Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 03:24, контрольная работа
Мировая экономика на протяжении всей её истории подвергалась различным кризисам. Эти кризисы носят цикличный характер. Начало кризиса проявляется в снижении объёмов производства, а после его окончания наблюдается резкий рост основных экономических показателей. Изучение экономических кризисов помогает выявлять их причину и разрабатывать комплекс экстренных мер, направленных на их преодоление. Именно поэтому тема контрольной работы является актуальной.
Переход инфляционных явлений из одной формы в другую был обусловлен как кризисом сложившейся хозяйственной системы, так и отсутствием контроля за денежной массой в обороте вследствие полного игнорирования роли этого фактора при управлении экономическим развитием.
За рассматриваемый период совокупная денежная масса увеличилась более чем в 2,7 раза при снижении объемов ВНП. [10 с. 155]
Сохранение в конце 80-х
годов политики полной занятости, ориентированной
на обеспечение потребности
Свидетельством этого
является ситуация в 1991 г., когда 17-процентное
падение ВНП практически не сопровождалось
сокращением численности
Последним фактором нарастания кризиса стал распад СЭВа и нарушение торговых связей между республиками бывшего СССР. Частичная децентрализация внешней торговли в 1989 г. значительно ухудшила торговый баланс в конвертируемой валюте. В 1989 г. импорт возрос более чем на 20% в долларовом исчислении, в то время как экспорт - всего на 5%. В результате активное сальдо торгового баланса в 1988 г. в размере 4,8 млрд. долл. сменилось в 1989 г. дефицитом в размере 0,1 млрд. долл. Для покрытия дефицита и официально гарантированных долговых обязательств был увеличен экспорт золота, несмотря на высокий объем его экспорта в 1988 г.
В начале 1991 г. была ликвидирована торговая система стран-членов СЭВ, на долю которых приходилось более половины внешнеторгового оборота СССР. Переход с 1 января 1991 г. на расчеты в свободно конвертируемой валюте при недостатке ее с обеих сторон привел к свертыванию многолетних традиционных связей, резко сократил поставку из этих стран продукции, крайне необходимой для развития производства и пополнения отечественного потребительского рынка. [15 с. 158]
Торговля СССР со странами СЭВ практически развалилась. Экспорт в них упал с 52 млрд. долл. в 1990 г. до 20 млрд. долл. в 1991 г. Экспортные поставки постепенно переориентировались на страны ОЭСР. Импорт из стран СЭВ сократился более чем на 2/3.
Анализ развития советской
экономики после умеренного подъема
в 60-е годы показывает, что страна
функционировала в
Кризис экономики СССР конца 80-х годов имел мало общего с циклическими экономическими кризисами в капиталистических странах. Хотя симптомы кризиса в той или иной мере совпадали, однако лежавшие в его основе причины и механизмы были существенно различны и даже противоположны.
Не могли не сказаться на углублении кризиса второй половины 80-х годов и «форс-мажорные» события, в частности, падение мировых цен на энергоносители после 1985 г., чернобыльская катастрофа и армянское землетрясение, ликвидация последствий которых потребовала многих десятков миллиардов рублей. Сопоставимыми по своей величине были экономические потери от неурожаев в сельском хозяйстве в 1984-1987 гг. Но непосредственные причины кризиса заключались в неудачной экономической политике правительства, основанной на закрытости системы принятия решений, не восприятии руководством страны рыночных законов и ошибочной вере в безграничную ре-формируемость традиционной системы.
2. Пути выхода из кризиса
Программу выхода из экономического кризиса можно разделить на два основных этапа: [18 с. 6]
- преодоление бюджетного
кризиса, т.е. совокупность
Вот некоторые возможности преодоления бюджетного кризиса.
Необходимо всеми доступными средствами пополнять бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность, в первую очередь для расшивки неплатежей, во-вторых, как инвестиции в промышленность.
Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страны являются:
1. Рост доходов государственного
бюджета и сокращение его
Это осуществляется с помощью снижения уровня налогообложения, вследствие этого возрастает налогооблагаемая база, соответственно и доходы от налоговых поступлений. Снижение налогов может побудить предприятия теневой экономики вернуться в экономику легальную. Эта мера действительно необходима, т.к. налоги в России завышены, но ее самый большой недостаток в том, что положительные результаты, если вообще будут, проявятся через 1,5-2 года; до этого момента доходы в бюджет уменьшаться. Одним из основных направлений в налоговой политике должно стать экстренное погашение задолженности предприятиям за уже выполненные государственные заказы. Каждый задержанный государством рубль оборачивается 5-6 рублями неплатежей. Погашение государственной задолженности будет способствовать расшивке неплатежей.
Восстановление
От попыток сокращения бюджетных расходов в краткосрочном периоде будет мало пользы. По сути, уже нечего сокращать. Дальнейшее сокращение расходов оставит страну без армии, или без здравоохранения, науки, - что равносильно гибели.
2. Второй источник бюджетных
доходов - займы внутри страны
и за рубежом. После
Для пополнения доходной части бюджета могут привлекаться сбережения населения и капитал, эмигрировавший за границу. У населения имеется около 20 млрд. долларов в рублевых сбережениях, они непрерывно уменьшаются в результате инфляции и девальвации. Также имеется около 40-60 млрд. долларов в валюте. Основная проблема заключается в том, что после обвала банковской системы люди не доверяют свои сбережения банкам. И большинство эти деньги не отдадут ни при каких обстоятельствах. Прямая конфискация или замораживание валютных средств возможна только в крайнем случае: очень высока вероятность социального взрыва, после которого говорить о выходе из кризиса бессмысленно. Вероятность же того, что вывезенные из России капиталы вернутся в страну в ближайшие несколько лет крайне низка.
Это не источник пополнения
бюджета, а способ уменьшения государственных
долгов, уменьшения дефицита платежного
баланса девальвация рубля. Этот
источник уже использован, девальвация
де-факто уже произошла, государственные
долги обесценились примерно в три
раза. Власти не должны допустить еще
одного обвального падения курса
рубля, в основном по социально-политическим
причинам. Но потенциал использования
этого механизма еще не исчерпан
и может дать положительные результаты.
Особенно это касается необходимости
поддержки отечественных
Эмиссия. Из-за скудности других доходных источников, эмиссия неизбежна. Но она должна быть строго ограничена, не допускать разгона инфляции более 30-35% годовых, во-вторых, эмиссионные деньги должны идти не на «затыкание дыр», она должна быть целевой и направлена, прежде всего, в производственный сектор экономики.
Есть проекты выхода из кризиса с помощью возврата к командно-административным методам управления, жесткого контроля над ценами, заработной платой и другими сферами экономики. Но это больше политическая, программа, чем экономическая. Аппарат, позволяющий государству распоряжаться экономикой, разрушен, и для его восстановления также потребуются средства и время.
Долгосрочными стратегическими задачами для экономики являются:
Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации цеповых про порций, чтобы сделать финансирование реального сектора экономики не менее выгодным и не более рискованным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций на валютном рынке. Для этого должны использоваться налогово-дотационные и таможенные механизмы.
В перспективе введение устойчивой параллельной валюты, роль которой сейчас исполняет доллар. Эта валюта должна заменить доллар как средство сбережения для банков, предприятий, населения. Необходимо ограничивать валютную спекуляцию.
Жестко контролируемое направление основной массы эмиссии на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений - на инвестиции.
Сегодня пришла пора усилить
государственное вмешательство
в экономику в интересах
В центре внимания нового российского
правительства, конечно, стоят вопросы
проведения промышленной политики, ликвидации
неплатежей, возрождения и укрепления
научно-технического потенциала страны,
продолжения экономических
Для дальнейшего продвижения по рыночному пути необходимо принять налоговый кодекс и провести налоговую реформу. Предприятия задушены налогообложением, население не сможет выдержать существенного повышения налоговых ставок. Становится актуальным вопрос о повышении реальных доходов населения, причем в интересах не только самого населения, но и государства, и отечественной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение приведем несколько выводов по курсовой работе.
Экономическому развитию присуща цикличность, которая характеризуется повторяемостью спадов и подъемов производства. Экономический цикл включает в себя фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Кризис характеризуется свертыванием хозяйственной деятельности во всей экономике или подавляющей ее части, а также перепроизводством капитала в той или иной форме. Для депрессии характерна застойность хозяйственной деятельности. Оживлению присуща некоторая активизация этой деятельности, сопровождаемая постепенным «рассасыванием» товарных запасов и ресурсов. Стадия оживления продолжается до тех пор, пока экономика не достигнет объема производства, соответствовавшего предкризисному периоду. Затем начинается экономический подъем, сопровождающийся ростом спроса как на товары и услуги, так и на ресурсы.
Различают следующие виды
экономических кризисов: циклический,
промежуточный, структурный, частичный,
отраслевой. Циклический кризис выражает
повторяющиеся спады
Циклический характер развития рыночной экономики объективно обусловливает необходимость ее антициклического регулирования, которое предполагает использование целой системы способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру, активизацию или деактивизацию экономической деятельности. Антициклическое регулирование включает средства как непосредственного, так и косвенного прямого воздействия на экономику.
Кризис 1992--1998 гг, в России --- это самая крупная в истории человечества экономическая катастрофа отдельно взятой страны в мирное время. В годы Великой депрессии ни одна страна мира не претерпела такого ущерба от действительно циклического кризиса, как Россия в рамках кризиса, порожденного государственной властью. Ни одна страна Запада при переходе от неокейнсианской к неоконсервативной модели развития не прибегала к столь радикальным мерам и по срокам, и по масштабам, как это произошло в стране, где господствовала централизованная система хозяйствования. При этом в качестве целевой установки объявлялись не развитие экономики, решение социальных проблем, улучшение благополучия нации, а борьба с инфляцией, финансовая стабилизация, становление банковской системы, фондового рынку, т.е. то, что является средством, выдавалось за цели реформирования. Отсюда и результаты. При этом определяющую роль сыграла идеологическая установка -- «недопустить возврата к прошлому». Цена этой установки -- развал экономики, деградация общества.
Информация о работе Особенности кризиса российской экономики 1998 года