Потенциал мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Цель реферата — изучить потенциал мировой экономике и его основные элементы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3-4

1. Сущность природно-ресурсного потенциала………………………..5-8

2. Финансовые ресурсы мира. Мировая финансовая среда...................8

2.1 Золотовалютные резервы (ЗВР) …………………………………..8-9

2.2. Финансовая помощь……………………………………………….10

2.3. Мировой финансовый рынок…………………………………..10-11

3. Трудовые ресурсы мирового хозяйства –
количественные и качественные аспекты……………………..........11-13
4. Научный потенциал………………………………………………..13-15
5 Предпринимательский потенциал…………………………………15-18

Заключение……………………………………………………………19-20

Список использованной литературы………………………………..21

Файлы: 1 файл

ОСНОВНАЯ РАБОТА.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

В России в настоящее время в состав трудовых ресурсов входят лица в трудоспособном возрасте (женщины от 15 до 54 лет, мужчины  от 15 до 59 лет включительно) и работающие лица пенсионного возраста, но в них не включается нетрудоспособное население (инвалиды).

Трудовой потенциал  страны, региона, предприятия представляет собой располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками.

Численность трудоспособного населения характеризуется:

  • общей численностью населения;
  • его возрастным и половым составом (чем больше женщин и детей, престарелых, тем меньше удельный вес трудоспособного населения);
  • численностью подростков и особ пенсионного возраста, которые работают;
  • границами трудоспособного возраста, установленными в данной стране.

   В силу демографического старения  населения России с конца 80-х  до середины 90-х гг. прослеживалась  тенденция сокращения доли населения  моложе трудоспособного и трудоспособного возраста и увеличения доли населения пенсионного возраста. На рубеже веков в России прогнозируется заметное сокращение общей численности и доли населения моложе трудоспособного возраста, стабилизация доли населения пенсионного возраста и некоторое увеличения доли населения трудоспособного возраста.

Это обусловлено низким уровнем рождаемости  в 90-х гг., вступлением в трудоспособный возраст сравнительно многочисленного  поколения, родившегося в конце 70-80-х  гг., а также выходом на пенсию малочисленного поколения «детей войны». Немалую роль играет также иммиграция русского и русскоязычного населения из стран – членов СНГ и Балтии, значительная часть которого приходится на трудоспособные возрастные группы.

Уровень образования трудоспособного населения России остается высоким: в основных рабочих возрастах (от 25до 50 лет) в середине 90-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование.

4 НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Научно-технический  потенциал является ключевым элементом ресурсной базы и фактором развития современной мировой экономики. Факторы научного прогресса всегда оказывали влияние на мировую экономику, но особенно значительно их роль стала возрастать во второй половине ХХ века, в условиях начавшейся научно-технической революции. НТР – это коренной качественный переворот в развитии глобальных производительных сил, связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу общества. В ходе современной НТР в системе мировой экономики преодолевается разрыв науки и производства в качестве самостоятельных, обособленных сфер общественной жизнедеятельности, происходит их соединение в едином научно-производственном процессе. Ныне в мировом хозяйстве три четверти издержек по производству новых изделий приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

     На  ранних этапах современная НТР  развивалась, преимущественно, на  базе экстенсивных источников  роста, особенно энергетических. В 50-60-е гг. сформировалась ресурсоёмкая  модель мирового экономического развития. С середины 70-х гг., в условиях мирового энергетического и сырьевого кризиса, начался переход к ресурсосберегающим, наукоёмким технологиям. Кардинальные  перемены в производительных силах проявились в системе предметов труда – возросла роль искусственных, синтетических предметов труда с заранее заданными свойствами, не существующими в естественных, природных материалах. На развитие системы средств труда роль решающее влияние стали оказывать процессы автоматизации, особенно на базе микроэлектронной техники; значительно возросла также роль немеханических средств труда – химических, биохимических, электронных. Существенные изменения претерпел и личностный фактор производства – рабочая сила; произошёл заметный рост среднего квалификационного уровня совокупной рабочей силы, увеличилась доля умственного труда, ведущее значение стали приобретать творческие формы интеллектуального труда. В системе мировой экономики удвоение расходов на НИОКР стало происходить за 8-10 лет; в 1980 г. они составляли примерно 210 млрд долл., в 1990 – 450 млрд., в 2000 – порядка 1 трлн долл. В фундаментальных науках объём знаний удваивается менее, чем за 10 лет, в прикладных – за 5 лет; удвоение общего объёма информации происходит ныне примерно за полтора года. В 90-е гг. в мире издавалось более 60 тысяч научных журналов, в которых ежегодно публиковалось 1,3 млн научных статей. Количество работников, занятых в сфере науки и научного обслуживания, стало исчисляться десятками миллионов человек.

     Важнейшим показателем уровня развития и динамики мирового и национальных хозяйств стала также доля расходов на науку в валовом продукте. В целом по мировой экономике она составляла в 1980 г. – 1,9%, в 1990 г. – 2,5%, в настоящее время – примерно 3% мирового валового продукта. Этот же уровень характерен для доли расходов на науку в валовом продукте большинства развитых стран; среднемировые цифры определяются ситуацией в этих странах, т.к. в них сосредоточено 90% научного потенциала мира. Возникла новая форма поляризации в системе мирового хозяйства и международного разделения труда  - с одной стороны, выделилась группа ведущих в научном отношении стран, с другой – совокупность прочих, зависимых в научном отношении стран и регионов. Высокоразвитые страны сумели в наибольшей степени воспользоваться достижениями НТР, превратив их в один из решающих факторов роста конкурентоспособности своих товаров и фирм на мировом рынке. Именно эти страны и фирмы превратились в главную движущую силу, «локомотив» современной НТР и мировой экономики в целом. Расходы на науку и научное обслуживание в настоящее время, в расчёте на душу населения, составляют  в США более 700 долл. в год, в Японии приближаются к 700 долл., в западноевропейских странах находятся на уровне 400-500 долл., в России – порядка 40 долл.

     В  различных странах существенно  различается доля государства  в финансировании НИОКР. В США  эта доля находится на уровне 40%, в Великобритании и Франции  –  50%, что объясняется традиционно  большим удельным весом военных  разработок в научных исследованиях в этих странах. В других развитых странах ведущие позиции в финансировании науки принадлежат частному бизнесу – в Швеции на его долю приходится около 70% совокупных расходов на НИОКР, в Швейцарии – свыше 75%, в Южной Корее – более 80% расходов.

5 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНИАЛ

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов - труда, земли, капитала, знаний - для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура.

К. предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий предприятием, предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель - это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство[2].

Выдающийся американский экономист австрийского происхождения  Йозеф Шумпетер в рамках своей теории созидательного разрушения (создавая новые эффективные производства, капитализм разрушает прежние неэффективные) главную роль отводит предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет темсамым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по Шумпетеру, двигателем экономического развития. С его точки зрения, предпринимательские способности - это уникальная и нечасто обнаруживаемая способность продвижения инноваций посредством рискового бизнеса.

Другая составная часть  предпринимательского ресурса той  или иной страны - это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Наконец, составная часть  национального предпринимательского потенциала - это этика и культура, сам предпринимательский дух общества. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную историю и значительная часть общества стремится к нему, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.

