Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 20:00, контрольная работа
На федеральные органы исполнительной власти возложена правоприменительная деятельность, оперативное управление жизнедеятельностью общества, и от того, насколько четко и правильно они реализуют нормы законодательства, зависит благополучие, как государства, так и общества, а также конкретно каждого гражданина. Государственное управление как род деятельности органов исполнительной власти не только возможно, но и необходимо улучшать, оптимизировать, что и определено в курсе на административную реформу Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2003 году.
Содержание
Введение
Реальные характеристики исполнительной власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
На федеральные органы исполнительной власти возложена правоприменительная деятельность, оперативное управление жизнедеятельностью общества, и от того, насколько четко и правильно они реализуют нормы законодательства, зависит благополучие, как государства, так и общества, а также конкретно каждого гражданина. Государственное управление как род деятельности органов исполнительной власти не только возможно, но и необходимо улучшать, оптимизировать, что и определено в курсе на административную реформу Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2003 году. В ходе реализации начального этапа административной реформы созданы необходимые условия для комплексной модернизации системы управления. Учитывая сказанное, а также то, что реформа системы управления является одним из важных условий социально-экономического развития страны, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р были одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и план мероприятий по ее проведению.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти определены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с положениями данного нормативного правового акта в системе федеральных органов исполнительной власти выделяются 15 федеральных министерств с подведомственными им федеральными агентствами и федеральными службами, а также другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие статус федеральных служб и федеральных агентств и находящиеся в непосредственном ведении Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти – организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом, или другими нормативно-правовыми актами, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Федеральные органы исполнительной власти в зависимости от организационно-правовой формы и их административно-правового статуса осуществляют:
Органы исполнительной власти являются очень важными субъектами административного права и занимают среди них особое место. Это самая многочисленная из организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, в практически организующем плане она охватывает все области и сферы государственного руководства.
2. Подразделение органов исполнительной власти
В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи, с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.
1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения, автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.
Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать органы:
а) органы исполнительной власти, которые формируются самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
б) органы исполнительной власти, которые формируются самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.
Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру внутренних дел РФ.
3.
По способу и процедуре
а) органы руководители, которых избираются населением на соответствующей территории;
б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами или главами исполнительной власти.
4.
По организационно-правовым
а) правительства;
б) министерства;
в) федеральные службы и федеральные агентства;
г) администрации;
д) мэрии;
е) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы.
5. По характеру компетенции:
а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;
б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности. Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
6.
По порядку принятия
а) коллегиальные органы; б) единоначальные органы
3. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ.
Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.
Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет весьма значительную роль в сфере ее организации и функционирования.
Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:
1)
гарантирует права и свободы
человека и гражданина, которые
реализуются чаще; всего в области
организации и
2) формирует Правительство РФ;
3)
предлагает для одобрения
4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
5)
вправе принимать или
6)
определяет внутреннюю и
7)
вправе приостанавливать
8)
вправе использовать
9)
представляет Государственной
10)
по предложению Председателя
Правительства РФ назначает: на
должность и освобождает от
должности заместителей
11)
представляет Совету Федерации
Федерального Собрания
Информация о работе Понятие и функции Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации