Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:06, реферат
Современное мировое хозяйство сформировалось в результате международного разделения труда и кооперации, возникших много столетий назад. В наше время ни одна страна не может эффективно развиваться без участия в международной торговле, в движении капиталов и рабочей силы, а также без международного кредита и инвестиций. Поэтому ученые и практики все больше внимания уделяют анализу новых явлений в мировой экономике, закономерностей и тенденций развития международных экономических связей и отношений.
В данной работе будет рассмотрено: сущность, черты мирового хозяйства, производственная и отраслевая структуры мирового хозяйства, а также основные сдвиги структуре современного мирового хозяйства.
Введение
3
1. Характерные черты и понятие мирового хозяйства
4
2. Структура мировой экономики и национального хозяйства
9
3. Производственная структура мирового хозяйства, ее сущность и классификация
10
4. Отраслевая структура мирового хозяйства. Характеристики первичного, вторичного и третичного секторов мировой экономики
19
5. Основные сдвиги в структуре современного мирового хозяйства
23
Заключение
27
Список использованной литературы
28
На основании норм расхода и производственной программы в логистике прогнозируются потребности производства и разрабатываются все логистические аспекты по формированию и управлению материальными потоками. Наличие нормативной базы является обязательным для функционирования логистических систем и подсистем, особенно для производственной логистики. Важнейшими нормативными показателями являются:
удельный расход сырья и материалов;
коэффициент использования материалов;
расходный коэффициент;
полезный расход сырья и материалов.
Нормативный полезный расход материала - это масса (объем) материальных ресурсов, образующих готовую продукцию. Определяют его по чертежу изделия и расчетной массе (объему) материала.
Коэффициентом использования материмое называют отношение полезного расхода материала к норме расхода. Данный критерий является одним из показателей эффективности материальных ресурсов, так как чем больше искомый коэффициент, тем полнее использование того или иного материала и меньше соответственно отходов производства. Расходный коэффициент - показатель, обратный коэффициенту использования материалов.
Важную роль играет также показатель удельного расхода, который представляет собой количество фактически израсходованного материала на единицу продукции (работ). Определяется делением количества израсходованного материала на объем произведенной из него продукции.
На практике в логистике встречаются даже такие нормы, как нормы времени оформления документов, нормы времени принятия решений и др.
От качества норм, от их обоснованности и точности зависит экономическое состояние предприятия. В условиях рынка система норм и нормативов является не инструментом административного вмешательства в производственно-хозяйственные интересы структурных подразделений логистической системы и системы производства, а необходимым элементом внутренней организации процесса производства и регулятором внешних взаимоотношений.
4.Отраслевая структура мирового хозяйства. Характеристики первичного, вторичного и третичного секторов мировой экономики
Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.
Отраслевая структура – это соотношение между различными отраслями в экономике. Отрасль – группа производств, которая производит однородный продукт. В макроэкономическом анализе обычно выделяются пять основных групп отраслей:
Первичный сектор – это сектор, который охватывает отрасли, извлекающие «продукт природы» - сельское хозяйство и добывающая промышленность.
Вторичный сектор – обрабатывающая промышленность и строительство.
Третичный сектор – сфера услуг (государственные, бытовые, финансовые. Юридические и т.д.).
Закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам (легкая, пищевая промышленность), далее – от капитало- и материалоемких отраслей к наукоемким производствам на базе высоких технологий.
Соотношение между выше названными секторами постоянно менялось в пользу третичного с точки зрения их вклада в создание ВВП и доли занятости населения. В последние десятилетия для развитых стран характерны «деиндустриализация» экономики, формирование постиндустриального общества. При этом характерно резкое возрастание значения финансовой сферы, информатики, образования, науки, медицины, средств связи, телекоммуникаций, транспорта, торговли и т.д., продукция которых носит неосязаемый характер.
Каждая группа отраслей, в свою очередь, состоит из сложного набора подотраслевых комплексов, имеющих большую взаимозависимость и широкую сеть производственно-экономических связей. Подобные связи принято называть межотраслевыми – от сырья до готовой продукции.
