Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:43, реферат
Гражданское право — это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с имущественными личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников.
Предмет гражданского права…………………………………………………… 3
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений и его характерная особенность……………………………………………………
7
Система гражданского права…………………………………………………… 10
Источники гражданского права………………………………………………… 15
Действие норм гражданского законодательства во времени, пространстве, по кругу лиц………………………………………………………………………
20
Понятие гражданского правоотношения и его элементы. Основание возникновения, прекращения или изменения гражданских правоотношений (юридические факты)……………………………………………………………
23
В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, образуют в совокупности систему гражданского законодательства. Среди нормативных актов приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства.
Все нормативные правовые акты в гражданском праве расположены в определённой последовательности, т.е. сведены в систему. Эта система нормативных правовых актов, содержащая гражданско-правовые нормы, называется, гражданским законодательством или источником права.
Виды источников гражданского законодательства, расположенные в иерархической соподчинённости:
1. Конституция РБ от 15.03.1994 года (с изм. и доп. От 24.11.1996 года) ст. 13, 44, 28, 29, 51, 60 - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;
2. Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 года - кодифицированный нормативный правовой акт, обладающий большей юридической силой по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права;
3. Кодексы, содержащие нормы гражданского права (Кодекс о земле, Кодекс торгового мореплавания и т.д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам;
4. Гражданско-правовые законы - нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Нормы законов должны соответствовать нормам ГК РБ. Закон «О средствах массовой информации» от 17.07.2008, «О рекламе» от 10.05.2007, Закон «О защите прав потребителя» от 09. 01.2002 года, Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 16.05.1996 года и т.д.;
5. Декреты и Указы Президента РБ. Имеют верховенство над Гражданским Кодексом и другими законами, если полномочия на их издание не были предоставлены законом, и они приняты в соответствии с Конституцией. Декрет Президента РБ от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (вместе с "Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования");
6. Постановления палат Парламента;
7. Постановления Правительства РБ:
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2006 N 1753/22 (ред. от 24.09.2009) "Об утверждении Порядка выпуска, обращения и погашения облигаций, выпускаемых банками";
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 "О некоторых вопросах деятельности рынков" (вместе с "Правилами торговли на рынках Республики Беларусь");
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 "Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам";
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров";
8. акты отдельных министерств и республиканских органов государственного управления;
9. Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Национального банка. Постановление Пленума Верховного Суда от 23.12.1999 года № 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации»;
10. акты местных органов управления и самоуправления;
11. нормы международного права. В соотв. Со ст. 8 Конституции РБ и ст. 6 ГК РБ «РБ признаёт приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства». Провозглашено верховенство и возможность их прямого действия на территории РБ. Всемирная конвенция об авторском праве -Женева 1952 г.;
12. Обычаи делового оборота. Ст. 439 ГК - качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Ст. 290 ГК - обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок в соответствии с указанием закона, договора, а при отсутствии таких указаний - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Наиболее часто обычай используется в области регулирования гражданско-правовых отношений, осложнённых иностранным элементов;
13.Правила морали и
нравственности. В ГК установлена
презумпция разумности и
Одним из источников гражданского права во многих странах являются обычаи. Не причисляя их официально к источникам гражданского законодательства, белорусский законодатель, тем не менее, в некоторых статьях обращает на них внимание.
Активное включение Республики Беларусь в мировую экономику потребовало более полного, чем ранее, учета в ее национальном законодательстве международно-правовых положений. Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Они, следовательно, должны также учитываться в качестве источников ее права.
В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других особенностей известную роль всегда сохраняет обычай. Ярким свидетельством этого является правовое оформление международного торгового оборота, в котором для регулирования взаимосвязей участников широко применяются различные международные торговые обычаи и обыкновения.
В советском гражданском праве обычай практически утратил значение источника права (хотя законодательство придавало ему некоторую роль, отсылая в отдельных редких случаях к "обычно предъявляемым требованиям" или, например, к обычаям морских торговых портов). С переходом к рыночной организации экономики и развитием имущественного оборота роль применяемых в нем обычаев вновь возросла, что нашло законодательное отражение. Таким образом, по сути, возродился еще один источник гражданского права (хотя сфера его использования фактически ограничена договорными отношениями).
Вместе с тем признание источником права иных, кроме нормативных актов, явлений несет в себе определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках. В свою очередь, это обстоятельство чревато произволом правоприменителей, в том числе судов, и неустранимыми разногласиями при установлении содержания применимого к данному случаю права. Поэтому, в частности, не могут признаваться формой права правила морали и нравственности, хотя многие из них, по существу, лежат в основе ряда правовых норм. Они могут иметь определенное значение лишь при уяснении смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники права тоже должны быть по возможности конкретизированы и формализованы как по содержанию, так и по сфере применения.
В англо-американской правовой системе роль основного источника права выполняет судебный прецедент - вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов высших инстанций, определенным образом систематизированных или обобщенных, которые и составляют здесь понятие судебной практики. В континентальной, в том числе в белорусской, правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико, а в известной мере даже формализовано.
Так, высшие судебные органы вправе давать судам "руководящие разъяснения" по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения "в порядке судебного толкования" обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика.
Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, в том числе потенциальных, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм (даже при отсутствии конкретного спора).
Не является источником права доктрина. Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат научного толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.
Это же можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях рекомендательных законах и иных аналогичных документах.
Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц, договоры и т. п. Эти акты обязательны лишь для тех, кто их принял. Поэтому они имеют значение для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии их полного соответствия действующему законодательству). Именно с их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.
Таким образом, к числу источников гражданского права следует относить как законодательство (нормативные акты), так и международные договоры, а также торговые обычаи (а в странах "общего права" - прежде всего судебный прецедент). Это обстоятельство характеризует особое понимание источника права в гражданско-правовой сфере.
Действие норм гражданского законодательства во времени, пространстве, по кругу лиц
По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и к отношениям, существовавшим до введения их в действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное может быть предусмотрено Конституцией и другими актами законодательства.
Публикация нормативных актов - важное условие при выборе соответствующего акта. Официальная публикация - доведение правовых актов до всеобщего сведения путём воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных изданиях (Декрет Президента №22 от 10.12.1998г. «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов РБ»). Одни акты вступают в силу через определённый срок после их опубликования, другие - с момента опубликования, третьи - независимо от опубликования (со дня включения их в Национальный реестр правовых актов). Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем более четко определены временные параметры введения его в действие.
Решения республиканских референдумов, Декреты и Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, если в них не установлен другой срок.
Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, вступают в силу со дня включения их в НРПА РБ, если в этих актах не установлен иной срок.
Постановления палат Парламента, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики (при наличии заключения Министерства Юстиции).
Многие гражданские правоотношения носят длящийся характер. Например, арендное обязательство, возникшее из договора, заключенного на 50 лет, жилищное обязательство, авторское правоотношение и т. п. В период существования таких правоотношений может смениться несколько законов, направленных на их регулирование, и в рамках указанных правоотношений могут периодически возникать и прекращаться субъективные права и обязанности. По таким отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Прекращение действия нормативного акта, как правило, происходит по следующим основаниям:
- истечение срока, на который он был принят;
- объявление об утрате им юридической силы;
- принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений;
- его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности, с исчезновением СССР).
Действие гражданско-правовых
норм в пространстве - это действие актов
гражданского законодательства на территории,
подведомственной принявшему их органу.
Так, законы имеют одинаковую юридическую
силу на всей территории Республики Беларусь,
а акты местных органов управления и самоуправления
действуют на территории соответствующих
административно-