Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:58, реферат
Цель реферата — изучить потенциал мировой экономике и его основные элементы.
Введение………………………………………………………………….3-4
1. Сущность природно-ресурсного потенциала………………………..5-8
2. Финансовые ресурсы мира. Мировая финансовая среда...................8
2.1 Золотовалютные резервы (ЗВР) …………………………………..8-9
2.2. Финансовая помощь……………………………………………….10
2.3. Мировой финансовый рынок…………………………………..10-11
3. Трудовые ресурсы мирового хозяйства –
количественные и качественные аспекты……………………..........11-13
4. Научный потенциал………………………………………………..13-15
5 Предпринимательский потенциал…………………………………15-18
Заключение……………………………………………………………19-20
Список использованной литературы………………………………..21
В России в настоящее время в состав трудовых ресурсов входят лица в трудоспособном возрасте (женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15 до 59 лет включительно) и работающие лица пенсионного возраста, но в них не включается нетрудоспособное население (инвалиды).
Трудовой потенциал
страны, региона, предприятия представляет
собой располагаемые в настоящее время
и предвидимые в будущем трудовые возможности,
характеризуемые количеством трудоспособного
населения, его профессионально-
Численность трудоспособного населения характеризуется:
В силу демографического
Это обусловлено низким уровнем рождаемости в 90-х гг., вступлением в трудоспособный возраст сравнительно многочисленного поколения, родившегося в конце 70-80-х гг., а также выходом на пенсию малочисленного поколения «детей войны». Немалую роль играет также иммиграция русского и русскоязычного населения из стран – членов СНГ и Балтии, значительная часть которого приходится на трудоспособные возрастные группы.
Уровень образования трудоспособного населения России остается высоким: в основных рабочих возрастах (от 25до 50 лет) в середине 90-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование.
4 НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Научно-технический потенциал является ключевым элементом ресурсной базы и фактором развития современной мировой экономики. Факторы научного прогресса всегда оказывали влияние на мировую экономику, но особенно значительно их роль стала возрастать во второй половине ХХ века, в условиях начавшейся научно-технической революции. НТР – это коренной качественный переворот в развитии глобальных производительных сил, связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу общества. В ходе современной НТР в системе мировой экономики преодолевается разрыв науки и производства в качестве самостоятельных, обособленных сфер общественной жизнедеятельности, происходит их соединение в едином научно-производственном процессе. Ныне в мировом хозяйстве три четверти издержек по производству новых изделий приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
На
ранних этапах современная НТР
развивалась, преимущественно,
Важнейшим показателем уровня развития и динамики мирового и национальных хозяйств стала также доля расходов на науку в валовом продукте. В целом по мировой экономике она составляла в 1980 г. – 1,9%, в 1990 г. – 2,5%, в настоящее время – примерно 3% мирового валового продукта. Этот же уровень характерен для доли расходов на науку в валовом продукте большинства развитых стран; среднемировые цифры определяются ситуацией в этих странах, т.к. в них сосредоточено 90% научного потенциала мира. Возникла новая форма поляризации в системе мирового хозяйства и международного разделения труда - с одной стороны, выделилась группа ведущих в научном отношении стран, с другой – совокупность прочих, зависимых в научном отношении стран и регионов. Высокоразвитые страны сумели в наибольшей степени воспользоваться достижениями НТР, превратив их в один из решающих факторов роста конкурентоспособности своих товаров и фирм на мировом рынке. Именно эти страны и фирмы превратились в главную движущую силу, «локомотив» современной НТР и мировой экономики в целом. Расходы на науку и научное обслуживание в настоящее время, в расчёте на душу населения, составляют в США более 700 долл. в год, в Японии приближаются к 700 долл., в западноевропейских странах находятся на уровне 400-500 долл., в России – порядка 40 долл.
В
различных странах существенно
различается доля государства
в финансировании НИОКР. В США
эта доля находится на уровне
40%, в Великобритании и Франции
– 50%, что объясняется традиционно
большим удельным весом
5 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНИАЛ
Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов - труда, земли, капитала, знаний - для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура.
К. предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий предприятием, предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель - это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство[2].
Выдающийся американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер в рамках своей теории созидательного разрушения (создавая новые эффективные производства, капитализм разрушает прежние неэффективные) главную роль отводит предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем: самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по Шумпетеру, двигателем экономического развития. С его точки зрения, предпринимательские способности - это уникальная и нечасто обнаруживаемая способность продвижения инноваций посредством рискового бизнеса.
Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны - это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.
Наконец, составная часть
национального
В современных условиях глобализации и либерализации хозяйственной деятельности, когда даже малым и средним предпринимателям становятся доступны трудовые, природные, капитальные и интеллектуальные ресурсы далеких от них государств и тем более их товары и рынки сбыта, еще большее значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:
1) по мере большей
доступности экономических
2) даже компании, не
связанные с внешним рынком, испытывают
все большее давление со
В результате «в качестве решающего фактора производства теперь выступает менеджмент. Именно менеджмент определяет теперь позицию, занимаемую той или иной страной в конкуренции». Особо важен предпринимательский ресурс фирмам, постоянно и активно действующим на внешних рынках (ТНК).
Согласно модели монополистических
преимуществ ТНК и вобравшей
ее как составную часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для развития мировой экономики, как и национальной экономики, необходимы факторы производства, т.е. ресурсы (труд, земля и капитал). Ресурсы (фр. ressources - средства, запасы, возможности, источники) в экономике рассматриваются как составные элементы производственного потенциала, которыми владеет отдельная страна или мировое содружество и которые используются для экономического, социального, научно-технического развития. Экономические ресурсы разделяют на материальные, естественные, трудовые, технологические, финансовые, информационные. Природные, или естественные, ресурсы используются для производства и потребления в зависимости от уровня развития общества. Природные ресурсы включают минеральные, земельные, лесные, водные запасы, а также ресурсы мирового океана. Ресурсообеспечение выражается соотношением между величиной природных ресурсов и размерами их использования.
Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов - труда, земли, капитала, знаний - для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура.
Трудовые ресурсы — это часть населения, обладающая физическими и умственными способностями и знаниями (квалификацией), необходимыми для осуществления полезной деятельности в национальной экономике. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте, работающих лиц пенсионного возраста, работающих подростков моложе трудоспособного возраста. Капитал является одним из факторов производства, и как экономический ресурс он подразделяется на реальный и денежный. Реальный капитал — это основные средства и товарные запасы. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой финансовые ресурсы (финансовые активы, финансы). Следовательно, ресурсный потенциал современного мира является определенной совокупностью элементов, соотношения между которыми и значения которых для развития мировой экономики непостоянны. Под воздействием объективных факторов роль некоторых видов ресурсов растет, других, напротив, снижается, появляются и будут появляться в будущем новые, до сих пор неизвестные ресурсы, которые, возможно, будут играть решающую роль в последующем прогрессивном развитии нашей цивилизации.
Список использованной литературы.
1.Вестник МГУ. Серия 6. В. Белолипецкий. Экономика. – 2006. - № 3. – С. 3-17 (с. 5).
2.Международная экономика Ч-2. Киряев А.П. Международная макроэкономика. М.: Международные отношения, 2001 г.
3.Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.
4.Мировая экономика в схемах и таблицах. Шкварря Л.В. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 г.
5.Мировая экономика: Учебник / В.Л.Ломакин. – 3-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
6.Мировая экономика. Конспект лекций Писарева М.П. 2008 -160с.
7.Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2002. - 734 с.
8.Природное богатство окружающей среды в экономике/ Т. Таннберг – Лондон .: Foresman and Company ., 1984. - 101 с.
9.Социс. З. Голенкова, Е. Игитханян – 2006. - № 5. – С. 29-37 (с. 32).
10.Экономическая теория: Учебник/ под. ред. В.Д. Камаева. – 9-е издание – М.: Гумманит. изд. цент ВЛАДОС, 2003 г.