Кроме того, различают технологические связи – по поставкам оборудования, полуфабрикатов, усовершенствованной технологии; организационно-экономические или общеэкономические – по совместному использованию производственной и социальной инфраструктур.
Разные страны характеризуются различным соотношением этих отраслей: в развивающихся преобладает сырьевой фактор и, соответственно, в структуре – первые две группы отраслей; в развитых странах – последние две группы отраслей.
Быстрое развитие обрабатываемой промышленности – свидетельство быстрой индустриализации страны, что характерно для развитых и «новых индустриальных стран» - Мексики, Бразилии, Аргентины, по отдельным показателям – Индии, государств Юго-Восточной Азии (так называемые «четыре дракона»). Эти страны (в первую очередь Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Гонконг) за последнее десятилетие все в большей мере специализируются на новейших, технически сложных и наукоемких производствах, на производстве продукции, ориентированной на мировой рынок.
В экономике развитых стран на этапе постиндустриального разития ведущую роль играет сектор услуг (свыше 60% ВВП), а доля промышленности и строительства постепенно снижается; доля первичного сектора достигла минимального уровня. В экономике большинства постсоциалистических стран промышленность постепенно теряет ведущую роль, а в новых развитых и новых индустриальных странах ее роль в отраслевой структуре ВВП растет.
Под воздействием научно-технического прогресса в отраслевой структуре мирового хозяйства происходит снижение доли добывающих отраслей. В то же время стремительно развиваются отрасли, производящие наукоемкую продукции. Эти тенденции характерны для развитых стран. Усиливается специализация постсоциалистических и развивающихся стран на ресурсоемких и трудоемких отраслях (нефтепереработка, металлургия, химическая, легкая промышленность).
Сельское хозяйство развитых стран после завершения перестройки на индустриальной основе вступило в этап, который характеризуется широким применением биотехнологии. «Зеленая революция» в развивающихся странах, включающая выведение высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, орошение и применение современной техники, удобрений и средств защиты растений, привела к росту производства продуктов питания, ослабив тем самым остроту продовольственной проблемы.
В топливно-энергетическом комплексе развитых стран усиливается тенденция к энергосбережению, включающая не только относительное сокращение потребления нефти в качестве энергоресурса, но и перестройку отраслевой структуры промышленности из-за свертывания энергетических производств.
В химической промышленности мира происходит перемещение традиционных производств (минеральных удобрений, кислот). Развитые страны все более специализируются на выпуске наукоемкой продукции высокой степени обработки (медикаментов, конструкционных пластмасс и др.).
Мировая черная и цветная металлургия все больше концентрируется в новых развитых, новых индустриальных и постиндустриальных странах.
В машиностроении значительно усиливаются позиции стран Восточной и Юго-Восточной Азии, которые наращивают выпуск автомобилей и бытовой электроники, тогда как развитые страны концентрируют свои усилия на развитии наукоемких производств.
Характерной чертой мирового военно-промышленного комплекса являются заметные сдвиги в структуре военного производства, соотношении сил и возможностей основных военно-промышленных центров. При тенденции к снижению мирового уровня военных расходов продолжаются расширение военных поставок и рост военных бюджетов в ряде стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. США и их партнеры по военно-политическим блокам интенсивно наращивают разработку вооружений новых поколений. Стимулируется слияние крупных военно-промышленных корпораций, расширяются интеграционные связи разработчиков и производителей оружия.
Конкуренция на мировом рынке вооружений в силу ряда причин резко обострилась. В заключении экспортно-импортных сделок все более важную роль играет военно-политический фактор.
В легкой промышленности возникла тенденция к перемещению текстильного, швейного и обувного производства из развивающихся стран в развитые, что вызвано стремлением к расширению производства особо модных изделий поблизости от рынков сбыта.
В развитии мировой транспортной системы на передний план все в большей степени выступает фактор качества транспортного обслуживания, что определяет сдвиги в структуре перевозок в строну опережающего развития автомобильного и трубопроводного транспорта.
