Платежный баланс РФ и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Как один из основных объектов государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с остальным миром. Состояние платежного баланса – индикатор состояния всей экономики, а динамика изменения состояния отдельных его статей отражает главные тенденции экономического развития общества и, как следствие, может служить основным источником информации для принятия решений государственной политики. Устойчивое состояние платежного баланса для экономики открытого типа должно рассматриваться в качестве приоритетного направления развития экономики.

Оглавление

Оглавление
Введение. 2
1. Сущность и структура платежного баланса. Факторы, влияющие на его состояние. 3
1.1. Сущность платежного баланса. 3
1.2. Структура платежного баланса. 4
1.3. Факторы, влияющие на состояние платежного баланса. 8
1.4. Государственное регулирование платежного баланса 10
2. Регулирование платежного баланса и проблемы его составления. 11
2.1. Необходимость и способы регулирования платежного баланса 11
2.2. Проблемы составления платежного баланса в России 15
Заключение. 17
Список используемой литературы. 19

Файлы: 1 файл

Платежный баланс. мировая.docx

— 100.96 Кб (Скачать)
    1. Государственное регулирование платежного баланса

Государственное регулирование  платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Платежный баланс является одним из важнейших объектов государственного регулирования.

Это обусловлено  следующими причинами:

1) платежным балансам  присуща неуравновешенность, проявляющаяся  в длительном и крупном дефиците  у одних стран и чрезмерном  активном сальдо у других. Нестабильность  баланса международных расчетов  на динамику валютного курса,  миграцию капиталов, состояние  экономики.

2) Выравнивание  платежного баланса требует целенаправленных  государственных мероприятий.

3) Повысилось значение  платежного баланса в системе  государственного регулирования  экономики.

 

  1. Регулирование платежного баланса и проблемы его составления.
    1. Необходимость и способы регулирования платежного баланса

При публикации российского  платежного баланса, в первую очередь  и главным образом, используется формат так называемого «нейтрального  представления».

То есть товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счете текущих операций, а капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные активы − в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами.

Для обеспечения  равенства между счетами добавляется статья «Чистые ошибки и пропуски» и выводится общее нулевое сальдо.

Сальдо платёжного баланса – разность между поступлениями из-за границы и платежами за границу.

Положительное сальдо платёжного баланса означает превышение всех платежей в страну над платежами из страны. Отрицательное сальдо платёжного баланса – превышение платежей из страны над платежами в страну. Обычно международные платежи осуществляются в долларах США или евро.

Отрицательное сальдо платёжного баланса постепенно уменьшает  валютный резерв страны. Требуется его пополнение за счёт продажи товаров за валюту или получения стабилизационных займов. Но этого не происходит, если платежи производятся в национальной валюте государства.

Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через  долгосрочные государственные и  частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.

Проведем анализ платежного баланса за 2010 и 2011 гг.

По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил $ 845,177 млрд и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,3 %.

Сальдо торгового баланса увеличилось со 115,3 млрд. долларов США в январе-

сентябре 2010 года до 144,8 млрд. долларов США в январе-сентябре 2011 года (прирост на

26%). В III квартале 2011 года  профицит торгового баланса вырос  к уровню

соответствующего периода 2010 года на 57% и равнялся 45,9 млрд. долларов США.

 

Экспорт товаров составил 377,8 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению

с январем-сентябрем 2010 года на 31% (близкие по значению темпы  роста отмечались в III квартале 2011 года). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть, нефтепродукты и природный газ.

По данным оценки ЦБ РФ платежный баланс РФ за 2011 г. выглядит следующим образом

Платежный баланс Российской Федерации за 2011 год

(аналитическое  представление)


 

Сильные колебания  сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону) вызывают неблагоприятные  для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает  базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует  инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает, «обвальное» падение  обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в центре внимания оказывается, прежде всего, дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.

Государство регулирует платежный баланс страны. Существует несколько методов государственного воздействия:

1.         Прямой контроль

Запрет или ограничения  на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного  капитала и др. В краткосрочном  плане прямой контроль дает положительный  эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как  создает «тепличный режим» для местных  производителей, снижает интерес  иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются  препятствия для расширения за рубежом  товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

2.         Дефляция (т.е. борьба с инфляцией)

Нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия – снижение объема производства, инвестиций и доходов – ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т. к. при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров.

3.         Изменения обменного курса

Они помогают государству  регулировать равновесие платежного баланса. Различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Часто  в первые месяцы после сильного падения  курса национальной валюты торговый баланс не меняется и даже может  происходить его ухудшение. Спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт  возрастает, а импорт сокращается.