В современных условиях глобализации и либерализации хозяйственной  деятельности, когда даже малым и  средним предпринимателям становятся доступны трудовые, природные, капитальные и интеллектуальные ресурсы далеких от них государств и тем более их товары и рынки сбыта, еще большее значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:

1) по мере большей  доступности экономических ресурсов  разных стран мира в хозяйственной жизни возрастает значение не природных ресурсов и капитала, а трудовых ресурсов (точнее, квалифицированных трудовых ресурсов) и особенно знаний и предпринимательского ресурса. Это происходит из-за того, что в современных условиях именно эти два ресурса дают наибольшую отдачу от вложенных в них средств;

2) даже компании, не  связанные с внешним рынком, испытывают  все большее давление со стороны  иностранных конкурентов на внутреннем  рынке и, чтобы ее выдержать,  им нужно постоянно повышать уровень менеджмента, т.е. более эффективно использовать свой предпринимательский потенциал.

В результате «в качестве решающего фактора производства теперь выступает менеджмент. Именно менеджмент определяет теперь позицию, занимаемую той или иной страной в конкуренции». Особо важен предпринимательский ресурс фирмам, постоянно и активно действующим на внешних рынках (ТНК).

Согласно модели монополистических  преимуществ ТНК и вобравшей  ее как составную часть эклектической  модели Даннинга у транснациональной корпорации должны быть преимущества перед местными конкурентами. Одним из таких преимуществ может быть большой предпринимательский потенциал ТНК, базирующийся на знании и опыте работы в условия жесткой конкуренции[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Для развития мировой экономики, как и национальной экономики, необходимы факторы производства, т.е. ресурсы (труд, земля и капитал).  Ресурсы (фр. ressources - средства, запасы, возможности, источники) в экономике рассматриваются как составные элементы производственного потенциала, которыми владеет отдельная страна или мировое содружество и которые используются для экономического, социального, научно-технического развития. Экономические ресурсы разделяют на материальные, естественные, трудовые, технологические, финансовые, информационные.   Природные, или естественные, ресурсы используются для производства и потребления в зависимости от уровня развития общества. Природные ресурсы включают минеральные, земельные, лесные, водные запасы, а также ресурсы мирового океана. Ресурсообеспечение выражается соотношением между величиной природных ресурсов и размерами их использования. 

       Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов - труда, земли, капитала, знаний - для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура.

       Трудовые ресурсы — это часть населения, обладающая физическими и умственными способностями и знаниями (квалификацией), необходимыми для осуществления полезной деятельности в национальной экономике. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте, работающих лиц пенсионного возраста, работающих подростков моложе трудоспособного возраста.  Капитал является одним из факторов производства, и как экономический ресурс он подразделяется на реальный и денежный. Реальный капитал — это основные средства и товарные запасы. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой финансовые ресурсы (финансовые активы, финансы).     Следовательно, ресурсный потенциал современного мира является определенной совокупностью элементов, соотношения между которыми и значения которых для развития мировой экономики непостоянны. Под воздействием объективных факторов роль некоторых видов ресурсов растет, других, напротив, снижается, появляются и будут появляться в будущем новые, до сих пор неизвестные ресурсы, которые, возможно, будут играть решающую роль в последующем прогрессивном развитии нашей цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

1.Вестник МГУ. Серия 6. В. Белолипецкий. Экономика. – 2006. - № 3. – С. 3-17 (с. 5).

2.Международная экономика Ч-2. Киряев А.П. Международная макроэкономика.  М.: Международные отношения, 2001 г.

3.Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

4.Мировая экономика в схемах и таблицах. Шкварря Л.В. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 г.

5.Мировая экономика: Учебник / В.Л.Ломакин. – 3-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.

6.Мировая экономика. Конспект лекций Писарева М.П. 2008 -160с.

7.Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2002. - 734 с.

8.Природное богатство окружающей среды в экономике/ Т. Таннберг – Лондон .: Foresman and Company ., 1984. - 101 с.

9.Социс. З. Голенкова, Е. Игитханян – 2006. - № 5. – С. 29-37 (с. 32).

10.Экономическая теория: Учебник/ под. ред. В.Д. Камаева. – 9-е издание – М.: Гумманит. изд. цент ВЛАДОС, 2003 г.

 


Информация о работе Потенциал мировой экономики