Плюсы и минусы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение рынка как основной составляющей экономики российской федерации, а также выявление на основе исследования экономической ситуации в российской федерации преимуществ и недостатков рыночной формы хозяйствования.
Поставленная в работе цель обусловила решение следующих задач:
- определить сущность рыночной экономики РФ;
- перечислить основные характеристики рыночного хозяйства;
- обозначить роль государства в регулировании рыночной экономики;
- охарактеризовать основные виды рынков;
- исследовать преимущества и недостатки рыночной экономики РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность рыночной экономики……………………………….6
1.1. Основные характеристики рыночного хозяйства……………..6
1.2. Государственное регулирование рыночной экономики………9
1.3. Особенности формирования рыночной экономики в России…13
Глава 2. Кругооборот товара и денег. Виды рынков…………………….15
Глава 3. Преимущества и недостатки рыночной экономики……………25
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

КурсоваяПлюсы и минусы рыночной экономики.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Государственное регулирование экономики имеет различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное. Это связано с недостатками рыночного механизма:

      Развитие рыночной экономики неизбежно сопровождается концентрацией производства и возникновением монополии. А монополия ведёт к застою и торможению прогресса. В настоящее время считается, что для нормальных, конкурентных отношений должно быть 8-15 производителей, по крайней мере не меньше 4-5.

      Рыночная экономика является нестабильно функционирующей системой вследствие действия основных экономических законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренция и др.

      Рыночной экономике свойственна дифференциация доходов производителей. Действие рыночного механизма направленного, прежде всего на обеспечение эффективности производства, в силу этого он воспроизводит социальное неравенство. Чтобы изменить ситуацию, общество должно вмешиваться в процесс функционирования рыночного механизма, и это относится к любой модели рыночной экономики.

Современное государственное управление рыночной экономикой должно осуществляться в следующих направлениях:

      Эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства;

      Создание и поддержка правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей;

      поддержание конкурентной среды и мер, направленных на недопущение монополизации экономии;

      производство общественных благ, образование, фундаментальная наука, правоохранительная деятельность, сфера услуг, реализация задач, связанных с обороной страны;

      минимизация негативных побочных эффектов о рыночной деятельности, в частности охрана окружающей среды;

      преодоление высокой социальной дифференциации общества, поддержка социально уязвимых групп населения.

Важной функцией государства является выработка и реализация национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.

Как правило, государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое  условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором – управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.

Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры» может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику нацелен на поддержание подобного оптимизма.

Таким образом, государственное регулирование экономики направлено на поддержание общего макроэкономического равновесия, то есть равновесного состояния трёх основных видов рынков: товаров и услуг, факторов производства и финансового. Оно наступает тогда, когда в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг устанавливается равновесие объёма продукции и цен; на рынке факторов производства - равновесие факторов производства и издержек на финансовом рынке - равновесный уровень ссудного процента. Для достижения макроэкономического равновесия в условиях рынка предлагаются апробированные подходы трёх основных течений экономической теории: неокейнсианство, монетаризм и "экономика предложений". Кейнсианский подход эффективен, когда экономика переживает стадию спада - в период стабилизации, а рекомендации теории "экономики предложений" приемлемы для стимулирования ускоренного экономического роста. [1]

 

1.3. Особенности формирования рыночной экономики в России

В наше время человечество вступает в эпоху глобальной экономики на основе широких международных потоков сырьевых и трудовых ресурсов, капитала и готовой продукции, электронной информации. После десятилетий изоляции Россия входит в эту глобальную систему, где все страны тесно связаны друг с другом, а перспективы развития во всевозрастающей степени зависят от развития мировой экономики в целом.

Развитие рынка в России, как и во всём мире, происходит при обстоятельствах, которые люди не свободно выбирают, а которые имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Это позволяет выделить общие закономерности и условия развития рынка и специфические - для России. [2]

В начале 1992 года Россия вступила на путь радикальных экономических реформ. Положительные результаты реформ выразились в том, что была разрушена прежняя тоталитарно-политическая и административно-командная система, советская нерыночная, недемократическая, практически феодальная модель экономики, ликвидирован товарный дефицит, созданы основы рыночной инфраструктуры, появились материальные стимулы, работающий рубль, гласность, разделенные ветви власти, политическое партнерство с Западом и т.д.

Рыночная экономика России - это экономическая система, базирующаяся на частной собственности и непосредственных связях между покупателем и продавцом, координируемых рынком и его главным инструментом - ценой. Основные черты рыночной экономики: равноправие всех форм собственности, экономическая свобода, всеобщность рынка, контрактный характер рыночных отношений, экономическая ответственность субъектов рынка, конкуренция, свободное ценообразование.

 


Глава 2. Кругооборот товара и денег. Виды рынков

Рыночная организация экономики схематично может быть представлена в виде модели кругооборота товара и денег (см. рис. 1). На рынке товаров домашние хозяйства выступают в роли покупателей, а фирмы - в качестве продавцов; на рынке ресурсов - наоборот: фирмы - покупатели факторов производства, домашние хозяйства - их продавцы. Один контур модели характеризует движение товаров и ресурсов в натуральном выражении, другой - встречное движение денежных платежей. Общая сумма всех расходов в экономике в целом равна общей сумме получаемых доходов. Рыночная экономика представляет собой совокупность разнообразных рынков, которые, в зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений, по пространственному признаку, степени развитости конкуренции, объему продаж, степени соблюдения законности и т.п. могут быть объединены в отдельные группы. Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке

Рис. 1. Кругооборот товара и денег

     При построении этой модели делается ряд допущений:

      в модели представлены только два хозяйствующих субъекта: домашние хозяйства и фирмы, и отсутствует третий хозяйствующий субъект - государство;

      не учитываются внешнеэкономические связи;

      игнорируются взаимные расчеты между фирмами;

      не рассматривается рынок денежных средств;

      принимается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платежеспособный спрос.

     Рассмотрим отдельные составляющие модели.

Рынок товаров сводит вместе домашние хозяйства и фирмы. На этом рынке домашние хозяйства выступают как покупатели, фирмы - в качестве продавцов произведенных товаров. На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступают в качестве покупателей ресурсов, а домашние хозяйства - в роли их продавцов.

     Домашние хозяйства, продавая принадлежащие им на правах частной собственности факторы производства, получают доход. На полученные доходы, состоящие из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги.

     Фирмы, покупая на рынке ресурсов у домашних хозяйств труд, землю, капитал, производят товары, которые продают на рынке товаров в ответ на предъявляемый домашними хозяйствами платежеспособный спрос, образуемый доходами, полученными домашними хозяйствами.

     Внутренний контур показывает физическое движение товаров и ресурсов (факторов производства) между домашними хозяйствами и фирмами. Потоки ресурсов направлены от домашних хозяйств к фирмам (в нижней части внутреннего контура). Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в обратном направлении - от фирм к домашним хозяйствам (в верхней части контура).

     Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении. Потоки доходов движутся от фирм к домашним хозяйствам (в нижней части контура). Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток, представляющий собой сумму платежей за товары, движется от домашних хозяйств к фирмам (в верхней части контура).

  Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулировать ряд важнейших положений, касающихся организации рыночной экономики:

      оплачивая факторы производства и формируя доходы домашних хозяйств, фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;

      для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемый домашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;

      величина общего объема произведенной продукции в денежном выражении равна сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.

     Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного количества, типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Исходя из этих различий, все рынки можно объединить в отдельные группы. Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на производстве определенных товаров или услуг. Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров. Этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его можно представить как способ распределения этих товаров. В соответствии с рыночным пониманием эффективного распределения цель такого рынка - распределить промышленные и сельскохозяйственные товары в соответствии с финансовыми возможностями потребителей. В рамках сжатого рынка определяются цены на отдельные товары в соответствии со спросом и предложением на них.

Цены на промышленные и сельскохозяйственные товары складываются на уровнях: региональном, национальном и международном. Эти цены включают и стоимость перевозок и хранения. Поэтому стоимость отдельных товаров объективно ниже там, где они производятся - из-за уменьшения издержек производства за счет снижения затрат на перевозку и хранение. Исходя из региональных цен устанавливаются национальные цены и специализация региона, а исходя из национальных цен формируется международный рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров. По существу все остальные рынки складываются примерно так же, но в каждом из них один из уровней имеет свой приоритет.

Рассмотрим рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров, каким он представал перед нами в недавнем прошлом. Представим рыночную систему как совокупность разнообразных рынков по признаку взаимоотношений, т.е. в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются.

В сложившихся формах рынок продовольственных товаров представлен: государственной торговлей, реализующей продовольствие по государственным ценам; потребительской кооперацией, реализующей товары по комиссионным ценам; коммерческой торговлей, реализующей отдельные виды продовольственной продукции по полусвободным и свободным ценам; колхозными рынками, на которых продовольственные товары продаются колхозами и индивидуальными производителями по свободным или незначительно регламентированным ценам. Эта структура рынка продовольственных товаров и используемых в нем цен стала во многом архаичной. Она не обладает единством, целостностью, допускается сосуществование противоречивых, трудно совместимых форм торговли и ценообразования. В результате широкий разброс цен на одни и те же товары в зависимости от применяемых форм торговли. Введение талонов на отдельные виды продовольствия, системы заказов, продажа некоторых продовольственных товаров только отдельным группам населения еще более удаляют торговлю ими от нормальных рыночных отношений и переводят эти отношения из разряда товарно-денежных в класс распределительных, имеющих к рынку косвенное отношение.

Информация о работе Плюсы и минусы рыночной экономики