Понятие экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:43, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью курсовой работы является раскрытие сущности и факторов экономического роста, а также анализ современного состояния экономического роста в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть суть понятия экономический рост, определить его имерение и основные модели.
проанализировать основные виды и факторы экономического роста;
изучить особенности, проблемы и перспективы развития экономического роста в России.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРА.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

По данным Росстат

 

Рост российской экономики  в 2011 году по сравнению с 2010 годом был обеспечен тремя основными факторами.

Во-первых,  фактор низкой базы в сельском хозяйстве усилился в

2011 году рекордным  урожаем многих культур.  В результате,  отрасль, доля которой в экономике составляет менее 4%, обеспечила один процент экономического роста.

Второй фактор –  высокая цена нефти.  Рост среднегодовой цены составил 40% по сравнению с 2010 годом. И хотя добыча нефти выросла сравнительно несильно,  а ее экспорт в физическом выражении и вовсе снизился,  но высокая цена позволила существенно увеличить доходы бюджета и обеспечила его профицитное выполнение.

По мнению экспертов  «РИА-Аналитика»,  если бы в 2011 году не было такого разительного перепада в результатах сельского хозяйства по сравнению с 2010 годом,  и если бы при этом цена нефти повысилась только до уровня,  первоначально запланированного правительством ($81 за баррель), рост ВВП России не превысил бы 2%.

Наконец,  третий фактор роста –  высокий уровень потребительского спроса.  Причем потребительский спрос увеличился, несмотря на довольно скромный рост доходов населения.

В структуре произведенного ВВП  сильнее всего в 2011 году по отношению к 2011 году выросли сельское хозяйство, рыболовство и обрабатывающая промышленность.  Рост в добывающем секторе был низким, но его доля в общем объеме ВВП повысилась за год на 0.6 п.п., что связано с высокой ценой нефти. Если же рассматривать секторы по их вкладу в прирост ВВП, то из отраслей реального сектора максимальный вклад внесли обрабатывающее производство, торговля и добыча полезных ископаемых. При этом вклад сельского хозяйства, на первый взгляд, кажется не очень существенным  (менее 5%),  но напомним,  что в 2010  году он был отрицательным.

В числе обрабатывающих производств наибольший вклад внесли

нефтепереработка и  машиностроение,  что было обусловлено  хорошим потребительским спросом на автомобили и отчасти инвестиционным спросом со стороны инфраструктурных отраслей –  энергетики и железнодорожного транспорта.

Отдельно следует выделить налоги и чистые продукции в структуре

произведенного ВВП. Их рост по темпам превышал рост ВВП, а их вклад в прирост ВВП составил более 20%. Для примера, в 2005-2007 годах доля налогов в ВВП составляла 14-16%.  Столь существенное увеличение налоговой составляющей в росте ВВП,  во многом,  обусловлено высокой ценой нефти.

 

 

Глава 3. Особенности экономического роста в России

 

3.1. Проблемы экономического роста

Вопросы экономического роста остаются в числе главных  при проведении экономико-политических дискуссий. Речь сегодня идёт всё  больше, во-первых, о конкретных способах обеспечения экономического роста, а не о его принципиальных (альтернативных) моделях. Во-вторых, проблема удвоения ВВП, хотя официально и не отменена, но перестаёт интересовать политическую элиту страны, что надо только приветствовать. Как известно, всякая фетишизация количественных показателей может дестимулировать реальный рост, сопровождаемый структурными реформами.

Макроэкономическая и  политическая стабильность, развитие институтов современного рынка и  активное государственное вмешательство  в организацию хозяйственной жизни в настоящее время являются краеугольным камнем государственной политики. Пока внешнеэкономическая конъюнктура позволяет совмещать макроэкономическую стабильность с государственным вмешательством, такая конфигурация может сохраняться довольно долго, но не вечно. И всё равно придётся сделать выбор в пользу преимущественной опоры на ту или иную последовательную модель роста.

Проблема стимулирования промышленного роста была одной  из основных в промышленных дискуссиях. В центре внимания были вопросы, связанные не с замедлением темпов роста, а с неудовлетворительным его качеством: в нём доминировали торговля и иные сектора услуг (причём отнюдь не высокотехнологичные). Развитие высоких технологий не может не интересовать правительство любой страны, тем более претендующей на самостоятельную роль в глобальном экономико-политическом пространстве.

В последнее время  осмысление проблем промышленной политики, похоже, перешло в новую фазу, что свидетельствует о повышении  зрелости отечественной элиты. Теперь речь преимущественно идёт о формировании системы стимулов для развития различных промышленных секторов без жёсткого выделения их приоритетов.

Во-первых, Президент  сформулировал национальные приоритеты, направленные на развитие человека. Акцент на образовании, здравоохранении, жилищных условиях и собственно воспроизводстве человека (проблема отрицательной рождаемости) - принципиально важный шаг.

Во-вторых, количественные ориентиры роста всё больше уступают место обеспечению качества роста, прежде всего инновационной базы. Тема инновационности становится одной из центральных при обсуждении задач и механизмов экономической политики.

В современной экономике  отпадает необходимость в разделении на отрасли передовые и отсталые. Теперь каждая отрасль может относиться к высокотехнологичной: всё дело в глубокой переработке сырья, в том, насколько передовыми являются используемые технологии. Отнюдь не только электроника, биотехнологии или самолётостроение должны относиться к передовым секторам. Нефтепромышленность (включая нефтепереработку и нефтехимию) и лесоперерабатывающая промышленность вполне могут стать высокотехнологичными, если удастся провести решительную модернизацию секторов.

Правительство РФ занималось проработкой перспектив развития отдельных  отраслей промышленности, приоритетных для национальной экономики: автомобильной и авиационной промышленности, новых технологий и т.п.

 

2.2. Тенденции экономического роста

В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране.  
М. Ершов в своей статье отмечает, что «речь идет уже не просто об экономическом росте как таковом, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике».14  
           С. Глазьев пишет, что «выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей».15  
Объем сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Но данное увеличение капитальных вложений будет возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач.  
В технологической области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста. Для этого должны быть решены проблемы созлания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции.

В институциональной  области необходимо сформировать хозяйственный  механизм, который перераспределял бы ресурсы из устаревших и бесперспективных производств, модернизировал экономику, повысив ее эффективность и конкурентоспособность. 
Те же цели должны совершенствовать организационно-производственную структуру экономики. Важно стимулировать финансовые, производственные, торговые, научно-исследовательские и образовательные организации, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивая эффективность производства. Необходимо устранить отставание в использовании современных технологий управления производством.  
         Также выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов населения, расширение конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации конечного спроса.  
          В сфере ценообразования необходимо устранить завышение цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на продукцию, производимую и поставляемую на рынок в конкурентных условиях. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование бюрократическим произволом.  
        В антимонопольной политике важнейшие задач и — декриминализация оптовой и розничной торговли, расчистка товаропроводящей сети от организованной преступности, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий и др. 
В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращения атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а так же расширения сферы использования последнего в международных расчетах.  
Реализация стратегии экономического развития России будет способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста. Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны.  
          С. Глазьев в своей статье «О стратегии экономического развития России» отмечает, что «согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран-лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики». 
Формирование государственной экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики нужно определять исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической политики. 

Что касаемо экономических тенденций 2011 – 2012 годов, ключевыми из них можно выделить:

  • Среднегодовая цена нефти выросла на 40%, газа – на 28%;
  • Восстановление ВВП до докризисного уровня обеспечено внутренним потребительским спросом;
  • Богатый урожай года привнес 1  процентный пункт в итоговый результат роста ВВП в 2011 году;
  • В 2011 году наблюдалось ускорение роста инвестиций и розничного рынка, однако очень медленно росли доходы населения;
  • Существенное замедление роста в промышленности обусловлено фактором базы,  температурным фактором и ухудшением спроса во второй половине года на некоторые виды промышленной продукции;
  • Несмотря на существенное подорожание бензина,  потребительская инфляция опустилась до рекордного минимума;
  • Благодаря дорогой нефти, доходы бюджета в 2011 году росли в четыре раза быстрее, чем расходы;
  • Экспорт и импорт достигли в денежном выражении исторического максимума;
  • Экономические показатели 2012 года будут зависеть от состояния рынка нефти,  но,  скорее всего,  будет происходить ухудшение динамики почти по всем показателям,  за исключением доходов населения.

 

3.3. Перспективы развития экономического роста в России

Что касаемо дальнейших перспектив экономического роста в  России, специалисты в данной области  не могут прийти к однозначному выводу.

Замглавы Минэкономразивтия России Андрей Клепач представил долгосрочный прогноз экономического развития страны до 2030 года. По его словам, мир до этого времени переживет два кризиса, российский ВВП в среднем будет расти на 4,4% в год, а если нефть будет стоить недорого, то государству придется сокращать социальные обязательства. 
 По прогнозам Клепача, нефтегазовые доходы российского бюджета сократятся к 2030 году почти в два раза по сравнению с уровнем текущего года - до 5,3% ВВП. Но он тут же добавил, что общий уровень доходов бюджетной системы снизится незначительно. 
 "В долгосрочной перспективе прогнозируется относительно стабильный уровень доходов бюджетной системы, точнее, их незначительное снижение: с 38% ВВП в 2012 году до 37% ВВП в 2020 году и 35-36% ВВП в 2030 году", - сказал Клепач и добавил, что сокращение нефтегазовых доходов до 5,3% ВВП в 2030 году с 11% ВВП в 2012 году по инновационному сценарию будет компенсировано не в полной мере.16

Газета "Ведомости" на основе информации Минэкономразвития дает считает что экономический рост начнется только с 2014 года, говоря о том что за семь лет с момента кризиса Россия вырастет на треть меньше мировой экономики. Мировую экономику ждет длительный период замедления — ускорение вероятно только в 2014 г., ожидает Минэкономразвития; медленно будет расти и российская экономика. При повышении прогноза цен на нефть министерство снижает прогноз роста промышленности, инвестиций и повышает ожидаемые темпы роста потребительского спроса, который в большой степени съедается импортом. Что, в том числе, определяет более низкие темпы роста экономики (их прогноз на 2011 г. понижен с 4,2 до 4,1%).

Темпы роста импорта  удастся притормозить в 2013 г. — ослаблением  курса рубля из-за отрицательного сальдо счета текущих операций (в  предыдущей версии прогноза отрицательное  сальдо ожидалось в 2014 г.), но оно небольшое — 11-16 млрд долл. в 2013-2014 гг. — и особых рисков для стабильности финансовой системы, по словам замминистра, не несет.

В 2012 г. при росте мировой  экономики, по прогнозу министерства, на 3,9% российская вырастет на 3,7%, за 2011-2014 гг. средние темпы почти одинаковы: 3,95 и 4,1%. За 2001-2007 гг. прирост российской экономики почти вдвое превысил мировой, в следующие семь лет, в 2008-2014 гг., окажется на треть ниже.

"Более низкие темпы  в сравнении с мировыми означают, что позиции России на рынках будут ухудшаться, - говорит Клепач. - Хотя надеемся, что после этих 2-3 лет можно выйти на более динамичную траекторию развития. В авиастроении, автопроме, пищепроме принят целый пакет проектов, который должен позволить через 2-3 года изменить конкурентную составляющую".

Министерство подготовило  три сценария: оптимистический, консервативный и базовый. В оптимистическом  — более дорогая нефть (до 113 долл. за баррель к 2014 г.) и более высокие  темпы ВВП (например, в 2012 г. они не снижаются до 3,7%, а ускоряются до 4,5%). В консервативном — резкое замедление экономики (до 2,8-3% в 2012 г., 3% в 2013 г. и 4% в 2014 г.) при снижении цены на нефть до 80 долл. за баррель в 2012-2013 гг.

В базовом сценарии цена нефти тоже постепенно снижается, но в ближайшие три года останется на уровне около 100 долл. за баррель. "Даже с учетом всех мировых рисков вряд ли она будет ниже, - полагает Клепач. - Цена под очень сильным воздействием стран-поставщиков, а экономика, например, Саудовской Аравии стабильна при цене в 100 долларов, быстрого же наращивания добычи никто не ожидает".

Прогноз по инфляции понижен  на 2011 г. и из-за ослабления курса  рубля повышен на 2014 г.; министерство ожидает, что темпы роста цен  в 2013-2014 гг. будут на уровне 4,5-5,5%. "На 2011 г. верхняя планка прогноза роста цен снижена с 7,5 до 7%, но уже сейчас ситуация развивается ближе к нижней планке прогноза — 6,5% по итогам года", - уверен Клепач. Вероятные риски ускорения темпов роста цен он видит в динамике базовой инфляции, которая пока не замедляется, а, напротив, растет быстрее.

Прогноз позитивно влияет на доходы бюджета — из-за более  высокого номинального ВВП они будут  больше. Но перспектив выхода на бездефицитный  бюджет даже в 2015 г. Клепач не видит: "Реформы  в образовании, здравоохранении, инфраструктурных секторах все равно требуют роста госрасходов на экономику, на госинвестиции — даже с учетом того, что часть расходов можно сэкономить. Но это предмет спора. Я опираюсь на прогноз и наше понимание стоимости реформ".17

Информация о работе Понятие экономического роста