Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа
На современном этапе мировая экономика движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего «правила игры» в отношении прямых иностранных инвестиций. В этой связи отмечается ряд обстоятельств: (1) сдвиги в законодательстве, ведущие к либерализации инвестиционного режима (в 1995 г. отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен); (2) повышение роли региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в т.ч. режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении использования фирмами трансфертных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем); (3) формирование нового, многостороннего подхода (особенно в части услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений).
. Международное перемещение
трудовых ресурсов.………………………………………………3
2. Влияние миграции на благосостояние.
Проблема «утечки умов»………………………………………..5
3. Прямые зарубежные инвестиции и
многонациональные компании………………………………..10
4. Принадлежность к факторам производства и распределение доходов от внешней торговли в краткосрочном плане.…….17
5. Влияние структуры потребления на результаты внешней торговли для владельцев специализированных
и промежуточных факторов………………………………..….24
6. Внешняя торговля и занятость. Факторы, влияющие на равновесие экспорта и импорта.
Миграция трудовых ресурсов………………………….………28
Новосибирский Государственный
Архитектурно-Строительный Университет
Реферат по предмету: «Мировая экономика»
на тему:
«ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА»
Студентки группы 252
г. Искитим
Содержание
1. Международное перемещение
трудовых ресурсов.………………………………
2. Влияние миграции на
Проблема «утечки умов»……………………
3. Прямые зарубежные инвестиции и
многонациональные компании………………………………..10
4. Принадлежность к
факторам производства и
5. Влияние структуры потребления на результаты внешней торговли для владельцев специализированных
и промежуточных факторов………………………………..….24
6. Внешняя торговля
и занятость. Факторы,
Миграция трудовых ресурсов………………………….………28
1. Международное перемещение трудовых ресурсов.
Иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть - в автомобилестроении; в Бельгии - половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих.
Современная международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США.
Специфическим примером служит также международная миграция рабочей силы в рамках ЕС.
Таким образом, в этом документе декларируется, что создание единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.
Несмотря на то обстоятельство, что предложенные принципы могут иметь ряд негативных последствий на практике (демпинг, дифференциация стран по использованию рабочей силы определенной квалификации и пр.) рассмотрение модели международной трудовой миграции в рамках ЕС весьма полезно для дальнейшего становления рынка трудовых ресурсов в СНГ.
На протяжении десятилетий
послевоенного периода
Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.
Специалисты считают первым (по временному принципу) среди таких центров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран.
Последовавшая затем волна обретения многими африканскими государствами политической независимости способствовала развитию этого процесса. Активное проникновение в Южную Африку международных корпораций из США и Западной Европы в 70-е годы сделало довольно устойчивой широкую миграцию африканских рабочих в этот субрегион.
Позднее, уже в 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Южной Америке в составе наиболее развитых стран: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Мексики. Страны региона становятся экспортерами как низко квалифицированных работников, так и специалистов высокой квалификации (инженеры, врачи). Параллельно в эти страны ежегодно приезжает многочисленная рабочая сила из сравнительно экономически отсталых стран континента, а также из азиатских и африканских стран.
Далее, формирование ближневосточного центра притяжения рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобывающей промышленности в 70-х годах. Уже в конце 70-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свыше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов, как из соседних арабских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Южной Кореи.
Последние десятилетия текущего столетия явились периодом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран. Это - Юго-Восточная Азия, где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона. Немаловажная роль в указанных процессах принадлежит деятельности ТНК разного «национального» происхождения: американским, японским, австралийским, южнокорейским, тайваньским.
На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, представляющая собой сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причинами подобной трудовой миграции выступают как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей, инженеров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского региона), так и чисто бытовые.
Таким образом, международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важных особенностей современных МЭО.
На современном этапе и страны-импортеры, и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Особая роль принадлежит Международной организации труда (МОТ), одной из основных функций которой является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др. Как известно, за время функционирования МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций.
2. Влияние миграции на благосостояние.
Проблема «утечки умов».
На рубеже третьего тысячелетия мировое сообщество пришло к необходимости переосмысления путей общественного развития. Как справедливо полагают отечественные исследователи, превалировавшая ранее концепция экономического роста, подходившая к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. Однако в настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие целесообразнее рассматривать в рамках более широкой концепции общественного развития [см.: 6, с. 436].
Не случайно уже в конце XX века все более важное значение придается изучению проблем демографии; продовольственного обеспечения населения планеты; ресурсов и их восполнения; обеспечения безопасности и мира; охраны окружающей среды и др. Общим для всех глобальных проблем является их универсальный характер, так как они являются порождением современной цивилизации.
Проявление и последующее
обострение этих проблем в планетарном
масштабе настоятельно требуют их тщательного
рассмотрения и поиска путей их решения также на глобальном уровне. На современном
этапе мировое сообщество переходит к
координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию
миграционных потоков. Организационно-
Последнее десятилетие
нашего столетия характеризуется тем,
что страны-импортеры и страны-
Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.
Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят:
(1) смягчение условий безработицы;
(2) появление для страны-
(3) приобретение ими
знаний и опыта. По
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:
(1) тенденции роста потребления заработанных за границей средств;
(2) желание скрыть получаемые доходы;
(3) «утечку умов»
(4) понижение квалификации работающих мигрантов.
Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. В этой сфере особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и, напротив, необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
Так, мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы прежде всего входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.
Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межнациональной миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межнациональной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.
Кроме того, в регионе
Западной Европы Межправительственный
комитет по вопросам миграции (СИМЕ)
своей деятельностью
Как известно, основополагающие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области межнациональной трудовой миграции должны быть учтены нормы международных конвенций.
Так, страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.
На практике иммиграционная квота, как правило, распределяется в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995 г. было принято следующее ее распределение: 71% - родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США не только существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам.