Особенности социальной защиты аселения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение сущности понятия социальной защиты и ее финансового механизма в контексте модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный анализ, сравнительный. Работа основана на принципах системного подхода и объективности.
В курсовой работе определены характерные черты и функциональные ресурсы понятия «социальная защита населения», рассмотрена национальная модель социальной защиты Республики Беларусь, а также проанализированы основные направления использования средств органами социальной защиты населения.

Оглавление

Введение 4
1. Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства 6
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь 11
3. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения 21
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая_Особенности соц.защиты нас2еления в РБ обр.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы. В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы. В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.

Основными задачами Фонда  являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами: организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования; осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование; финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

Фонд организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета; финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством; размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы; осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования; разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов; назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:

• центры социального  обслуживания семей и различных  категорий населения, нуждающихся  в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для  безнадежно больных людей (хосписы);

• социальные приюты;

• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

• геронтологические  центры;

• организации социального  обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);

• реабилитационно-трудовые мастерские;

• юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих  социальные услуги [11, с. 20].

Таким образом, Фонд социальной защиты населения представляет собой один из важных элементов системы социального страхования Республики Беларусь. Главными задачами Фонда являются: финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сбор страховых взносов; расширенное воспроизводство средств фонда по принципам самофинансирования; международное сотрудничество в области социального страхования.

Средства Фонда складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности, добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

Актуальной задачей деятельности Фонда в современных экономических условиях является обеспечение своевременности и полноты поступления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, снижение просроченной задолженности, соблюдение субъектами хозяйствования норм указов Президента Республики Беларусь о предоставлении государственной поддержки.

Правление Фонда определяет направления его текущей деятельности и на перспективу, рассматривает  и утверждает бюджет Фонда и отчеты о его исполнении. Правление отвечает за своевременное и полное финансирование Фондом всех установленных законодательством выплат. В компетенцию правления Фонда входя также вопросы: согласование назначения руководителей областных и Минского городского управлений и руководителя контрольно-ревизионного подразделения центрального аппарата, утверждение положений и инструкций по вопросам деятельности Фонда. Правление заслушивает отчеты начальников областных и Минского городского управлений об их работе. Оперативное руководство деятельностью Фонда осуществляет Управляющий Фондом, назначаемый Советом Министров Республики Беларусь. Он имеет двух заместителей, назначаемых на должность Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь. Управляющий Фондом несет персональную ответственность за выполнение задач Фонда. При этом он имеет определенные полномочия на принятие единоличных решений. Для решения поставленных задач создана централизованная двухуровневая система управления.

На областном уровне и в городе Минске созданы управления Фонда с правами юридического лица. В составе управлений функционирует 150 городских, районных и районных в городах отделов Фонда. На дату, создания Фонда количество отделов строго соответствовало количеству административных единиц в органах власти на местах. В целях сокращения административного аппарата и повышения оперативности в работе количество отделов в последние годы было сокращено за счет их слияния в ряде городов. Эти отделы не наделены правом юридического лица, они созданы для оперативного выполнения задач Фонда и входят в структуру областных (Минского городского) управлений и непосредственно подчиняются им.

Главными задачами отделов являются: непосредственный сбор страховых взносов и других платежей на государственное социальное страхование; ведение регистрации плательщиков; организация и ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования; контроль правильного использования средств государственного социального страхования и принятие соответствующих мер к плательщикам, нарушающим установленный порядок уплаты страховых взносов и иных платежей.

Заслуживает особого  внимания вопрос взаимодействия органов  Фонда и органов комитетов  по труду и социальной защите областей и города Минска в части организации назначения и выплаты пенсий. По сложившейся практике в Республике Беларусь разобщены органически связанные вопросы: сбор страховых взносов и финансирование выплат пенсий осуществляется Фондом, а назначение и выплата пенсий - органами Комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома.

В целом, сложившаяся структура Фонда является оптимальной для нынешних условий и объемов работы. Уровень расходов на ее содержание самый низкий среди аналогичных структур дальнего и ближнего зарубежья. Однако, структура должна изменяться и совершенствоваться адекватно функциональным изменениям и соответствующим изменениям объемных показателей работы. Требуется более глубокое проведение аналитической работы, работы по прогнозированию, по совершенствованию работы с финансовыми ресурсами и работы по контролю страхователей.

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы  государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. [6, с. 65].

Все методы и меры, с  помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:

кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

В целом, под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход) [4, с. 18].

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

  1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
  2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  7. международное сотрудничество в решении проблем занятости [9].

Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

  • расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
  • льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
  • кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:

  • общественные работы;
  • надомные работы;
  • занятость по вызову и др.

Активный тип регулирования занятости представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:

  • расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;
  • повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
  • введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны  МОТ (Конвенция № 142).

В нынешних условиях можно  предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.

Определяющее место в формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать предприятия к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также к развитию инновационной деятельности предприятий [18].

Информация о работе Особенности социальной защиты аселения в РБ