Понятие и виды договорных связей в торговом обороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:57, реферат

Краткое описание

Торговый оборот, деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством, но и заключаемыми договорами. Договор выступает инструментом установления хозяйственных связей по реализации товара и одновременно средством правовой организации действий субъектов по продвижению товаров. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что договорные связи в торговом обороте – это отношения, складывающиеся между производителем и потребителями, которые реализуются посредством заключенного между ними договора.
При анализе организации договорных связей следует различать несколько аспектов.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ.docx

— 19.36 Кб (Скачать)

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 
Торговый оборот, деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством, но и заключаемыми договорами. Договор выступает инструментом установления хозяйственных связей по реализации товара и одновременно средством правовой организации действий субъектов по продвижению товаров. 
 
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что договорные связи в торговом обороте – это отношения, складывающиеся между производителем и потребителями, которые реализуются посредством заключенного между ними договора. 
 
При анализе организации договорных связей следует различать несколько аспектов. 
 
Первый аспект заключается в том, что каждый хозяйствующий субъект, вступая в контакт с множеством контрагентов, может иметь основные и вспомогательные связи. Критерием разграничения признается регулярность и значительность связей (по объему, по сумме сделок либо в силу иных причин) для хозяйствующего субъекта.  
 
Структура основных связей определяется содержанием деятельности организации, формирует доходы, предопределяет размеры различных выплат и затрат, влияет на численность персонала, частоту и качество управленческих решений.То есть структура основных связей определяет профиль, содержание деятельности фирмы, поэтому деятельность всех подразделений и служб должна содействовать процессу исполнения договоров. 
 
В качестве второго аспекта проблематики структуры договорных связей рассматривается взаимозависимость между договорами по основной деятельности, то есть отражающими специализацию деятельности фирмы, и всеми иными договорами, содействующими осуществлению первых. Это взаимосвязь основного и необходимого для его исполнения вспомогательных, обслуживающих договоров.[3] Так, если кондитерское предприятие заключило с покупателе договор на продажу 10 тонн конфет, то для исполнения обязательства оно должно заключить еще 10 – 15 вспомогательных договоров. Прежде всего нужны договоры со смежниками на получение сахара, патоки, различных наполнителе, фантиков, тары, товарных ярлыков. Нужны договоры на энерго- и теплоснабжение. Требуется заключить договор с транспортной организацией на отгрузку в установленный срок товара своим покупателям. 
 
Для четкого исполнения обязательств требуется совмещение условий основного и вспомогательных договоров в части количества, сроков и других положений. Условия договоров должны быть согласованы также с производственными процессами, технологическими операциями. Подобные меры позволяют точно формулировать задания для соответствующих служб фирмы и отдельных работников по совершению необходимых действий. Без такой согласованности и соподчиненности корреспондирующих условий обязательств и непосредственных действий персонала организации заключаемые договоры не могут успешно выполняться. 
 
Третий аспект структуры договорных связей касается участия тех или иных субъектов в хозяйственных отношениях по реализации товара. Здесь можно выделить два вида договорных связей: 
 
1) прямые связи – они устанавливаются между организациями-изготовителями, с одной стороны, и организациями-потребителями и розничными торговыми организациями – с другой стороны, основываются они на договорах 
 
2) связи с участием посредников (промежуточных организаций) – оптовых торговых и других организаций, то есть товародвижение проходит по нескольким звеньям. Здесь процесс продвижений товара опосредуется несколькими договорами, составляющими так называемую "договорную цепочку". 
 
Основные функции оптовых посредников состоят в распределении товара. Они приобретают у изготовителей крупные партии товара и осуществляют дробную продажу его розничным торговым организациям и иным потребителям. Наряду с этим имеются посредники, которые, купив партию товара в одном месте, затем перепродают эту же партию другому лицу. В отличие от распределения подобная деятельность носит спекулятивный характер. 
 
Замена монопольной системы государственной торговли системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов, предоставила участникам торгового оборота широкие права. Каждый изготовитель и организация-потребитель самостоятельно решают, оформить прямой договор или согласиться на участие посредников. Как показала практика, для организации-изготовителя более выгодна продажа товаров оптовому посреднику. Посредник снимает с изготовителя заботу о реализации товара. На посреднические звенья перелагается целый комплекс сложных и трудоемких операций: поиск покупателей, подбор партий товара для контрагента, отгрузка по многим адресам. Однако контакт с посредником менее выгоден, потому что цена продажи товара посреднику всегда ниже той, которую уплачивает потребитель. Поэтому предоставляемая посреднику цена товара должна сопоставляться с затратами, которые понес бы изготовитель в случае продажи товара непосредственно потребителям. Такой расчет и должен служить основой для выбора изготовителями товаров структуры договорных связей. 
 
Для розничных торговых организаций есть ряд показателей, определяющих, приобретать ли товар у изготовителя или у торгового посредника. В обстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупных посредников возможности выбора структуры договорных связей существенно ограничены. Заключение договора с оптовым посредником предполагает две возможные формы организации товародвижения – транзитную и складскую. 
 
Транзитная форма – это завоз товаров в розничную торговую сеть непосредственно от производителей. Она применяется преимущественно для товаров простого ассортимента, не требующих подсортировки. Складская форма товародвижения применяется в основном для доставки в розничную сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки провозятся через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Рациональная организация товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев. 
 
Существенными особенностями характеризуется структура связей по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд. В § 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен общий порядок установления таких связей. Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации эти отношения регулируются специальными законами, которые применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для предпринимателей привлекательность быть поставщиком по государственному или муниципальному  контракту состоит в надежных гарантиях рынка сбыта производственных товаров и платы за них. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков. 
 
Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. 
Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, или его территориальные органы в пределах полномочий, установленных распоряжением указанного федерального органа исполнительной власти. 
Государственные заказчики разрабатывают заказы на поставку товаров для государственных нужд и размещают их в организациях-поставщиках путем заключения государственного контракта. В качестве поставщика могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие квалификационным требованиям. Заказы могут размещаться на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых торгов. Так возникают два обязательства: между заказчиком и поставщиком по государственному контракту и между покупателем и поставщиком по договору на основании извещения о прикреплении. Причем в двух различных обязательствах совпадает только поставщик. С помощью такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы. Более предпочтительную структуру договорных связей определяет заказчик исходя из целей сохранения контроля за реальной поставкой товаров. 
Правильное формирование структуры договорных связей требуется при организации поставок товаров из одних регионов страны в другие. Межрегиональные торговые связи способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они укрепляют хозяйственную кооперацию, сложившуюся между регионами. 
В результате такой деятельности создается сложная система отношений. Она включает в себя соглашения, подписанные руководителями органов исполнительной власти соответствующих регионов и носящие организационный характер. Кроме того, в систему входят многочисленные торговые договоры, заключаемые при содействии и поддержке государственных органов между организациями-продавцами и покупателями, расположенными в этих регионах.


Информация о работе Понятие и виды договорных связей в торговом обороте