4.         Изменение учетной ставки ЦБ

Направленно на регулирование  валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с  одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного  спроса – с другой.

5.         Диверсификация валютных резервов

Это политика государства, банков, направленная на регулирование  структуры валютных резервов путем  включения в их состав разных валют  с целью обеспечить международные  расчеты, проведение валютной интервенции  и защиту от валютных потерь. Эта  политика обычно осуществляется путем  продажи нестабильных валют и  покупки более устойчивых.

Валютный курс как  прямо, так и косвенно влияет на стабильность экономики и макроэкономическое равновесие. Манипулирование валютным курсом может оказать существенное влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, например, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.

Таким образом государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом.

    1.   Проблемы составления платежного баланса в России

В настоящее время ответственность  за составление платежного баланса  России возложена на Центральный  банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия на составлении  финансового счета. В Госкомстате  большое внимание уделяется составлению  счета текущих операций. В настоящее  время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с  дальним зарубежьем и ближним  зарубежьем. Хотя некоторые источники  информации, необходимой для составления  платежного баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

Например, практически нет  достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и  расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья  осуществлялись через центральные  банки стран, то в настоящее время  их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная  отчетность по таким операциям.

Отсутствуют данные об оплате труда, выплаченной нерезидентам и  полученной от них. Более того, миграционные службы не располагают достоверной  информацией даже о числе граждан  иностранных государств, временно находящихся  на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в  Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в  Приморском крае).

Нет данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в  России. Согласно методологии платежного баланса считается, что часть  таких прибылей, соответствующая  доле, принадлежащей прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается  иностранному инвестору, который сразу  же ее реинвестирует.

Условные выплаты доходов  классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих  операций, в то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".

Отсутствует информация и  о нераспределенных прибылях иностранных  предприятий, в которые российские резиденты осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

К сожалению, определение  понятия резидентства в законодательстве России расходится с определением, данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России.

Аналогично филиалы и  представительства иностранных  компаний и банков считаются нерезидентами  России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия  резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.

Серьезной проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских  счетов. Используемый в настоящее  время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для  четкой классификации активов и  пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление  отчетности об иностранных активах  и пассивах коммерческих банков.

Пока не определена стандартная  форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора  нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной  валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили  бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.

 

Заключение.

Интегрированным выражением всех внешнеэкономических связей страны является ее платежный баланс.

Платёжный баланс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени».

Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень  возможного участия страны в мировой  торговле, международных экономических  связях, установить ее платёжеспособность.

Платежный баланс характеризует  соотношение между валютными  поступлениями в страну и ее платежами  за границей. При положительном сальдо платежный баланс будет активным, а при отрицательном сальдо - пассивным.

Платежный баланс фактически состоит из трех разделов — счета текущих операций, счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, пропусков и ошибок. Счет текущих операций (текущий платежный баланс) охватывает движение товаров, услуг, знаний, а также доходы от движения капитала и рабочей силы и так называемые текущие трансферты, которые рассматриваются как перераспределение доходов. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами охватывает движение финансового капитала, и его сальдо должно быть равно по абсолютной величине и противоположно по знаку сальдо по текущим операциям. Однако на практике оба сальдо редко дают сумму, равную нулю, что требуется для баланса, и поэтому в платежном балансе содержится статья «Чистые ошибки и пропуски», которая фактически является третьим разделом платежного баланса и представляет собой разницу между счетом текущих и счетом капитальных операций. 
 
Равновесное состояние платежного баланса означает, что в течение многих лет страна расходует и инвестирует за рубежом не больше и не меньше, нежели другие страны расходуют и инвестируют в данной стране. 
Выделяют следующие основные методы государственного регулирования платежного баланса. 
1. Прямой контроль включает регламентацию импорта посредством таможенных и других сборов, ограничения или запрета на перевод за границу доходов по иностранным капиталовложениям и денежным трансфертам частных лиц, сокращение безвозмездной помощи, экспорта краткосрочного и долгосрочного капитала и др. 
2. Использование дефляции (борьба с инфляцией) преследует решение внутриэкономических проблем. Однако дефляция в порядке побочного эффекта улучшает состояние платежного баланса.  
3. Изменение обменного курса, которое при любом режиме (фиксированный, гибкий) валютного курса находится под контролем и воздействием государства. 

Экспорт товаров в 2011 году составил 377,8 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с январем-сентябрем 2010 года на 31%.

Информация о работе Платежный баланс РФ и его особенности