В секторе услуг в развитых странах растет удельный вес финансово-кредитной сферы, услуг здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Одновременно остается на прежнем уровне доля торговли и снижается значение государственного управления как подотрасли третичного сектора. Международный туризм является одной из наиболее динамичных форм обмена услугами.
5.Основные сдвиги в структуре современного мирового хозяйства
Отраслевые сдвиги на народно-хозяйственном уровне, если их рассматривать в историческом плане, происходили сначала благодаря быстрому росту «первичных отраслей», затем «вторичных отраслей», а в последний период – «третичных отраслей». В послевоенные десятилетия постоянно уменьшается доля «первичных отраслей», а с 60-х годов – и «вторичных». Одновременно наблюдается быстрое развитие сферы услуг, включая торговлю, транспорт и связь.
В 70-80-е годы высокое развитие получили отрасли духовного производства наука, образование), а также отрасли, связанные с восстановлением физических и духовных сил человека (здравоохранение, отдых, спорт, искусство).
Структурные изменения стали осуществляться на макроэкономическом уровне: в начале 80-х годов было объявлено возрождение и обновление промышленности, новая технологическая деиндустриализация, т.е. ускорение процесса обновления, повышение технологического уровня производства, укрепление конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом уровне и т.д.
В структуре промышленности растет доля новейших наукоемких отраслей: электроэнергетики, атомной и химической промышленности, производства ЭВМ, робототехники. Характерно более качественное использование сырьевых ресурсов (вторичное использование сырья).
Ведущей отраслью промышленности остается машиностроение, и именно в этой отрасли заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, затрат живого труда.
В условиях НТП наиболее характерными являются следующие направления развития машиностроительного производства:
1. Расширение выпуска оборудования, позволяющего резко повысить уровень автоматизации производства в целом.
2. Производство оборудования, способного обеспечить гибкость технологических процессов.
3. Создание новых технологических процессов, позволяющих более экономно и комплексно использовать сырьевые и энергетические ресурсы.
4. Разработка «безлюдной» технологии – это не создание отдельных машин, а разработка систем машин для сельского хозяйства, строительства, добычи полезных ископаемых, складского хозяйства и т.д. все это глобально ставит вопрос об исключении всякого рода физического участия человека производства.
На начало 90-х годов для России была характерна стабильная экономика народного хозяйства с резкими перекосами в структуре экономики. За все годы социалистического строительства приоритет был отдан тяжелой индустрии, т.е. абсолютное преимущество в отраслях промышленности имели добывающие отрасли и военное производство в ущерб сельскому хозяйству, услугам, легкой промышленности, инфраструктуре. Это крайне обострило процесс перехода к рыночной экономике со всеми тяжелыми последствиями структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса России.
Современные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых стран носят системный характер и являются частью глобального макросдвига, предопределяющего переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Эти сдвиги характеризуются относительным уменьшением доли сельского хозяйства, добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, а также ростом удельного веса сферы услуг, высокотехнологичных и наукоемких отраслей, аккумулирующих новейшие достижения научно-технического прогресса. Многие из рассматриваемых сдвигов носят глобальный характер, отражая общие тенденции развития производительных сил. В орбиту научно-технического прогресса постепенно вовлекаются все новые страны и регионы, что в современных условиях приводит к новым формам разделения труда в рамках всемирного хозяйства.
Промышленность является самой главной отраслью материального производства, несмотря на то, что с началом перехода к постиндустриальному обществу доля промышленности в мировом ВВП и занятости экономически активного населения стала уменьшаться. В промышленное производство по-прежнему направляются большие инвестиции. Промышленность продолжает оказывать большое воздействие не только на экономику, но и на другие стороны общественной жизни. Территориальная структура промышленности в наибольшей мере определяет территориальную структуру всего мирового хозяйства, формируя как бы его каркас. Поэтому промышленность иногда не без основания продолжают называть мотором экономического развития.