Особенности рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить понятие рыночной экономики.
2. Рассмотреть основные принципы рыночной экономики.
3. Рассмотреть типы рынков.
4. Изучить этапы формирования рыночной экономики в России.
5. Определить основные черты Российской модели экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие рыночной модели организации экономики…………………….5
1.1. Понятие рыночной экономики……………………………………5
1.2. Основные принципы рыночной экономики …………………….13
1.3. Типы рынков………………………………………………………18
2. Особенности рыночной экономики в России……………………………22
2.1. Этапы формирования рыночной экономики в России…………22
2.2. Основные черты Российской модели экономики………………24
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - Рыночная модель экономики.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного отношения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег. Такой обмен (сейчас его называют ''бартер'') сопряжен с немалыми трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать кординальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу их естественных свойств, таких, как качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги [2].

Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

      функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

      стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

      функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия  монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

      регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

      функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.


1.2. Основные принципы рыночной экономики

 

Можно выделить следующие принципы рыночной экономики:

1.      свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;

2.      равноправие рыночных субъектов;

3.      экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;

4.      экономическая конкуренция. Конкуренция- это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;

5.      свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;

6.      ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

7.      всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;

8.      открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;

9.      государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;

10. социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны - государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества [3].

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. ''Невидимая рука'', таким образом, управляет личной выгодой. Она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Существует два способа такой координации: один - это централизованное управление и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система представляет свободу предпринимательства и выбора; собственно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства) [17].

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.


1.3. Типы рынков

 

Экономисты различают четыре типа рынков:

•    рынок совершенной (чистой) конкуренции;

•    рынок чистой монополии;

•    рынок монополистической конкуренции;

•    рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия) [4].

Экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) (англ. free market economy) - идеальная модель функционирования рыночной     экономики (классический рынок, чистый рынок).

Рынок  совершенной (чистой) конкуренции  характеризуется,  прежде всего,   очень   большим   числом   субъектов   внешней   торговли (покупателей  и  продавцов) и сравнительно  однородным  характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют  тенденцию  к  сближению, т.е. в данном  регионе,  в  данный промежуток   цены  практически   одинаковы.   Согласно практическим  наблюдениям,  в  условиях  данной  рыночной   модели стремление  каждого  экспортера к получению  максимальной  прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке  экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту),  который  не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.

Замечено,   что   на  рынке  совершенной  конкуренции   поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их   торговые  агенты)  стремятся  к  максимизации  удовлетворения потребительного     спроса.     Конкурирующие     фирмы-поставщики ориентируются  на  товары,  произведенные  по  более   эффективным технологиям,  а  производители, на продажу  товара  по  достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

На  практике к данному типу рынка (с определенным резервом)  можно отнести,  например,  международную  торговлю  различными  товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д [17].

Рынок    чистой   монополии   характеризуется   наличием    одного единственного  поставщика товара. Ценообразование  в  этом  случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены  в  зависимости  от  спроса и может вызывать  изменения  цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках  зарубежных  стран эксклюзивным правом  на  поставку  своей продукции,   чем   уже   и  юридически  затрудняет   проникновение конкурента.

Информация о работе Особенности рыночной экономики в России