русской загадкой», «экономическим чудом».
1. Потребительская
кооперация. Территориальное распределение,
Историей кооперации России в Великой Отечественной войне интересуются не только отечественные, но и зарубежные специалисты. Как, в силу каких причин советскому народу удалось в невероятно тяжелых условиях четырех лет войны, непрерывно снабжать Красную Армию новейшей боевой техникой, всем необходимым и превзойти врага, обладавшего в начале войны более мощным экономическим потенциалом, имевшего превосходство в количестве и качестве вооружения. Это то, что зарубежные историки называют «русской загадкой», «экономическим чудом».
При всех названных преимуществах нельзя назвать положение современной потребительской кооперации блестящим. Сравним динамику ее развития на разных этапах истории: В 1913 году удельный вес потребительской кооперации к товарообороту страны составлял лить 7%; в годы активной поддержки потребительской кооперации государством ее товарооборот значительно возрос и составлял к 1926 году 38% всего розничного товарооборота страны, к 1929 году -- 57,6% (государственной торговли - 17,4%), к 1930 году - 63,3 (государственной торговли -- 23,2%), к 1931 г. -- 69,9%. Увеличение удельного веса потребительской кооперации в товарообороте страны было обусловлено проводившимися партией и правительством мероприятиями по вытеснению частных торговых предприятий из хозяйственной жизни страны. В 1935 году, после принятия решения о разграничении сферы деятельности городского и сельского торгового обслуживания населения удельный вес потребительской кооперации значительно снизился - до 20% (государственной торговли возрос до 77%). К 1940 году положение стало несколько стабилизироваться, кооперативный товарооборот составил 23% общего товарооборота страны. В связи с военными действиями к 1945 году произошло существенное снижение кооперативного товарооборота до 12%. Постепенно потребительская кооперация наращивала темпы роста, что соответствовало политике партии в области сельской торговли, кооперация заняла устойчивое место в соотношении с государственной торговлей.
Мы видим, что при всех оптимистичных перспективах система потребительской кооперации на современном этапе не использует в полной мере своих преимуществ, свои резервы, хотя определенные тенденции к этому в последние несколько лет проявились. Рыночное хозяйство требует расширения деятельности потребительской кооперации как хозяйствующего субъекта и социально ориентированной системы, определения условий ее долгосрочного развития, опираясь на опыт прошлого.
Назрела необходимость осмыслить
с позиции современности
Обращает на себя внимание,
что те формы и методы деятельности,
их расширение и видоизменение, которые
проводились в сложные и
Только начинает востребоваться
большой организационно-
По территории Сталинградской, области произошел коренной перелом и ходе Великой Отечественной войны. Именно победа под Сталинградом положила начало организации восстановительных работ, а опыт Сталинграда в дальнейшем сыграл определенную роль в выработке и реализации общенациональной политики восстановления разрушенного войной хозяйства всей страны.