Особенности переходной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является описание сущности переходной экономики. Для достижения цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
1. описать понятие и признаки переходной экономики;
2. охарактеризовать модели переходной экономики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки переходной экономики……………………………….................5
2. Модели переходной экономики………………………………………………..………8
3. Закономерности перехода к рыночной экономике.……………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………………..…15
Список литературы………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

01.11 курд!!!!!!!!!!.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

материальную  заинтересованность людей,  усилит  стимулы  к  производительной

деятельности.   Для   этого   необходима   специальная   система   мер    по

стимулированию  производства  и  реализации   потребительских   товаров   за

рубежом, грамотная денежно-кредитная и  фискальная политика, направленная  на

регулирование денежной массы в обращении; гибкая  политика  ценообразования:

постепенное  снятие  государственного  контроля  над   ценами,   переход   к

ценообразованию  в  соответствии  с  механизмом  действия  закона  спроса  и

предложения, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

      2. Разгосударствление  экономики,  приватизация,  развитие  свободного

предпринимательства. Разгосударствление понимается как снятие с государства

функций  прямого   хозяйственного   управления,   передача   соответствующих

полномочий   на   уровень   предприятия,    замена    вертикальных    связей

горизонтальными,  которые  могут   происходить   без   смены   собственника.

Приватизация  подразумевает  смену  собственника  посредством передачи  или

продажи на различных  условиях  государственной  собственности  экономическим

субъектам, которые  будут  в  дальнейшем  использовать  ее  в  хозяйственной

деятельности, неся полную имущественную ответственность  за результаты.

      Разгосударствление  и приватизация  закрепляют  режим   коммерческого

расчета и самофинансирования  и  являются  в  этом  смысле  важным  фактором

финансового  оздоровления.  Они  также   создают   гарантии   для   развития

предпринимательства, которое позволит в  кратчайшие  сроки  пустить  в  дело

наши  огромные резервы и на этой  основе  облегчить  экономическое  положение

страны.  Предприниматель  —  одна  из  ключевых  фигур  рыночной  экономики,

заинтересованная  в   эффективном   использовании   ресурсов,   максимизации

прибыли.

      3. Формирование разных типов рынка и  рыночной  инфраструктуры,  новых

механизмов  установления  хозяйственных   связей   и   развития   свободного

предпринимательства.  В  переходный  период  для  поддержания   материальной

сбалансированности  в важнейших  секторах  экономики  потребуется  применение

госзаказов  и лимитированного распределения  изготовленной по ним продукции  и

в гибких формах, которые не препятствовали бы развитию  рыночных  отношений.

Это предполагает  демонополизацию  экономики  и  устранение  организационных

структур, сложившихся в рамках командной  системы и  препятствующих  развитию

рыночных  отношений, что является  важнейшей  предпосылкой  для  конкуренции,

перехода  к  рыночному  ценообразованию.  При  формировании  рынка  ключевое

значение  приобретает  создание  сильной  системы  социальной  поддержки   и

гарантий  для  населения,  которая  облегчила  бы  людям  приспособление   к

условиям  рыночной экономики, защитила социально уязвимые слои от  трудностей

переходного периода.

      4.  Осуществление  активной  инвестиционной  политики.  Эта политика,

опираясь  преимущественно  на  экономические   методы,   должна   обеспечить

необходимые структурные  сдвиги  в  народном  хозяйстве  в  направлении  его

социальной    переориентации,     опережающего     развития     производства

потребительских  товаров  и  услуг,   сокращения   потерь,   восприимчивости

производства  к изменениям спроса и технологическим  нововведениям.

      Структурная перестройка является в конечном счете необходимым условием

устойчивого  рыночного  равновесия,   эффективного   функционирования   всех

механизмов  рынка.

      По  каждому  из  перечисленных   направлений  должно  быть   обеспечено

опережающее создание правовой базы и  институтов  государственной  власти  и

управления.

      Задача перехода к рыночной  экономике состоит в  том,  чтобы  свести  к

минимуму  экономические  и  социальные  издержки;  неизбежные  в  переходный

период. Ее  решению  должен  быть  подчинен  выбор  мер,  осуществляемых  по

каждому направлению, их координация между  собой  и  во  времени.  Необходимо

учесть, что переход к рыночной экономике  до  момента,  когда  она  в  полной

мере  раскроет свои возможности, есть процесс  длительный,  охватывающий  весь

период  глубинной структурной перестройки  социально-экономических  отношений,

серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей.  А  это

не  просто.

      Центр тяжести на  первом  этапе   реформы  приходится  на  оздоровление

денежной  системы, а также на поддержание  сложившихся хозяйственных связей  и

материальных  потоков  в  экономике.   Без   устойчивых   денег   невозможно

стимулирование  производства, налаживание хозяйственного оборота,  переход  к

рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное воздействие на

соотношение потребительского спроса и товарной массы,  на  насыщение  рынка,

послужит  отправной точкой для действий по другим  направлениям.

      Одновременно должны проводиться  активные меры по разгосударствлению  и

демонополизации  экономики,  развитию  предпринимательства  и   конкуренции,

чтобы  в  максимально  короткие  сроки  создать  предпосылки  для  включения

рыночных  механизмов  саморегулирования.   Только   они   могут   обеспечить

устойчивую  стабилизацию цен, побудить к  увеличению  объема  и  разнообразия

продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех  пор  пока  они

не  заработают  с  достаточной  силой,   придется   придерживаться   жесткой

финансово-кредитной политики, чтобы  не  допустить  неуправляемой  инфляции.

Тем  самым,  однако,  может  сдерживаться   деловая   активность,   развитие

производства.

      Время,  в  течение  которого  проводится  жесткая  финансово-кредитная

политика,   осуществляется   либерализация   цен,    разгосударствление    и

демонополизация  экономики  до  проявления  очевидных  признаков   включения

механизмов  конкуренции  и  рыночного  саморегулирования,  образует   период

стабилизации  экономики.

      Вслед за  осуществлением  Программы  проведения  курса  реформ  должен

начаться  период  развития  рынка,  подъема  производства  и  повышения  его

эффективности. Но это теоретически, а практически  движение  экономики  может

пойти «вспять» — вновь к системе  централизованного управления.

 

Главными  направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

1. Л и б  е р а л и з а ц и  я    э к о н о м и к и  — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Д е м  о н о п о л и з а  ц и я    э к о н о м и к и   и   с о з д а н и е   к о н к у р е н т н о й        с р е д  ы ,   предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. И н с  т и т у ц и о н а  л ь н ы е      п р е о б р а з о в а н и я,   включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. С т р  у к т у р н ы е    п р е о б р а з о в а н и я,  направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. М а к  р о э к о н о м и  ч е с к а я   с т а б и л и з а ц и я   (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Ф о р  м и р о в а н и  е     а д е к в а т н о й    р ы н о ч н о м у     х о з я й с т в у     с и с т е м ы    с о ц и а л  ь н о й      з а щ и т ы      н а с е л е н и я.  Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы  и означает окончание переходного  периода.

 

 

 

Заключение

Переходный период – это исторически непродолжительный  отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Одной из относительно простых форм демонтажа выступает либерализация экономики. Но рыночное поведение экономических субъектов может опираться только на рыночные институты. Поэтому институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям реформ.

На раннем этапе  реформ центральная задача состояла в подавлении инфляции, обеспечении  макроэкономической стабилизации и  либерализации экономики. В ходе реформ большинство стран были вынуждены пойти на резкие и болезненные для народного хозяйства и населения меры «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов позволяет перейти к этапу экономического роста. На завершающем этапе реформ должна сложиться современная структура экономики.

Теория и практика трансформации позволяют выделить несколько закономерностей переходного  периода. Это изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, трансформационный спад и интеграция в мировое хозяйство. Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью постсоциалистической трансформации для России является социальная рыночная экономика.

Российская экономика относится к экономической модели переходного периода или трансформационной модели. Если даже не брать во внимание политические аспекты трансформационного перехода, то уникальность экономических факторов развития России преломляет общемировые тенденции формирования рыночной модели в российский вариант не из-за особенностей «русской души», а хотя бы из-за масштабов и климатических условий ее территории. Независимо от эффективности транспортной системы и характера энергообеспечения экономики и населения издержки на эти составляющие часто резко отличаются от подобных затрат в других странах. Все это лишь количественные параметры, которые не влияют на суть модели. Однако и эти обстоятельства не только модифицируют инфраструктурную составляющую российской модели, но и в значительной мере формируют пути включения экономики страны в мировое рыночное хозяйство. При этом не следует забывать, что и развитые страны, и мировая экономика в целом не застыли, а двигаются вперед, в известном смысле находясь в состоянии перехода к современной стадии рыночного развития. Поэтому и Россия должна ориентироваться не на промежуточную, середины прошлого века, а на формирующуюся в XXI веке стадию рыночного развития мирового сообщества.

 

 

Список литературы

1.   Кудров В.М. Мировая экономика. – М.: Бек, 2010. - 464 с.

2.   Мартынов В.А., Автономов В.С., Осадчая И.М. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2009. – 422 с.

3.   Орлянский Е.А. Теория и практика переходной экономики. (Трансформационные направления развития экономики России) Учебное пособие. - Омск: Издательство «Наследие. Диалог-Сибирь», 2007. - 124 с.

Информация о работе Особенности переходной экономики России