Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа
Цель данной работы: изучение сущности и причин возникновения инфляции и путей ее преодоления, а также анализ особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Данная цель формирует необходимость решения следующих задач:
изучить сущность инфляции и причины ее возникновения;
раскрыть формы и виды инфляции;
изучить социально-экономические последствия;
исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления;
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности……..6
Виды и причины инфляции……………………………………………………..6
1.2 Измерения инфляции…………………………………………………………..12
2 Социально – экономические последствия инфляции………………………….16
2.1 Инфляция и экономический рост…………………………………………….16
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия……………………...17
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси……………...22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников……………………………………………..28
б) борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической [17, с.184; 18, c.104] .
Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика - в краткосрочном периоде.
Мировая практика знает немало эффективных методов, использовав которые, можно успешно бороться с инфляцией.
В стратегическом плане ПЕРВАЯ и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайней мере два условия. Первое - всемерно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся малый бизнес; проводилась либерализация цен; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пресекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др. Второе - существовало правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и неуклонно добивается их решения [17, с. 184].
ДРУГИМ неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.
Для
того чтобы денежная политика была
действительно
Режим жестких денежных ограничений относится к разряду сильнодействующих регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничениям хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен,, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Центральном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования [17, с.184].
ТРЕТЬЯ задача антиинфляционной политики государства - сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями -увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
Решая эту проблему, следует заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно, и сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны. [17, с. 185].
ЧЕТВЕРТАЯ задача антиинфляционной политики - свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных факторов; и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.
Поскольку движение капиталов получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект, т.е. вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.
Таковы основное направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.
Методы краткосрочной антиинфляционной политики рассчитаны на устранение причин инфляции. Они большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время умерить инфляционное напряжение.
Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты [17, с.184; 18, c.104] .
С
учетом вышеизложенного
Выводы:
Антиинфляционная
стратегия и тактика в
Я
считаю, что изучение содержания антиинфляционного
регулирования с учетом, несомненно,
зарубежного опыта на данном этапе
развития белорусской экономики
поможет в дальнейшем улучшить сложившуюся
ситуацию и повысить уровень жизни
населения. Успешное развитие денежно-кредитной
системы напрямую зависит от проведения
стабильных мер со стороны государства.
Республике Беларусь просто жизненно
необходимы решительные сдвиги не только
в создании благоприятных условий
для ведения бизнеса, но и привлечения
инвестиций, особенно в сферу производства
потребительских товаров и
Хотелось
бы отметить, что для проведения
успешного антиинфляционного
Стало
понятно, что одним из важнейших
инструментов антиинфляционного
Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы.
Информация о работе Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси