Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:43, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является раскрытие сущности и факторов экономического роста, а также анализ современного состояния экономического роста в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть суть понятия экономический рост, определить его имерение и основные модели.
проанализировать основные виды и факторы экономического роста;
изучить особенности, проблемы и перспективы развития экономического роста в России.
По данным Росстат
Рост российской экономики в 2011 году по сравнению с 2010 годом был обеспечен тремя основными факторами.
Во-первых, фактор низкой базы в сельском хозяйстве усилился в
2011 году рекордным урожаем многих культур. В результате, отрасль, доля которой в экономике составляет менее 4%, обеспечила один процент экономического роста.
Второй фактор – высокая цена нефти. Рост среднегодовой цены составил 40% по сравнению с 2010 годом. И хотя добыча нефти выросла сравнительно несильно, а ее экспорт в физическом выражении и вовсе снизился, но высокая цена позволила существенно увеличить доходы бюджета и обеспечила его профицитное выполнение.
По мнению экспертов «РИА-Аналитика», если бы в 2011 году не было такого разительного перепада в результатах сельского хозяйства по сравнению с 2010 годом, и если бы при этом цена нефти повысилась только до уровня, первоначально запланированного правительством ($81 за баррель), рост ВВП России не превысил бы 2%.
Наконец, третий фактор роста – высокий уровень потребительского спроса. Причем потребительский спрос увеличился, несмотря на довольно скромный рост доходов населения.
В структуре произведенного ВВП сильнее всего в 2011 году по отношению к 2011 году выросли сельское хозяйство, рыболовство и обрабатывающая промышленность. Рост в добывающем секторе был низким, но его доля в общем объеме ВВП повысилась за год на 0.6 п.п., что связано с высокой ценой нефти. Если же рассматривать секторы по их вкладу в прирост ВВП, то из отраслей реального сектора максимальный вклад внесли обрабатывающее производство, торговля и добыча полезных ископаемых. При этом вклад сельского хозяйства, на первый взгляд, кажется не очень существенным (менее 5%), но напомним, что в 2010 году он был отрицательным.
В числе обрабатывающих производств наибольший вклад внесли
нефтепереработка и машиностроение, что было обусловлено хорошим потребительским спросом на автомобили и отчасти инвестиционным спросом со стороны инфраструктурных отраслей – энергетики и железнодорожного транспорта.
Отдельно следует выделить налоги и чистые продукции в структуре
произведенного ВВП. Их рост по темпам превышал рост ВВП, а их вклад в прирост ВВП составил более 20%. Для примера, в 2005-2007 годах доля налогов в ВВП составляла 14-16%. Столь существенное увеличение налоговой составляющей в росте ВВП, во многом, обусловлено высокой ценой нефти.
Глава 3. Особенности экономического роста в России
3.1. Проблемы экономического роста
Вопросы экономического роста остаются в числе главных при проведении экономико-политических дискуссий. Речь сегодня идёт всё больше, во-первых, о конкретных способах обеспечения экономического роста, а не о его принципиальных (альтернативных) моделях. Во-вторых, проблема удвоения ВВП, хотя официально и не отменена, но перестаёт интересовать политическую элиту страны, что надо только приветствовать. Как известно, всякая фетишизация количественных показателей может дестимулировать реальный рост, сопровождаемый структурными реформами.
Макроэкономическая и политическая стабильность, развитие институтов современного рынка и активное государственное вмешательство в организацию хозяйственной жизни в настоящее время являются краеугольным камнем государственной политики. Пока внешнеэкономическая конъюнктура позволяет совмещать макроэкономическую стабильность с государственным вмешательством, такая конфигурация может сохраняться довольно долго, но не вечно. И всё равно придётся сделать выбор в пользу преимущественной опоры на ту или иную последовательную модель роста.
Проблема стимулирования промышленного роста была одной из основных в промышленных дискуссиях. В центре внимания были вопросы, связанные не с замедлением темпов роста, а с неудовлетворительным его качеством: в нём доминировали торговля и иные сектора услуг (причём отнюдь не высокотехнологичные). Развитие высоких технологий не может не интересовать правительство любой страны, тем более претендующей на самостоятельную роль в глобальном экономико-политическом пространстве.
В последнее время
осмысление проблем промышленной политики,
похоже, перешло в новую фазу,
что свидетельствует о
Во-первых, Президент сформулировал национальные приоритеты, направленные на развитие человека. Акцент на образовании, здравоохранении, жилищных условиях и собственно воспроизводстве человека (проблема отрицательной рождаемости) - принципиально важный шаг.
Во-вторых, количественные ориентиры роста всё больше уступают место обеспечению качества роста, прежде всего инновационной базы. Тема инновационности становится одной из центральных при обсуждении задач и механизмов экономической политики.
В современной экономике отпадает необходимость в разделении на отрасли передовые и отсталые. Теперь каждая отрасль может относиться к высокотехнологичной: всё дело в глубокой переработке сырья, в том, насколько передовыми являются используемые технологии. Отнюдь не только электроника, биотехнологии или самолётостроение должны относиться к передовым секторам. Нефтепромышленность (включая нефтепереработку и нефтехимию) и лесоперерабатывающая промышленность вполне могут стать высокотехнологичными, если удастся провести решительную модернизацию секторов.
Правительство РФ занималось проработкой перспектив развития отдельных отраслей промышленности, приоритетных для национальной экономики: автомобильной и авиационной промышленности, новых технологий и т.п.
2.2. Тенденции экономического роста
В связи с необходимостью
обеспечения устойчивого
М. Ершов в своей статье отмечает, что «речь
идет уже не просто об экономическом росте
как таковом, а о повышении его качества
с целью создания конкурентных основ в
экономике».14
С. Глазьев
пишет, что «выход на траекторию устойчивого
роста экономики и благосостояния общества
возможен только на основе концентрации
имеющихся ресурсов на прорывных направлениях
формирования нового технологического
уклада, декриминализации рыночной среды
и обеспечения добросовестной конкуренции,
многократного повышения инновационной
и инвестиционной активности, кардинального
улучшения качества государственного
регулирования, стимулирования трудовой,
творческой и предпринимательской энергии
людей».15
Объем сбережений вполне достаточен, чтобы
обеспечить трехкратное увеличение капитальных
вложений, необходимое для выхода на режим
простого воспроизводства основного капитала
в реальном секторе экономики. Но данное
увеличение капитальных вложений будет
возможно при правильной экономической
политике, ориентированной на решение
следующих задач.
В технологической области стоит задача
создания производственно-
В институциональной
области необходимо сформировать хозяйственный
механизм, который перераспределял бы ресурсы
из устаревших и бесперспективных производств,
модернизировал экономику, повысив ее
эффективность и конкурентоспособность.
Те же цели должны совершенствовать организационно-
Также выход
на траекторию устойчивого экономического
роста предполагает формирование механизмов
расширенного воспроизводства, связывающих
процессы роста производства, увеличения
доходов населения, расширение конечного
спроса, накопления сбережений и подъема
инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции
экономики это требует применения инструментов
государственного регулирования для устранения
диспоритета цен, оздоровления конкурентной
среды, активизации конечного спроса.
В сфере
ценообразования необходимо устранить
завышение цен на продукцию монополизированных
отраслей экономики. Формы государственного
контроля над ценообразованием должны
определяться условиями конкуренции:
от прямого регулирования тарифов на услуги
естественных монополий до мониторинга
цен на продукцию, производимую и поставляемую
на рынок в конкурентных условиях. При
этом государство не должно подменять
рыночное ценообразование бюрократическим
произволом.
В антимонопольной
политике важнейшие задач и — декриминализация
оптовой и розничной торговли, расчистка
товаропроводящей сети от организованной
преступности, устранение информационных
и других барьеров во внутренней торговле,
прекращение злоупотреблений со стороны
естественных монополий и др.
В регулировании внешнеэкономической
деятельности важнейшими задачами являются:
повышение конкурентоспособности отечественных
товаров и услуг, защита внутреннего рынка
от недобросовестной конкуренции из-за
рубежа, создание благоприятных условий
для расширения внутреннего производства,
ограничение вывоза капитала за рубеж
и предотвращения атак спекулятивного
капитала с целью дестабилизации рубля,
а так же расширения сферы использования
последнего в международных расчетах.
Реализация стратегии экономического
развития России будет способствовать
выходу нашей страны на траекторию быстрого
и устойчивого роста. Тогда российская
экономика сумеет выйти на инновационный
путь развития, по которому идут передовые
страны.
С. Глазьев
в своей статье «О стратегии экономического
развития России» отмечает, что «согласно
прогнозу развития российской экономики,
разработанному ИНП РАН, различия в темпах
прироста ВВП между инновационным и инерционным
путями развития достигают трехкратной
величины. С учетом нарастающего технического
отставания российской экономики от стран-лидеров
время выбора инновационного пути развития
ограничено ближайшими двумя-тремя годами.
Если возможности ее структурной перестройки
на основе нового технологического уклада
будут упущены, дальнейшее развитие будет
протекать по инерционному сценарию и
Россия останется сырьевой периферией
мировой экономики».
Формирование государственной экономической
политики должно осуществляться на научной
основе с использованием институтов социального
партнерства. Цели экономического развития
страны и приоритеты экономической политики
нужно определять исходя из понимания
объективных закономерностей современного
экономического роста, состояния и конкурентных
преимуществ российской экономики. Правительство
и другие органы исполнительной власти
должны отвечать за достижение сформированных
общенациональных целей экономической
политики.
Что касаемо экономических тенденций 2011 – 2012 годов, ключевыми из них можно выделить:
3.3. Перспективы развития экономического роста в России
Что касаемо дальнейших перспектив экономического роста в России, специалисты в данной области не могут прийти к однозначному выводу.
Замглавы Минэкономразивтия России Андрей
Клепач представил долгосрочный прогноз
экономического развития страны до 2030
года. По его словам, мир до этого времени
переживет два кризиса, российский ВВП
в среднем будет расти на 4,4% в год, а если
нефть будет стоить недорого, то государству
придется сокращать социальные обязательства.
По прогнозам Клепача, нефтегазовые доходы
российского бюджета сократятся к 2030 году
почти в два раза по сравнению с уровнем
текущего года - до 5,3% ВВП. Но он тут же
добавил, что общий уровень доходов бюджетной
системы снизится незначительно.
"В долгосрочной перспективе прогнозируется
относительно стабильный уровень доходов
бюджетной системы, точнее, их незначительное
снижение: с 38% ВВП в 2012 году до 37% ВВП в
2020 году и 35-36% ВВП в 2030 году", - сказал
Клепач и добавил, что сокращение нефтегазовых
доходов до 5,3% ВВП в 2030 году с 11% ВВП в 2012
году по инновационному сценарию будет
компенсировано не в полной мере.16
Газета "Ведомости" на основе информации Минэкономразвития дает считает что экономический рост начнется только с 2014 года, говоря о том что за семь лет с момента кризиса Россия вырастет на треть меньше мировой экономики. Мировую экономику ждет длительный период замедления — ускорение вероятно только в 2014 г., ожидает Минэкономразвития; медленно будет расти и российская экономика. При повышении прогноза цен на нефть министерство снижает прогноз роста промышленности, инвестиций и повышает ожидаемые темпы роста потребительского спроса, который в большой степени съедается импортом. Что, в том числе, определяет более низкие темпы роста экономики (их прогноз на 2011 г. понижен с 4,2 до 4,1%).
Темпы роста импорта удастся притормозить в 2013 г. — ослаблением курса рубля из-за отрицательного сальдо счета текущих операций (в предыдущей версии прогноза отрицательное сальдо ожидалось в 2014 г.), но оно небольшое — 11-16 млрд долл. в 2013-2014 гг. — и особых рисков для стабильности финансовой системы, по словам замминистра, не несет.
В 2012 г. при росте мировой экономики, по прогнозу министерства, на 3,9% российская вырастет на 3,7%, за 2011-2014 гг. средние темпы почти одинаковы: 3,95 и 4,1%. За 2001-2007 гг. прирост российской экономики почти вдвое превысил мировой, в следующие семь лет, в 2008-2014 гг., окажется на треть ниже.
"Более низкие темпы
в сравнении с мировыми
Министерство подготовило три сценария: оптимистический, консервативный и базовый. В оптимистическом — более дорогая нефть (до 113 долл. за баррель к 2014 г.) и более высокие темпы ВВП (например, в 2012 г. они не снижаются до 3,7%, а ускоряются до 4,5%). В консервативном — резкое замедление экономики (до 2,8-3% в 2012 г., 3% в 2013 г. и 4% в 2014 г.) при снижении цены на нефть до 80 долл. за баррель в 2012-2013 гг.
В базовом сценарии цена нефти тоже постепенно снижается, но в ближайшие три года останется на уровне около 100 долл. за баррель. "Даже с учетом всех мировых рисков вряд ли она будет ниже, - полагает Клепач. - Цена под очень сильным воздействием стран-поставщиков, а экономика, например, Саудовской Аравии стабильна при цене в 100 долларов, быстрого же наращивания добычи никто не ожидает".
Прогноз по инфляции понижен на 2011 г. и из-за ослабления курса рубля повышен на 2014 г.; министерство ожидает, что темпы роста цен в 2013-2014 гг. будут на уровне 4,5-5,5%. "На 2011 г. верхняя планка прогноза роста цен снижена с 7,5 до 7%, но уже сейчас ситуация развивается ближе к нижней планке прогноза — 6,5% по итогам года", - уверен Клепач. Вероятные риски ускорения темпов роста цен он видит в динамике базовой инфляции, которая пока не замедляется, а, напротив, растет быстрее.
Прогноз позитивно влияет на доходы бюджета — из-за более высокого номинального ВВП они будут больше. Но перспектив выхода на бездефицитный бюджет даже в 2015 г. Клепач не видит: "Реформы в образовании, здравоохранении, инфраструктурных секторах все равно требуют роста госрасходов на экономику, на госинвестиции — даже с учетом того, что часть расходов можно сэкономить. Но это предмет спора. Я опираюсь на прогноз и наше понимание стоимости реформ".17